Профориентационная работа
рабочая программа (5, 6 класс)

Сарочка Анжелика Станиславовна

Программа внеурочной деятельности по профориентации обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota.docx12.59 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа

Внеурочная деятельность «Путь к мечте» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Основные задачи :

1. сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;

2. расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий»;

3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

4. ознакомить обучающихся с правилами и способами получения профессии;

5. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности

6. научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;

7. научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Ученик научится:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
  • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
  • характеризовать группы предприятий региона проживания,
  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
  • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
  • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
  • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Ученик получит возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий.

Занятие №2. Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.

Занятие № 3. Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова надежный способ выбора профессии.

Занятие № 4. Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.

Занятие № 5. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда и по характеру труда. Карта интересов Голомштока.

Занятие № 6. Склонности и профессиональная направленность («могу»).

Занятие № 7. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.

Занятие № 8. Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда.

Занятие № 9. Темперамент и выбор профессии. Общая характеристика личности. Учение о темпераменте. Влияние темперамента на выбор профессии. Анкета самооценки типа личности.

Занятие № 10. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению.

Занятие № 11. Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что-бы быть востребованным специалистом.

Занятие № 12. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе.

Занятие № 13. Профессии «человек-человек». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

Занятие № 14. Профессии «человек – знаковая система». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

Занятие № 15. Профессии «человек – техника». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

Занятие № 16. Профессии «человек – художественный образ». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

Занятие № 17. Профессии «человек – природа». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

Занятие № 18. Профессиональные стереотипы. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.

Занятие № 19. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии.

Занятие № 20. Построение профессиональной перспективы. Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.

Занятие № 21. Профориентационная игра «Вакансия».

Занятие № 22. Заключительное занятие. Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.

III. Тематическое планирование.

Тема занятия

Ко-во часов

Планируемые

результаты

1.

Многообразие мира профессий.

1

Должны владеть понятиями «профессия», «специальность», «должность».

2.

Выбор и моделирование профессии.

2

Знать требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.

3.

Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо»

2

Ознакомится с подходом Климова, его классификацией профессий

4.

Интересы и выбор профессии («хочу»)

2

Рассмотреть компоненты формулы «Хочу-Могу-Нужно» на собственном примере ученика.

5.

Классификация профессий.

2

Знать классификации профессий по предмету труда и по характеру труда.

6.

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

1

Тестирование склонностей

7.

Мотивы выбора профессии.

1

Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности.

8.

Профессиональный тип личности.

2

Опросник профессиональной направленности личности Голланда.

9.

Темперамент и выбор профессии

2

Общая характеристика личности.

10.

Способности и выбор профессии.

2

Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению.

11.

Социальные проблемы труда («надо»).

1

Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что-бы быть востребованным специалистом.

12.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос.

13.

Профессии «человек-человек».

2

Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

14.

Профессии «человек – знаковая система».

2

Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

15.

Профессии «человек – техника».

1

Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

16.

Профессии «человек – художественный образ».

1

Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

17.

Профессии «человек – природа».

1

Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.

18.

Профессиональные стереотипы.

1

Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.

19.

Ошибки при выборе профессии.

2

Типичные ошибки при выборе профессии

20.

Построение профессиональной перспективы.

2

Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.

21.

Профориентационная игра «Вакансия».

1

Приобретение практических навыков

22.

Заключительное занятие.

1

Подведение итогов.

Общее количество часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....