«Быть современным, значит быть толерантным!»
методическая разработка (10 класс) на тему

Дорогова Наталья Владимировна

 

        Цели:

1.     Улучшение психологического климата в группе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

        Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_tolerantnym_znachit_byt_sovremennym.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:


Классный час «Быть современным, значит быть толерантным!» (Слайд 1)

 

        Цели:

1.     Улучшение психологического климата в группе.

2.     Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

3.     Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

4.     Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

        Задачи:

1.     Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

2.     Развить навыки социального поведения.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.  

 Оборудование: 

  • проектор; 
  • раздаточный материал; 
  • наглядные материалы («Древо толерантности»); 

 (Слайд 2) 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

 

«Молитва о встрече»

   

Ведущий: Сегодня у нас с вами необычный разговор наш разговор  будет посвящен толерантности. Международный день толерантности, отмечается 16 ноября 

 Понятие толерантность имеет свою историю.( Слайд 3)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие “толерантность» Давайте лучше познакомимся со значением этого слова (Слайд 4 )

 Какое из определений вам импонирует более всего? - А что же объединяет эти определения? Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Итак, толерантный человек должен уметь…(Слайд 5) .

  1. Игра «Мы с тобой одна семья»

Я предлагаю вам игру, для этого нам надо встать в круг,

Я говорю, а вы делаете.

Мы с тобой - одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Потрогай нос соседу справа.

Потрогай нос соседу слева.

Мы с тобой - друзья.

Мы с тобой - одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Обними соседа справа.

Обними соседа слева.

Мы с тобой - друзья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Ущипни соседа справа.

Ущипни соседа слева.

Мы с тобой друзья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты, я.

Поцелуй соседа слева.

Поцелуй соседа справа.

Мы с тобой - друзья.

 Как разнообразен мир вокруг нас. (Слайд 6,7) Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские… Но почему-то мы иногда посмеиваемся друг над другом. Да, мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. 

       Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.(Слайд7)

 

 

 

II. ИГРА «Сходства и различия».

 

 

·        Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

·        Национальность влияет на взаимоотношения людей?

·        Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

·        Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

   Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод:

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее.

   Внутренний мир каждого человека неповторим. Нет двух людей с одинаковым мироощущением. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, мы часто забываем об этом и поэтому обижаемся, что нас не понимают, да и сами неправильно толкуем слова и поступки других людей. Но самое неприятное случается, когда мы теряем контроль над своими эмоциями и тогда не избежать КОНФЛИКТОВ (Слайд 8)

(слайд 9  и слайд 10)

Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.  (Слайд 11) 

«Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.» 
В. Франкл 
Как вы считаете, что значит быть «идеальным»? 
Каким вы видите свой идеал человека? 
А можно ли быть идеальным? 
Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек – индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно). 
Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла? 
(У каждого есть идеал, к которому он будет стремиться, которому он будет подражать. Но всё равно человек останется индивидуальностью, потому что скопировать абсолютно всё невозможно). 

III. Игра «Наши плюсы и минусы».  (слайд12)


1. Введение в деятельность. 
В каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы начать совершенствоваться нужно признать в себе и те, и другие качества. 
Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель – наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую – отрицательные. 

2. Вывод. 
Мастер с обучающимися составляет портрет группы на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску. 
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, присутствующего на классном часе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент). 

IV. Сверхновая звезда

Если участники несколько устали от работы, то с помощью этого упражнения-фантазии их силы восстановятся - 10 минут -

Подготовка        

Члены группы сидят расслабившись, с закрытыми глазами, руки вдоль тела, ноги расставлены примерно на ширине плеч. (Подготавливая членов группы к этому упражнению, говорите медленно.)

-Представьте  себе, что в его солнечном сплетении находится сгусток энергии, излучающий сильный свет. Каждый участник может определить для себя его цвет.

-Представьте себе, что свет наполняет ваш живот и постепенно заливает грудь... бедра... плечи... спину... колени... локти... затылок... лицо., ступни... кисти... пальцы рук и ног. Позвольте этому свету заполнить все ваше тело.

-Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног, из головы.

-Представьте себе, что ваше тело светится, как солнце, так что вся комната озарилась светом, свет проходит через вас... Теперь свет, исходящий от вас, проникает все дальше... из этой комнаты... из здания... он озаряет все окружающее, всю нашу страну, леса, горы и города.

-А теперь представьте себе, что свет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю... Пошлите его еще дальше — до Луны и звезд.

- Представьте себе, что вы — невероятно сильный маяк и из вашего тела бьет источник всепроникающей энергии.

Сохраните в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потянитесь немного и откройте глаза. Вы снова здесь, свежие и бодрые.

 

V. Рефлексия: «Дерево толерантности»(творческое задание).

      Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали  более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

·        Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

·        Не ссориться, стараться понять друг друга

·        Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

·        Больше общаться, узнавать друг друга

Заключительное слово

Слайд 16 Мастер (демонстрирует фотографии последствий экологических катастроф) Некоторые современные ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические, - это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга.

Психологи отмечают повышенную агрессивность и раздражительность у большинства людей. Происходит интенсивный выброс в окружающую среду отрицательной энергии. Накапливаясь, эта энергия способна разрушительно воздействовать на природу, среду обитания человека. Уважать друг друга, стараться самому стать лучше. Ведь зло и ненависть разъедают человеческую душу изнутри, таких людей постоянно гложет обида и зависть, что отрицательно сказывается на здоровье.

 

Все наши поступки возвращаются к нам бумерангом. Так давайте же будем радовать окружающих, совершать добрые поступки, от этого мы сами станем счастливее, а наш мир - чуточку светлее! Преумножайте доброе!

Список литературы:

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004