Беседы с учащимися о воспитании
консультация (6 класс)
Представлены беседы на темы"Познаю и совершенствую себя", "Учиться хорошо может каждый", "Быть здоровым здорово", "Внешний вид? Внешний вид!", "Как дарить подарки", "Мы идем в гости"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ | |
| 83 КБ | |
| 40.5 КБ | |
| 74.5 КБ | |
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТЫВАЯ ВОЛЮ
Плакаты для оформления и обсуждения.
1. Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности: человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.
С. Смайлс (английский писатель).
2. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действием.
Я.А. Коменский
3. Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы - близнецы – необходимы для сооружения громадного здания славы… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает, подавляет; всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.
О. Бальзак (французский писатель).
4. Люди не могут утешиться, когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают сами себя, они порой бывают довольны.
Ф. Ларошфуко (французский философ). 5. «Завтра» - великий враг «сегодня»; «завтра» парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая в нас бездействие.
Э. Лабуле (французский писатель).
6. Чем жестче человек относится к себе, тем большего он может достичь в жизни.
А. Карпов (экс-чемпион мира по
шахматам).
Вступительное слово учителя.
Все мы обладаем какими-либо природными данными. И если даже они скромны, путем самоусовершенствования можно добиться больших успехов в развитии тех или иных качеств, способностей. Конечно, результат будет прежде всего зависеть от нас самих: знания своих особенностей и возможностей волевых черт. По этому поводу английский писатель С. Смайлс сказал… (см. плакат № 1).
Писатель Д. Гранин рассказал однажды о профессоре Любимцеве, человеке разносторонних способностей. Им было написано более 12000 страниц книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции. Как же это он сумел? 50 лет подряд А.А. Любимцев аккуратно записывал и планировал расход времени. Он старался использовать для работы каждую минуту – даже поездки в городском транспорте, очереди и т.д. В поездках он читал книги, изучал языки. Английский язык он изучил именно таким образом.
Профессор Любимцев планировал работу на день, месяц, год, пятилетку. Он считал, что у человека не должно быть времени пустого, лишнего и «чистого», предназначенного для одного только отдыха. Отдых – это смена занятий. Профессору и в голову не могло прийти «убить время». Любое время было для него благом.
А.М. Горький переписывался со слепоглухонемой девушкой Ольгой Скороходовой, которая не только получила среднее и высшее образование, но и защитила кандидатскую диссертацию, написала книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Как же она смогла этого добиться? В 10 лет Ольга попадает в школу – клинику для слепоглухонемых детей в г. Харькове. Кропотливая работа специалистов способствовала развитию и восстановлению речи. По всем предметам Ольга настойчиво занималась по специальной методике. Благодаря своей воле и упорству она и добилась выдающихся успехов.
А вот что писал А.М. Горький Ольге Скороходовой: «Вспоминаю Вас как символ энергии, которая не может не проявить себя активно даже тогда, когда она физически ограничена.
На фоне грандиозных событий наших дней Ваша личность для меня – литератора – и тем самым немножко фантазера, приобретает значение именно символа, победоносной энергии разума, ценнейшей энергии, созданной природой – материей как бы для самопознания».
Пример Ольги Скороходовой, ее воля и твердость, неустанное стремление к труду, жизнерадостность вдохновляют других. Вот отрывок из письма одной девушки из Риги: «Многоуважаемая Ольга Ивановна! Лично я думаю, что вы – гений, а вся жизнь и ваш труд – подвиг. Вы всегда будете для меня примером… Когда мне было девять месяцев, я заболела полиомиелитом, что привело меня к постели на многие годы. Сейчас я окончила среднюю школу и работаю, а осенью попытаюсь сдать экзамены в техникум.
… Иногда мне бывает очень тяжело одной, тогда я беру с полки вашу книгу, читаю, смотрю на ваше фото и хочу быть такой же стойкой, как вы… и грустные мысли покидают меня…»
Понятно, что профессор А.А. Любимцев и О. Скороходова феномены в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие колоссальные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. Такие же данные есть и в каждом из вас. Но для их полного раскрытия вам потребуются три условия.
Тест «Три условия»
- Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.
- Он должен захотеть развивать эти возможности и способности.
- Человек должен обладать стойким характером и достаточно волевыми качествами, необходимыми для претворения в жизнь своих жизненных планов.
Определите какие условия имеются у вас.
К первому условию. Чарльза Дарвина отец считал бездарным. Однако благодаря упорству, настойчивости, целеустремленности Дарвин создал труд о происхождении видов, над которым работал 20 лет и который принес ему мировую славу.
Выдающийся ученый А. Эйнштейн не проявлял способности в физике и математике и даже был отстающим учеником. Его дядя часто повторял: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь». Однако весь мир восхищается теорией относительности, созданной А. Эйнштейном.
Н.В. Гоголь не проявлял в детстве литературных способностей, и его школьные сочинения были весьма посредственны.
Писатель И.А. Гончаров достиг творческого успеха только к 40 годам.
Р. Вагнер овладел нотным письмом только к 20 годам, но это не помешало ему стать великим композитором. Этому способствовали его исключительные трудоспособности и упорство в достижении цели.
Я думаю, вы согласитесь с естествоиспытателем Эдисоном, утверждавшим, что гений – это на 1% вдохновение и на 99% - потение.
Ко 2 условию. В жизни мы нередко пытаемся найти оправдание своим безвольным поступкам, используя для этого различные аргументы и не подозревая о том, что они постепенно превращают нас в пассивных, слабодушных людей. Ох, как нелегко бывает следовать голосу совести. Если мы поступаем ей вопреки, проявляем слабоволие, то всегда стремимся оправдать свой неблаговидный поступок, придумывая самые различные причины (см. плакат № 4 Ларошфуко).
Упражнение «Выбери утверждение».
Ниже приведены утверждения слабовольных и волевых людей. Распределите их в две колонки: «Слабовольный человек», «Волевой человек». Затем определите, каких качеств у вас больше и над чем предстоит работать.
- Можно один раз поступить вопреки правилам или нравственным принципам, а потом вести себя по-прежнему.
- Я управляю собой.
- Конечно, у меня есть недостатки, но ведь нет идеальных людей.
- Я не жду, когда мне укажут, подскажут, дадут задание – я инициативен и действую по собственному почину.
- Я ничего не успеваю, потому что мне не хватает времени.
- Я – сам себе командир, потому что способен приказывать.
- Не стоит заниматься работой, когда к ней не расположен.
- Я бы хотел хорошо учиться и стать мастером своего дела, но у меня нет способностей.
- Я умею преодолевать лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.
- Я умею ставить перед собой цели и упорно идти к ним.
Ответ: №№ 2, 4, 6, 9, 10 – утверждения волевых людей; №№ 1, 3, 5, 7, 8 – утверждения слабовольных.
К 3 условию. Что же такое воля? Психолог В.И. Селиванов определяет ее как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».
Что же поможет вам стать волевыми людьми? Во-первых, общение с людьми талантливыми, духовно богатыми, энергичными, волевыми. Общение с ними поможет стать более целеустремленными, научит различать главное в нашей жизни, не придавать существенного значения мелочам.
Воля зависит от умственного развития человека. Без него она может превратиться в упрямство и произвол (см. плакат Я.А. Коменского №2).
Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает у человека привычку выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца. Добрая привычка, по убеждению К.Д. Ушинского, есть нравственный капитал, .. который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже побеждены. (См. плакат О. Бальзака № 3).
А.С. Макаренко считал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Приведите примеры, когда вы смогли это сделать.
Итоги занятия.
Предварительный просмотр:
Как воспитать личность
- Что такое личность?
Личностью следует назвать человека, достигшего определенного уровня психического и социального развития. Человеку, сформировавшемуся как личность, присуща высокая активность, которая находит выражение в его жизненной позиции. Он способен поступать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, противостоять обстоятельствам, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер, никогда не перелагает ответственность на других.
- Вспомните кого из ваших знакомых, родных можно назвать личностью.
- Какие качества присущи вам?
- Над какими следует работать? (можно рассказать о различном поведении людей в сложных обстоятельствах, например, Сотникова и Рыбакова – героев повести В. Быкова «Сотников»).
Каждый человек индивидуален, то есть обладает особенными, только ему присущими чертами. Он по-своему воспринимает окружающий мир, у него свои особенности мышления, памяти, воображения, внимания, своеобразные эмоциональные переживания, интересы, привязанности, симпатии, особенности настроения, сильная или слабая воля, легкий или трудный характер.
Она (самооценка) может соответствовать действительному уровню развития тех или иных качеств, а может быть завышенной или заниженной. Возникает самооценка в результате анализа деятельности или при сравнении себя с окружающими людьми, с героями книг, фильмов. В ранней юности формируется самоуважение. И самооценка, и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают человека окружающие люди.
Свою самооценку вы можете определить с помощью школьного психолога.
Задание: составляем программу самовоспитания.
Вот какая программа самовоспитания была у Л.Н. Толстого в юношеские годы: «1) Что назначено, непременно выполнить, то выполняй, не смотря ни на что; 2) что исполняешь, исполняй хорошо; 3) никогда не справляться в книге, если что-нибудь забыл, а сам старайся припомнить; 4) заставь постоянно ум твой действовать со всею возможной силою…»
К.И. Чуковский в книге «Люди и книги» рассказывает о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А.П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения». Брату Николаю А.П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал… нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час».
В том же письме Антон Павлович сообщал, какими, по его мнению, должны быть воспитанные люди.
- Расскажите о воспитанном человеке, который есть в вашей жизни.
А вот мнение Чехова: воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!»… Потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
Они не суетятся. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.
Они развивают в себе эстетику».
- Во всем ли вы согласны с Чеховым?
- Можете ли вы продолжить его мысли?
- Какими вы считаете себя в плане воспитанности?
Говоря о самовоспитании, необходимо остановиться на понятии «самокритичность»:
- Что такое, по-вашему, самокритичность?
Это умение видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать и исправлять на ходу свои неправильные мысли, недочеты поведения. Самовоспитание невозможно без чувства ответственности за свои поступки.
Задание: напишите свою характеристику и характеристику друга. Затем обменяйтесь ими и обсудите их.
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Этим словом называли человека, который знал, как вести себя в той или иной обстановке. От слова «вежа» возникло «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежливость – это ценное качество, обязательное для всех. На Руси в школе детей обязательно учили вежливости. Был даже учебник «Гражданство обычаев детских» русского педагога Епифания Славинецкого. В него входили 164 вопроса, касающиеся правил поведения, и 164 ответа на них. Ответы на них школьники заучивали наизусть. Учебник был рукописный (на пергаменте). Вместо переплета – доски (вот откуда пошло выражение «прочесть от доски до доски»). Учебник был труден для детей, так как был написан торжественным, сложным языком. А не выучишь наизусть то, что в нем написано – розгами высекут, да еще и стихи заставят рассказать о пользе этой процедуры.
Но если человек сам не захочет стать воспитанным – не помогут никакие беседы и статьи.
- Что же такое воспитанность? Это такое качество, которое проявляется в результате работы человека над собой. Для самовоспитания необходимы три вещи: надо знать, какими вы хотите быть, каковы вы есть и как преодолеть разрыв между вторым и первым.
Устное сочинение.
«Воспитанный человек – это…»
План.
- Внешний вид.
- Манеры.
- Взаимоотношения с окружающими.
- Каких качеств не хватает мне?
Конечно, каждому из нас трудно установить, какими мы хотим быть. «Познай самого себя» - было написано на древнегреческом храме. Древние греки считали, что это самое трудное дело на свете. Но для решения этой проблемы есть несколько приемов.
1. Самонаблюдение.
Нужно как бы раздвоиться: живешь и делаешь все как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой со стороны, глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой определенную цель. Например, сегодня наблюдаешь за своими манерами во время еды. И обязательно обнаруживаешь интересные вещи: пока бабушка суп наливала, ложкой об стол постукивал, почесал голову, тронул себя за нос; когда начал есть суп, лавровый лист выловил, на клеенку положил, над тарелкой нагнулся чересчур низко, ногтем в зубах поковырял…
Упражнение «Я помню…»
Вспомните, как вы ведете себя:
- в разговорах с людьми;
- в гостях;
- на экскурсии.
Отметьте не только недостатки, но и хорошие качества, привычки.
2. Самооценка.
Наблюдая за собой, давайте себе честную, без всяких скидок оценку. Вечером перед сном полезно вспомнить, как прошел день, прямо сказать себе: это было плохо, а это хорошо.
Упражнение «Что было плохого, что было хорошего».
Вспомните прошедший день и оцените его.
Разобраться в прошедшем дне, оценить его очень помогает личный дневник. Такие дневники были у очень многих выдающихся людей. Они помогали им работать над собой. Например, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский вели дневники. С ними рекомендуем всем познакомиться.
А вот отрывки из двух дневников.
«Встала в полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась, поела яичницу. Зашла за Леной. Было пять уроков: история, химия, алгебра, геометрия, литература. В буфете истратила 10 рублей. Купила какую-то ерунду, теперь болит живот.
Света два дня дулась, теперь подлизывается. Но я еще подожду, пусть побегает. Уроки учила два часа, потом смотрела сериал. Ходила за хлебом. Сидела в Интернете, пока мама не начала кричать. Легла спать в полдвенадцатого».
«Недавно прочитала выражение Цицерона «Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать в ошибке». Я поняла, что оно для меня. После нашего глупого спора и ссоры с Ольгой я никак не могу подойти к ней и сказать, что была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов, обвиняла чуть ли не в сплетне. Нет, надо взять себе за правило: во-первых, считать хотя бы до пяти, прежде чем сказать человеку что-то обидное, во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же все надо уладить».
Согласитесь, что комментарии тут излишни. Всем понятно, от какого дневника польза, а какой – пустая трата времени.
3. Изучаем мнение других людей.
Как бы человек честно не старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому каждому важно знать, что думают о нем люди.
Игра «Оценка».
Составляется перечень разных качеств, а затем каждый ставит себе за эти качества отметку, и другие ставят, потом сравнивают. Вот примерный перечень: манеры, культура речи, гостеприимство, осанка, походка, остроумие, знание этикета, воспитанность. Можно попросить товарищей, учителей, родителей то же дать оценки. Сравнение оценок позволит сделать выводы.
Наблюдение за поведением окружающих.
У восточного мудреца Лукмана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Когда ребята оценят свое поведение, им станет ясно, какие качества надо воспитать в себе. А как их воспитать? Ключ здесь – три простых слова: знать, уметь, привыкнуть.
Первое условие воспитанности – это знание общепринятых норм и правил поведения. Человечество существует множество веков. В жизни людей постоянно повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, оказывали друг другу услуги, просили о чем-нибудь, отказывали в просьбе, приносили подарки, выражали сочувствие и так далее.
Из поколения в поколение предавали они самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Как видим, их никто не придумывал. Это, если можно так выразиться, кристаллы человеческого опыта (конечно, не все нормы этикета, которые когда-либо существовали, имеют смысл для нас). Следовательно, хочешь быть воспитанным – знай правила этикета. А откуда? Муравей, пчела, рыбий малек только родились – уже знают, что им делать, как вести себя. Это в них природой заложено. У человека таких механизмов нет. Значит, надо учиться. Наблюдать. Почаще спрашивать. Читать.
Но бывает и так, что человек знает правила поведения, а все равно выглядит невоспитанным, неловким, неуклюжим. Выход тут один: вырабатывать умения, тренироваться, упражняться в правильном поведении. Это надо делать до тех пор, пока не окажется, что уже можно не следить за собой, потому что возникла привычка.
А.С. Макаренко говорил, что привычка – «это когда мы поступили правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому что мы так привыкли». Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринужденнее становится наше поведение. Правильно говорят, что привычка – это вторая натура.
Прочные устойчивые привычки – третье обязательное условие воспитанности.
Итоги занятия.
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Оценка
Манеры
культура речи
гостеприимство
осанка
походка
остроумие
знание этикета
Вот какая программа самовоспитания была у Л.Н. Толстого в юношеские годы:
«1) Что назначено непременно выполнить, то выполняй, не смотря ни на что.
2) Что исполняешь, исполняй хорошо.
3) Никогда не справляться в книге, если что-нибудь забыл, а сам старайся припомнить.
4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможной силою…»
К.И. Чуковский в книге «Люди и книги» рассказывает о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А.П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения». Брату Николаю А.П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал… нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час».
В том же письме Антон Павлович сообщал, какими, по его мнению, должны быть воспитанные люди: они
«уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!»… Потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
Они не суетятся. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.
Они развивают в себе эстетику».
Предварительный просмотр:
Как предупредить невнимательность.
Внимание – это общая способность сознания. Она состоит в том, что человек может направлять свое сознание на определенный объект и сосредотачиваться на нем определенное время.
Во внимании проявляется избирательность нашего сознания. Например: ребенок учит уроки и слышит разговор родителей. Если внимание ребенка направлено на урок, разговор он слышит краем уха, и воспроизвести полностью разговор он не сможет. Но вдруг речь зашла о поведении ребенка. Картина меняется: внимание переносится на содержание разговора, и он запоминает слово в слово.
Чем сосредоточеннее внимание на каком либо деле, занятии, тем это занятие эффективнее, продуктивнее. Недаром педагоги прошлого хорошо воспитанное внимание первой добродетелью детства.
На чем же «держится» внимание школьников во время уроков?
- На новизне, привлекательности изучаемого материала. Но не всякий учебный материал можно преподнести интересно. Тогда школьник должен «включить» произвольное внимание. Все время рассчитывать только на такое внимание то же нельзя: ребята быстро устают, внимание их истощается и усвоение малоэффективно.
- Опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ребята на уроке попеременно проявляли произвольное и непроизвольное внимание.
Внимание – показатель психического состояния человека. По уровню внимательности можно раньше определить состояние человека, его психическую активность, тонус.
Основные свойства внимания.
Это концентрация, то есть степень сосредоточенности человека на чем-либо; устойчивость, то есть продолжительность сосредоточенного внимания; переключаемость, то есть возможность быстрого или медленного перехода внимания с одного объекта на другой; распределение, то есть одновременное сосредоточение внимания сразу на двух или нескольких объектах. Например: ученик читает приключенческий роман, он сосредоточен, забыл все на свете; ему не мешают ни разговоры родителей, ни шум в соседней квартире. Это глубокая концентрация внимания. А вот ученик стал готовить домашнее задание по нелюбимому предмету. И все сразу изменилось: теперь ему мешает шум за окном, разговор родителей.
Если двум чем-нибудь увлеченным людям задать самый простой вопрос, то их реакция может быть разной: один, не отрываясь от дела, быстро ответит на него; другой же будет долго думать и не сразу найдет ответ. У второго человека недостаточная переключаемость внимания.
«Хорошо воспитанное» внимание – это достаточный уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости, преобладание произвольного внимания над непроизвольным.
Виды невнимательности.
Это ослабленность, отвлекаемость и рассеянность.
Ослабленность внимания – очень серьезный дефект. Основная причина – ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга. Ослабленность внимания может быть временной, а может носить и органический характер, то есть быть постоянным свойством. Обычно во втором случае ослабленность внимания сопровождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, плохим сном.
Функциональная, то есть временная, ослабленность внимания может возникнуть у школьника в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после болезни, хронического переутомления.
Что же следует предпринимать в таких случаях?
1. Устранить причины – болезнь, переутомление, недосыпание и т.д. Такому ребенку надо чаще гулять, играть в тихие, спокойные игры на свежем воздухе.
2. Не допускать типичные ошибки:
А) решив, что ребенок выздоровел, спрашивают с него полной мерой. Это неправильно. Ребенок еще долгое время может уставать или быть недостаточно сосредоточенным. В таком случае важно установить: не может или не хочет ребенок быть внимательным.
Б) вторая ошибка состоит как раз в противоположном. Школьник давно выздоровел, а его все оберегают, не позволяют заниматься в полную силу.
Отвлекаемость.
Она выражается в том, что школьник не может глубоко сосредоточить свое внимание, его постоянно что-то отвлекает. За полчаса он успевает и почитать книгу, и посмотреть в окно, и послушать соседа слева, соседа справа, обратить внимание на то, что делается то в одном, то в другом углу класса и т.д. Одного этот ребенок не может: спокойно и внимательно работать на уроке. В таких случаях следует:
- Ограничить излишнюю подвижность (заранее погулять или поиграть).
- Заранее все приготовить: разложить учебники, тетради, ручки, карандаши и т.д. В процессе учебной работы ничто не должно отвлекать ребенка.
- Надо ограничивать развлечения, отвлекающие школьника от учебных занятий. Имеется ввиду неумеренный просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерных игр и т.д. Лишние впечатления не только отвлекают школьника от его главных обязанностей, но нередко делают успешное обучение просто невозможным.
Рассеянность.
Первый вид – мнимая рассеянность. Она заключается в том, что человек настолько глубоко сосредоточен, погружен в свои дела, что не замечает всего остального. Именно такую рассеянность имеют ввиду, когда говорят о рассеянности многих ученых. Так, про выдающегося физика Ампера говорили, что он, уходя из дома, вешал табличку: «Хозяина нет дома». Подходя к своему дому и прочитав записку, он нередко уходил прочь.
Такая рассеянность нередко доставляет человеку большие неудобства. В случае подобной рассеянности наблюдается плохая переключаемость, недостаточное распределение внимания. Но при этом есть и большое достоинство: очень глубокая концентрация внимания, то есть его высокая сосредоточенность, делающая продуктивной ту деятельность, которой человек занимается.
Иногда такая рассеянность бывает у школьников старших классов. Она свидетельствует о склонности к сосредоточенному труду в какой-то определенной области. Надо постепенно приучать таких школьников к переключению внимания, к увеличению его объема.
Второй вид – истинная рассеянность. Этот вид невнимательности определяется, прежде всего, недостатком сосредоточенности и устойчивости внимания. Рассеянный человек не может глубоко сосредоточить свое внимание, оно носит у него поверхностный характер. Недостаточна у него и интенсивность внимания. Рассеянность, как и другие виды невнимательности (кроме случаев болезненных нарушений внимания, скажем, у умственно отсталых детей), формируется жизненным опытом, в результате его неправильного воспитания. Одной из самых распространенных причин возникновения рассеянности у ребенка является личный пример родителей и других близких людей. Вряд ли у рассеянных родителей вырастет не рассеянный сын. Ведь основой первоначального психического развития ребенка является подражание (на нем, в частности, основана сила примера). Малыш развивается, овладевает внешним миром во многом благодаря подражанию. Так вот, подражая своим рассеянным родителям, он легко может стать рассеянным.
Как же бороться с невнимательностью у детей?
- Прежде всего, родители и педагоги должны изучить индивидуальные особенности внимания и невнимательности ребенка и действовать, сообразуясь с ними. Очень важно организовать режимные моменты (сон, труд, отдых), не допускать перегрузки, переутомления детей.
- Развивать у ребенка интерес, потому что он вызывает непроизвольное внимание. Правда, здесь надо избегать обилия интересов поверхностных, мимолетных, которые могут привести к тому, что школьник будет всем увлекаться и все бросать на половине, не доводить ни одного дела до конца.
- Произвольное внимание основано на волевых усилиях школьника. Сильная воля – залог активного внимания.
- Если у школьника есть серьезная цель, то и внимание у него будет сосредоточенным. Бесцельное занятие не может вызвать активного, устойчивого внимания.
- Следует систематически тренировать внимание школьников, постепенно приучать их быть внимательными и в неблагоприятных условиях. Многие школьники имеют «избалованное» внимание: в хороших условиях они могут быть внимательными, но, когда возникает шум, им трудно сосредоточиться. Причем школьники считают, что это естественно.
Внимание – залог успешной деятельности, полной реализации возможностей человека. Бороться с недостатками внимания, воспитывать у школьников внимательность – одна из важнейших задач учителя.
Итоги.
Предварительный просмотр:
Самостоятельность.
Юность – это период, в который происходят большие перемены. С одной стороны, подростки меняются сами физически, что увеличивает их возможности, с другой стороны, общество ставит перед ними новые задачи и требования. Ни один подросток не может миновать определенные обязанности, связанные с периодом юности. Подростки, пользующие социальной помощью, часто имеют проблемы с одной или несколькими обязанностями. Но это вовсе не значит, что у них есть мотивация и готовность сделать что-то со своими проблемами и отставанием.
Соц. работник пробует установить контакт с подростком и построить свои отношения с ним так, чтобы подросток сам заговорил о своих проблемах и своем функционировании. Соц. работник помогает подростку разобраться в проблемах и найти решения. Так как в юности с человеком происходят разные изменения (и часто очень быстро), помощь подросткам должна быть конкретной, гибкой и направленной в будущее. Это лучший способ подключиться к возрастным особенностям подростков. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогают подростку разобраться в часто кажущейся ему запутанной ситуации. Направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается подросток. Поэтому социальная помощь должна показать как в методах, так и в обеспечении большую гибкость. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку. Социальный работник должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного (суб)культурного окружения. Очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам другим).
Существенной частью любой формы занятий, курирования оказание помощи подросткам является определение целей работы. Привлекая подростка к постановке целей, педагог-наставник увеличивает мотивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет увереннее работать над целями, если:
- это касается его собственных целей;
- он видит и слышит, что действительно что-то изменяется;
- он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.
Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и определить круг проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.
На что надо обратить внимание при постановке целей:
А. Цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируемые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет судить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу-наставнику таким образом становится яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех.;
Б. Различайте цели на короткое время и цели на длительное время;
В. Описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, что б их можно было достигнуть за короткое время.. это действует стимулирующее как на подростка, так и на педагога-наставника;
Г. Описывайте цели по возможности в терминах увеличения компетенции. Задача педагога-наставника – вместе с подростком найти позитивно сформулированные изменения или формы поведения, которые захочет достичь подросток;
Е. Цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в равновесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;
Ж. Лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;
З. Цели должны соответствовать интересам и правам ребенка.
В принципе, первые цели согласовываются с тем, что является самым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевешивают и первые поставленные цели отражают эти интересы. При установлении приоритетов важны следующие моменты:
- степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);
- насколько они способствуют увеличению компетенции подростка;
- насколько подростка беспокоят определенные проблемы;
- насколько цели реализуемы и на какой срок;
- насколько цели соответствуют сильным сторонам подростка.
При нахождении цели, над которой подросток сам хочет работать, педагог-наставник может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.
Карточки желаний и линия жизни.
Так называемые «карточки желаний» и «линия жизни» - это увлекательные методы, имеющие отношение к планам на будущее подростка и его идеалам будущего. К этим методам можно прибегать, если педагогу-наставнику нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к определенным тренировочным упражнениям, таким, как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой.
Сделать карточку желаний – это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период.
- Что бы ты хотел изменить в своей жизни?
- Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время?
- Представь, что ты – волшебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь? Что бы ты хотел в ней изменить?
- Каковы твои планы на будущее?
Ответы записываются на «карточку желаний».
Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменить свою жизнь или не видят возможностей внести изменения в свою ситуацию чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вызовом поставить на обсуждение линию их жизни. Педагог-наставник проводит на доске горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например, 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, педагог вместе с подростком далеки планы на будущее постепенно переводит на язык желаний на более близкое время.
Пример:
. ________. _________________. _________________
0 17 50 80
Вера. Представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителям? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно? ... А как ты себе это представляешь?»
Целевые карточки.
С помощью карточек, на которых записываются цели, может быть получена картина желаний изменения у подростка. Работая с этими карточками, можно более структурировано прийти к специфическим и важным целям. Наряду с этим часто выявляются маленькие цели, которые относительно легко достигнуть. Это увеличивает мотивацию к изменениям. Работа с целевыми карточками может облегчить определение приоритетов, так что становится более ясным, какие шаги надо предпринимать для разрешения проблем. Работая с целевыми карточками, педагог выражает веру в возможности подростка. Это повышает мотивацию и вселяет надежду, что еще возможно что-то изменить. Кроме того, работа с карточками делает возможным для подростка выдать трудную для него информацию, не смущаясь педагога.
Работа с целевыми карточками проводится тогда, когда с помощью других средств удается поставить малое количество целей или поставленные цели не имеют отношения к делу.
Особые причины для работы с целевыми карточками:
- подростки не говорят о важных проблемах и желаниях изменений, как будто их не существует, в то время как, по мнению наставника, они есть;
- трудно прийти к единому мнению о целях.
Пример целевой карточки.
Родители и семья
Я очень хочу
… не зависеть от родителей, стать более самостоятельным
… найти способ договариваться с родителями
… поговорить с ними об их алкоголизме и наркомании
… не ожидать слишком много от родителей
…перестать ссориться с родителями
… научиться разговаривать с родителями
… каким-то образом реагировать на родителей
… рассказать о моих чувствах родителям
… чувствовать себя с ними уютно
… чаще навещать их
.. разговаривать с родителями
… быть понятым родителями
… избегать ссор с братом/ сестрой
… избегать ссор с применением физического насилия
… быть в хороших отношениях с родственниками
… не красть у родителей
… больше времени проводить в семье
… быть в хороших отношениях с родителями
… другое___________________________________
Вопросы на разных карточках являются разбитым на категории аналогом восьми возрастных обязанностей. На каждой карточке дан список с возможными желаниями и потребностями, касающимися предмета этой карточки.
Работа с целевыми карточками проводится в следующей последовательности:
- Покажите подростку целевые карточки. Причину, побудившую вас обратиться к работе с карточками, можно объяснить примерно так: «Ты уже много так разного рассказал. У тебя, наверное, голова идет кругом от того, что приходится думать сразу о стольких вещах. Иногда хочешь избавиться от проблем или что-то изменить в своей жизни инее знаешь, с чего начать. Эти карточки помогут тебе взглянуть на вещи, которые могут быть важными для тебя в жизни. Мы можем вместе посмотреть, не могли бы мы в чем-нибудь, что ты считаешь главным, что-либо изменить».
- Дайте подростку карточку в и ручку. Объясните ему, что карточки содержат разные вещи, которые, может быть, он хотел бы в своей жизни изменить. Попросите его отметить крестиком, что он хотел бы изменить или что, по его мнению, является проблемой.
- Запишите все отмеченные цели на отдельных полосках бумаги.
- Попросите подростка разделить эти полоски на три группы:
– «очень важно»;
- «важно;
- «наименее важно» (т. е. это может подождать.
- Если в группе «Очень важно» оказалось более восьми полосок, попросите подростка отложить восемь из них в сторону.
- Попросите полоски из группы «очень важно» (или восемь полосок из группы наиболее важно) разложить в порядке их важности.
Иногда важно пересмотреть и целевые карточки в зависимости от того:
- какие предметы требуют немедленного внимания;
- какие предметы могут быть осуществлены только с помощью педагога-наставника.
7. Запишите восемь самых важных целей в порядке важности на отдельный лист бумаги попросите при этом подростка пояснить каждую цель: чего он хочет конкретно. Если подросток назвал «наиболее важными» более восьми целей, запишите все.
Пример. Педагог предлагает Мише проделать упражнение для выяснения того, что бы он хотел изменить в своей жизни. Марко соглашается. Педагог раскладывает целевые карточки. «Не думай о том, правильный или неправильный получается ответ. Нас сейчас интересует, что ты хотел бы изменить в своей жизни». Миша просматривает все карточки и отмечает крестиком два-четыре пункта. Бросается в глаза, что отмечены всевозможные, неожиданные пункты. Педагог записывает все желания на отдельных бумажках. Миша должен, просмотрев все карточки, рассортировать их по степени важности: «менее важно» (может еще подождать), «важно» и «наиболее важно». Миша спрашивает, какой все это имеет смысл, к чему все это ведет? Педагог говорит, что это хороший вопрос цель карточек – помочь Мише выбрать, чем он будет заниматься в ближайшие недели в первую очередь. Прежде чем решить, с чего начинать, важно сначала разобраться, что для него вообще является важным и что должно быть изменено. Когда Миша рассортировал все бумажки по категориям, педагог попросил полоски с пометой «наиболее важно» разложить в порядке их важности и зачитать: при этом он записывал названные цели в нужном порядке на бланк «целевые карточки». В заключение наставник просит пояснить названные цели.
Бланк целевой карточки.
цель | пояснения | Последовательность 1= высший приоритет |
Обретение мотивации | Хочу, чтобы было интересно ходить в школу и делать уроки | 1 |
Употребление наркотиков под контролем | Не хочу стать наркоманом, но хочу принимать их | 2 |
Взять деньги в долг | Для покупки тренировочного костюма | 3 |
Купить мопед (мотоцикл) | Мне скоро 16 лет, и поэтому мне нужен мопед, а еще лучше – мотоцикл | 4 |
Перестать драться, скандалить | Хочу, что б дома было меньше скандалов | 5 |
Обрести больше энергии | Не хочу быстро уставать | 6 |
Иметь деньги на карманные расходы | Что б не чувствовать себя ущербным | 7 |
Иметь авторитет в группе | Чувствуешь себя на высоте | 8 |
Педагог говорит, что цели, названные Мишей, важны для ближайших недель. При последующих встречах они будут обсуждать одну или две цели из этого списка Миша получает копию анкеты. Если цель сформулирована в негативной форме (я не хочу) или слишком абстрактна, задача педагога- перевести это в термины конкретных целей, выражающих желаемое поведение или навыки и умения, которые надо обрести.
Несколько важных моментов в работе с карточками:
- на работу с карточками отведите достаточно времени. Исходите из двух часов, хотя можно обойтись и меньше.
- постарайтесь выбрать удобное время, чтобы можно было работать без помех извне. Если вы заметите, что он устал, остановитесь. Разговор продолжите во время следующей встречи.
- постарайтесь во время работы над карточками получить как можно больше информации. Разговаривайте с подростками, продолжайте расспрашивать, так чтобы на основе работы с карточками у вас получился настоящий разговор. Полученная информация поможет вам выяснить недостаток навыков и умений подростка.
- может случиться так, что подросток свой выбор и приоритеты попытается согласовать с тем, что, по его мнению, считает важным педагог-наставник. Постарайтесь это по возможности предупредить. Подчеркните, что это не тест, что речь идет не о том, что «хорошо» или «плохо». Речь идет о его выборе.
Составление рабочих вопросов.
После того, как определены цели на рабочий период и составлен план работы. Необходимо конкретизировать цели в виде рабочих вопросов на ближайшие … недель. Для составления рабочих вопросов педагог использует бланк «рабочие вопросы». Бланк содержит пять шагов, которые помогают определить, что нужно для достижения определенной цели.
- Описание проблемы:
Что тебя заботит, что тебя беспокоит? Когда это происходит? Как часто? Что этому предшествует? Что происходит потом? Что должно бы измениться, какие есть желания на этот счет?
- Решения, имевшие положительный эффект в прошлом:
Что тебе помогло в прошлом решить эту проблему, пусть и ненадолго?
- Первый шаг на пути к достижению цели:
Какую часть проблемы можно было бы решить сначала? Какой шаг, по твоему, может быть сделан в правильном направлении (даже если он принесет незначительные изменения. Любой шаг в правильном направлении может быть очень важным)?
- Сильные стороны (что может помочь достижению цели? Что ты можешь сделать, чтобы тебе удалось разрешить эту проблему? Удавалось ли тебе это в рошлом?) (потенциальные силы человека: ценности и нормы, навыки и умения, социальная поддержка и т.д.).
- Рабочие вопросы на ближайшие …недели.
Вопрос: с чего мы начнем? (рабочие вопросы и подход).
(меры по оказанию практической помощи и методы, с помощью которых педагог обучает навыкам и методам).
Прорабатывая шаги из анкеты вместе с педагогом и заполняя анкету, подросток учится тому, как могут быть разрешены проблемы и достигнуты определенные цели.
Пример: рабочие вопросы Миши.
- Описание предмета или проблемы:
Когда я употребляю наркотики, я становлюсь небрежным и забывчивым. Если я нахожусь под действием наркотика, то не могу сосредоточиться в школе, у меня нет желания делать уроки, я чувствую себя очень усталым для того, чтобы работать. Существует опасность, что я попаду в зависимость от более сильных наркотиков.
- Решения, которые помогали в прошлом.
Не употреблять наркотики в школе, не курить в будни, не курить перед работой. Страх наказания за употребление наркотиков.
- Первый шаг на пути к достижению цели: не курить в школе, не курить в будни.
- Сильные стороны (что может помочь в достижении цели): я могу и без наркотиков, без них у меня больше энергии. Когда я их не употребляю, я лучше воспринимаю, что происходи вокруг меня. Я не против, если другие будут контролировать, употребляю ли я наркотики.
- Рабочие вопросы на ближайшие две недели:
- прекратить употребление наркотиков в школьное время и перед работой.
- уметь сказать «нет» , когда появляется желание употреблять наркотики и когда другие их предлагают (упражнение : «сказать НЕТ наркотикам»)
- заняться чем-нибудь другим при появлении желания употреблять наркотики (первая вспомогательная карточка при потребности в наркотиках).
Предварительный просмотр:
«СВЕРШЕНИЯМ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ!»
( О возрастных возможностях человека).
Часто к нам обращаются мамы, заявляя, что от некоторых вас стонут учителя, хотя вы умны и не обделены способностями, и что ваше поведение безумно огорчает их. Нет желания учиться, а есть желание бездумно проводить время в компании «веселых» мальчиков и девочек, не обременяющих себя учебой, в компаниях «торопыг», уже курящих, уже пьющих, уже знающих и попробовавших все, уже «взрослых».
В своей работе с подростками мы часто сталкивались с позицией мотылька – однодневки, когда живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, полагая, что после двадцати уже старость. Между тем именно после двадцати к человеку приходит зрелость, истинная любовь, счастье, наступает расцвет личности. Озарения, свершения, открытия могут прийти к человеку в любом возрасте.
Физики достигали вершин в творчестве в 25-35 лет («золотое десятилетие физиков»); биологи, ботаники, физиологи и врачи приобретали жизненный и профессиональный опыт к 40 годам, а великие свершения приходили к ним в 25-30 лет; возраст славы творцов музыки – 30-35 лет. Очевидно, что только к этому возрасту приходит необходимая для их творчества глубина и зрелость чувств, глубина философского осмысления жизни, позволяющие превратить великие возможности и замыслы в великие достижения. Известные путешественники, как правило, совершали свой подвиг в 30 - 45 лет, а писатели, драматурги и поэты приходили к своим книгам и в 20 и в 50 лет. Шахматисты становились чемпионами мира в 20-25 и в 30-40 лет.
Первая творческая вершина достигается обычно в «возрасте Христа» - в 30 – 35 лет. Причины феноменальной емкости этого года жизни как будто ясны: середина жизни, ее полдень, когда восприятие, суждения еще свежи, но уже самостоятельны, когда на проблему смотрят глазами и дерзкой юности, и критической зрелости, когда достигается «возраст отца».
Томас Манн, определяя выход своего героя на сцену событий, в романе «Иосиф и его братья», пишет: «… в тридцать лет мы выходим из пустыни и мрака подготовительного периода в деятельную жизнь; это время, когда выявляются задатки, время свершений».
Второй творческой вершиной является возраст 40-45 лет. Именно в этом возрасте Планк вывел «формулу Планка» (Закон излучения на основе гипотезы квантовой энергии) и ввел «постоянную Планка», Де Костер завершил «Легенду об Уленшпигеле и Ламе Гудзаке». Дюма – отец – «Трех мушкетеров» и «Графа Монте Кристо», Сент-Экзюпери – «Маленького принца, Бомарше в этом возрасте пишет «Севильского цирюльника», Данте начинает бессмертную «Божественную комедию», Шекспир - «Короля Лира», Лавуазье открывает химический состав воды и разлагает ее на кислород и водород, Томсон доказывает наличие в атоме электрона, Фарадей открывает явления электромагнитной индукции и закон электролиза (законы Фарадея), Ферми осуществляет управляемую цепную ядерную реакцию, Эйлер вводит аналитическую геометрию, Мендель закладывает основы генетики. В возрасте 44 лет заканчивает «Канон врачебной науки» Авиценна.
Однако плодотворен и возраст 58 лет – 61 год с возрастным пиком в 61 год, когда Дефо опубликовал «Робинзона Крузо», Свифт – «Путешествие Гулливера», Достоевский – «Братьев Карамазовых», Шоу – «Пигмалиона». В этом возрасте Гюйгенс издает «Трактат о свете», где излагает основы волновой теории света, Ланграж находит формулу и открывает метод исчисления, Циолковский предлагает идею составных ракет, а Пастер – вакцину против оспы. Но это еще не конец, не последний взлет, не упавший флажок отпущенного судьбою времени. Лебединые песни поются и в более почтенном возрасте. Творческое долголетие не знает иного предела, кроме конца жизни. Только смерть обрывает труд великих, только он ставит последнюю точку.
В 69 лет Шарль Перро издает «Сказки моей матушки Гусыни» («Красная Шапочка», «Золушка» и др.), Гете начинает «Фауста» в 24 года - 26 лет, но не успевает закончить его и в 84 года. Рабле, издав первую книгу – «Пантагрюэль» - в 38 лет, трудится над всем циклом «Гаргантюа и Пантагрюэль» до самой кончины. Лафонтен пишет свои знаменитые басни с 45 лет и до глубокой старости. Великий Данте начинает «Божественную комедию» в 42 года и продолжает трудиться над ней до последнего часа. Лоренц, создатель электронной теории, начинает работу над ней в 25 лет, формулирует основные ее положения в 39 лет и завершает труд монографией «Теория электронов» в 56 лет. Только в 55 лет начинает писать «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» Сервантес. Лаплас находит причины ускорения и движения луны в 38 лет, гипотезу Лапласа предлагает в 47 лет, открывает закон Лапласа в 57 лет, решает теорему Лапласа в 63 года, издает классический труд «Трактат о небесной механике» в пяти томах в возрасте 49 – 76 лет. Фарадей начал работы, ведущие к открытию электромагнитной индукции в 29 лет, совершил открытия – в 39 , нашел законы электролиза – (законы Фарадея) в 41 – 45 лет, установил вращение плоскости поляризации сета в магнитом поле в 53 года.
На этом длинном пути нередко появляются два цикла – назовем их условно «феноменом двух вершин». Первый пик Шекспира – 28-30 лет: «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта»; второй пик – 37 лет – 42 года, когда создается «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»; Диккенс пишет в 25 -26 лет «Посмертные записки Пиквикского клуба», «приключения Оливера Твиста», а в 37-45 - «Давида Копперфилда», «Тяжелые времена». Моцарт, чье дарование –хрестоматийный образец врожденного таланта, писал симфонии в 8-9 лет, но «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана», «Волшебную флейту» и «Реквием» создал в возрасте от 30 до 35 лет. Однако гений безвременно ушел из жизни, возможно, так и не создав своего лучшего произведения. Все великие композиторы, которым довелось перешагнуть рубеж своего пятидесятилетия, имели, как минимум два творческих взлета и последний – как раз в осеннее- зимние годы жизни. Слабело тело, но не душевные силы. Ранимые, обостренно предчувствовавшие надвигающуюся старость и неотвратимость неизбежного, вобравшие в себя целую жизнь и ничего не потерявшие из пережитого, они создавали в эти последние годы свои шедевры. В период, когда в музыке для них не оставалось тайн и не было ничего невозможного, приходила та особая мудрость старейшины, что превращает отца собственных детей в отца всего рода, племени. И они, реализуя генетическую потребность наставить входящих в жизнь, ответить на вопросы юного Гамлета, в последних творческих озарениях мучительно искали истину.
В 36 лет Чайковский создает «Лебединое озеро», и мы вправе полагать, что он вписал свое имя во все энциклопедии мира в период от 35 до 40 лет. Однако «Пиковая дама», «Патетическая симфония», «Спящая красавица»и «Щелкунчик» написаны им как раз в последнее пятилетие жизни – от 48 до 53 лет. Бетховен занял исключительное место в музыке в возрасте от 30 до 35 лет («Аппассионата», Третья, «Героическая» симфония, увертюра к «Эгмонту» и др.), но Девятую симфонию он создает опять-таки в последние пять лет своей жизни, в 54 года.. вспомним также чудо великого маэстро Верди, написавшего свои шедевры в возрасте 35 -40 лет, «Аиду» - в 58 лет, а пронизанного философскими раздумьями о человеческих страстях и страданиях «Отелло» - в 74 года.
- Как вы думаете, почему мы уделили так много места рассказу о возрасте великих свершений?
Да потому, что юные должны помнить: у юности все впереди. Конечно, не каждому суждены великие свершения, но достижения – и, возможно, большие, будут у каждого, кто не потеряет, не проспит, не промотает великий возраст обучаемости, талантливый у всех, - возраст с 14 до 20 лет! Мы хотим, чтоб вы поняли: прекрасна юность, но прекрасна и зрелость, а весна – преддверие лета, за которым следует золотая осень.
Человек отличается от пчелы и муравья пониманием того, что он строит. Подумайте, что строите ты, к чему и за кем идете. Ведь неизбежно придет день подведения итогов, самооценки, день торжества или горьких сожалений. Все люди совершают в юности выбор – выбор судьбы. И когда нас спрашивают, в каком возрасте человек повернул с дороги успеха на дорогу бед и бесславия, мы отвечаем: в 14-15 лет.
Мудрые родители оставляют в наследство детям не деньги, а дают им образование. Но и умные дети стремятся получить образование. Слава тому, кто победил сильных соперников, но еще большая слава тому, кто победил самого себя, победил собственную гордыню, слабость, леность, безволие, стал лучше, умнее, сильнее, достойнее, чем был. Почему люди покоряют вершины и в лодке пересекают океан? Да потому, что есть у человека потребность испытать себя, победить в себе страх и слабость, идти вперед, бороться за заманчивые цели. Оказаться у цели по мановению волшебной палочки, не преодолев трудностей, не испытав счастья победа – то же самое, что питаться через зонд, не ощутив вкуса пищи. Человек должен пережить путь борьбы побед, любовь и войну, чтобы обогатить впечатлениями разум и душу. Без этого нет писателя, художника, без этого нет мудрости. И возраст 14 – 20 лет – возраст учебы, когда внимают умным и мудрым, когда дерзают и побеждают, формируясь как личность.
- Что важнее всего для человека в его социальном развитии?
Перспектива! Прапорщику 20 лет. У него офицерский мундир и высокий оклад – выше, чем у лейтенанта. Для двадцатилетнего это как будто достаточно, но плохо, если он и в 50 лет останется прапорщиком. Инженер в 25 лет может быть материально хуже обеспеченным, чем квалифицированный рабочий. Однако лейтенант может стать к пятидесяти годам генералом, а инженер – главным инженером, директором. У них – перспектива, а перспектива – это все! Перспективу может иметь только тот, кто не потерял бездумно и легкомысленно годы великой обучаемости, годы с 14 до 20 лет.
Народная мудрость гласит: кто криво сел на лошадь, тот криво и едет. Криво или прямо садятся на лошадь в 14 -15 лет. Когда после долгой разлуки встречаются друзья детства, мужчины спрашивают друг друга, кто кем стал, а женщины – вышла ли замуж и есть ли дети. Но, чтобы кем-то стать, реализоваться, достойно выйти замуж и иметь право иметь детей, следует состояться как личность. Без этого ничего не добиваются и ничего не достигают. На мужа-личность имеет право лишь женщина-личность, а детей имеет право иметь зрелый, умный и образованный человек, способный воспитать их.
Кстати, и дети хотят видеть своих родителей умными и образованными. И на путь, ведущий к становлению личности, человек выходит или не выходит опять-таки в 14 -20 лет!
И еще: огорчать мать – страшный грех. Он не прощается, его нельзя отмолить. Кто огорчал мать, тому суждено страдать от мук совести до конца жизни. В 14 -15 лет это уже надо знать. А чтобы не огорчать мать, иди по дороге к будущему, поскольку с самого рождения ребенка не покидает мать тревога за его будущее. И если идешь не по тому пути, заставляя мать испытывать все возрастающую тревогу за твое будущее, ты повинен в ее безмерной старости и нередко в безвременной кончине.
Итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие в первую очередь, ду...

Беседа с родителями "Трудовое воспитание в семье и школе".
Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.Как решают эту пробле...

Индивидуальная беседа как ведущий метод воспитания с отдельным учеником
Данная презентация может быть использована на МО воспитателей. педсоветах, психологических семинарах...

Беседа с родителями "О воспитании"
Есть ли у нас национальная идея и чему воспитывать наших детей?...

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»
Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...

Беседа с учащимися "Права, обязанности и ответственность учащихся"
Обобщение знаний подростков об основных правах ребенка...

