Профилактическая работа
методическая разработка

Сарочка Анжелика Станиславовна

Данный материал содержит индивидуальный план профилактической работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_profilakticheskoy_raboty.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

План профилактической работы

 с детьми “группы риска”

на 2023-2024 учебный год

7 “В” класс

Классный руководитель: Сарочка А.С.

                                              «Трудные» дети.

     Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

     Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы.   Трудность   школьников   обуславливается   тремя    основными факторами:

  • Педагогической запущенностью. «Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к такому искривлению личности ребёнка, что потребуется его перевоспитание»
  • Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.

3) Отклонениями в состоянии здоровья.

     В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

     Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

     Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

     «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

План индивидуальной профилактической работы классного руководителя

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

1.

Выявление детей группы риска посредством наблюдения, проведения психологического тестирования

Начало года

2.

Организация контроля посещаемости учебных занятий, своевременное выяснение причин отсутствия и их анализ

Ежедневно

3.

Осуществление педагогического наблюдения, контроля за состоянием и поведением обучающихся

Ежедневно

4.

Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыков. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультировании.

В течение года.

5.

Контроль за  выполнением домашнего задания.

Контроль за ведением учебной документации

В течение года.

6.

Разработка плана психолого-педагогической помощи обучающимся  и его корректировка при необходимости

В течение года.

7.

Оказание всех видов психологической помощи (психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция)

В течение года

8.

Проведение тренингов, направленных на развитие навыков позитивного общения, способностей к самостоятельному решению жизненных трудностей; укрепление взаимопривязанности детей и родителей.

В течение года.

9.

Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства, контроль виртуального пространства

В течение года.

10.

Организация циклов бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

В течение года

11.

Индивидуальные консультации с учащимисяся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)

В течение года

12.

Информирование ребенка об его правах и обязанностях

2 четверть

13.

Защита прав и интересов детей, находящихся в социально-опасном положении

В течение года

14.

Изучение интересов и склонностей учащегося через тестирование, анкетирование и наблюдение

Согласно плану

15.

Предоставление адресной помощи ребенку из социально-тревожных, малообеспеченных семей

1 раз в год

16.

Привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам, вовлечение в общественно-значимую деятельность

В течение года

17.

Организация отдыха в дни осенних, зимних и весенних каникул

Проведение инструкиажей по правилам безопасного поведения  

В течение года

18.

Индивидуальные консультации с родителями и проведение профилактических бесед в целях соблюдения единых требований и оказания педагогической поддержки

В течение года

19.

Организация взаимодействия с учителями-предметниками по осуществлению контроля и оказанию психолого-педагогической поддержки

В течение года

20.

Укрепление положения обучающегося в классном коллективе, формирование социальной компетенции, сотрудничества.

В течение года

Цель работы: социальная защита и адаптация обучающегося, коррекция поведенческих установок, его развитие, воспитание, образование.

Задачи:

  • Выявление интересов и потребностей учащегося, трудностей и проблем, в отклонении поведений, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающемуся в них учащемуся;
  • Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, административными органами;
  • Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающегося, реализаций прав и свобод личности;
  • Координация взаимодействия учителей, родителей, социальных служб для оказания помощи учащемуся;
  • Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении.

Ожидаемые  результаты:

  • Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  • отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
  • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  • Создание ситуации успеха.
  • Укрепление положения детей в классном коллективе
  • Организация помощи  в выполнении общественных поручений.
  • Формирование положительной «Я-концепции».
  • Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
  • Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
  • Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Выявление учащихся «группы риска».

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и профессиональная ориентация;

- поведение и поступки.

        

Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

-социометрические  исследования;

- наблюдения;

- беседы со школьником;

- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);

- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

- запрос информации из подразделения  по делам несовершеннолетних;

- запрос информации с последующего места учебы школьника;

Алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

  • Сбор  информации,  изучение,  анализ  влияний  окружающей  жизни.  На этом  этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.
  • Формулировка целей и задач работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
  • Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.
  • Реализация плана:
  • включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
  • оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
  • преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
  • изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,
  • регулирование отношений с семьей,
  • анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,
  • дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
  • Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.

Подведение итогов работы.

Карта наблюдения

№ п/п

Критерии  наблюдения

Не наблюдается

 Иногда

Часто

1.

Ученая деятельность:

- равнодушие;

- нежелание учится;

- низкая успеваемость;

-затруднения в освоении учебных программ;

- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

- изоляция;

- противопоставление себя коллективу;

- положение дезорганизатора;

- положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками:

- жестокое обращение со слабыми и младшими;

- пренебрежительное отношение к сверстникам;

- принадлежность к той или иной  молодежной группе

3.

Взаимоотношения со взрослыми

С учителями:

- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

- грубость, хамство;

- бестактность;

4.

Проведение свободного времени:

- бросил заниматься в кружке, секции, студии;

- в основном проводит свободное время вне дома  (с друзьями на улице);

- употребляет спиртные напитки; курит;

- зарабатывает себе на жизнь

5.

Отношение к труду:

- отрицательное отношение к работе;

- невыполнение трудовых обязанностей в школе;

- неисполнение  трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду

6.

Поведение и поступки

В школе:

- прогулы;

- нарушение школьной дисциплины;

- нецензурная брань;

- жаргонная речь;

-порча школьного имущества;

- срыв уроков;

- драки;

В семье:

- побеги из дома;

- невыполнение домашних обязанностей;

- непослушание;

- ложь.

Противоправные поступки:

- бродяжничество;

- попрошайничество;

- азартные игры;

- употребление наркотиков;

- кража;

- вымогательство;

- порча имущества;

- нанесение телесных повреждений (в результате драки)

                                                             Памятка классному руководителю

Как оказать помощь подростку в разрешении проблем.

Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.

Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап беседы

Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе - только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.

Второй этап беседы

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком.

Третий этап беседы

Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств.

Завершающий этап беседы

Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.

Действия после беседы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:

  • отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;
  • продумайте план оказания помощи ребёнку;
  • учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;
  • ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;
  • не оставляйте подростка без контроля и внимания;
  • при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""

Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски  отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год

Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...