Классный час на тему "Труд-основа жизни человека"
план-конспект занятия (6 класс)

Рябинская Инна Георгиевна

Классный час о труде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_o_trude.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Труд - основа жизни человека»

Цель: Показать учащимся исключительную значимость труда в жизни человека; способствовать профессиональной ориентации подростков.

Задачи:

- Расширить знания подростков о значении труда в жизни человека;

- Расширить знания подростков о разнообразии профессий;

- Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;

- Формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;

- Развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Прежде чем мы с вами узнаем тему сегодняшнего классного часа, послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение Ю. Воронова «Пусть другие судачат».

Пусть другие судачат

Пусть другие судачат:
Без удачи — беда.
Я не верю удаче
Без большого труда.

Даже строчке не верю —
Стихотворной, моей,
Если я в полной мере
Не намучился с ней.

Мне опять не до смеха,
Стих упрям, как всегда.
Не желай мне успеха,
Пожелай мне труда!

Юрий Воронов

Ребята, скажите мне, пожалуйста, как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе. (Ответы учеников)

Конечно, сегодня мы поговорим о труде. В качестве эпиграфа процитирую высказывание русского писателя, драматурга, прозаика А.П. Чехова, который является примером необыкновенно трудолюбивого человека. К труду его приучили с детства. Чехов не только писатель и врач, в детстве он еще освоил и профессию портного. Труд - один из главных «героев» произведений Чехова. Он говорил: "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги".

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами, человек должен работать, чтобы жить. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд - это источник радости, удовольствия. От труда зависит как личное благополучие человека, так и благополучие общества. Всю жизнь человек трудится: сначала обучаясь в школе, затем получая профессию, а потом работая на производстве. И от того какую профессию он выберет, зависит его трудовая деятельность, а значит и его жизнь.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько профессий сейчас существует в мире. И очень важно не ошибиться в выборе своего профессионального пути.

Что же такое профессия? Давайте разберемся в понятиях, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (ответы учеников)

Давайте сравним Ваши ответы с определениями этих понятий:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

В быстро меняющемся мире, наряду со всем так же быстро меняются и профессии: одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Давайте разделимся на группы и составим профессии, которые являются самыми востребованными, самыми модными и профессии, которые забыты (дети делятся на 3 группы и составляют списки профессий).

Давайте сравним профессии, которые вы записали со списком на доске, там написаны все эти категории профессий, может какие-либо вы забыли упомянуть (на доску прикрепляются листы с написанными на них группами профессий).

Самые востребованные: аналитик данных; консультант по менеджменту предприятия; специалист по маркетингу и продажам; физиотерапевт и медицинский специалист; дизайнер и создатель товаров (различных продуктов); аудитор, бухгалтер; менеджер для работы с клиентами; преподаватель, тренер, репетитор; ветеринарный врач; программист и разработчик программного обеспечения.

Самые модные: HR-менеджер, промоутер, директор благотворительных программ, арт-консультант, диетолог, инструктор по йоге, бренд-менеджер, агент звезды, бьюти-редактор, финансовый аналитик, креативный директор, дизайнер витрин, nail-стилист, личный стилист, кино- и телепродюсер, груммер, блоггер, эксперт страховой компании, дизайнер интерьеров, системный администратор

Самые забытые: конюх, кучер, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, телефонист, машинистка,  и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем, на собственные интересы.

А теперь давайте попробуем выяснить, почему очень часто происходит, так, что люди ошибаются в выборе профессии.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?» 

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дорогой. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? (ответы детей)

Причинами может быть следующее:

  • «Давят» родители;
  • Идут за модой;
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали;
  • Выбирают «за компанию»;
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии;
  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;
  • Подражают героям кино и телесериалов.

Мы с Вами перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Для этого необходимо определить свои склонности и предпочтения.

Всего существует 5 типов профессиональных склонностей человека, сейчас я немного расскажу про каждый из них.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец-консультант.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Я предлагаю вам пройти тест, с помощью которого можно  определить, к какому типу склонностей вы относитесь. (Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши https://psychojournal.ru/ops.html. Приложение 1) 

Сейчас я буду читать утверждения, а Вы будете выбирать одно из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке (учащимся раздаются бланки для выбора утверждений приложение 2).

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Заключение: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


Приложение 1

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области наук;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение;

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;

б) физкультуры;

в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.


Приложение 2

 

I 

II 

III 

IV 

V 

VI 

1

а 

 

 

б 

 

в 

2

 

а 

 

б 

в 

 

3

а 

б 

 

в 

 

 

4

 

 

а 

 

б 

в 

5

а 

б 

в 

 

 

 

6

а 

б 

 

 

 

в 

7

 

а 

б 

в 

 

 

8

а 

 

 

 

б 

в 

9

 

а 

 

б 

в 

 

10

 

 

 

а 

б 

в 

11

а 

б 

в 

 

 

 

12

 

 

а 

б 

в 

 

13

а 

 

 

 

б 

в 

14

 

а 

 

б 

в 

 

15

а 

 

б 

 

в 

 

16

а 

 

б 

 

 

в 

17

 

 

 

а 

б 

в 

18

а 

б 

в 

 

 

 

19

 

 

а 

 

б 

в 

20

а 

 

б 

 

 

в 

21

 

а 

б 

в 

 

 

22

 

а 

б 

в 

 

 

23

 

а 

 

б 

 

в 

24

а 

 

 

 

б 

в 

Сумма баллов 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".

Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...

Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"

Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"

Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»

Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и  развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...

Классный час "Режим дня – основа жизни человека"

- убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;- прививать умение правильно распределять  время на работу и отдых;- учить ценить время....

Классный час "Значимость труда в жизни человека"

Классный час "Значимость труда в жизни человека"...