Классный час на тему "Труд-основа жизни человека"
план-конспект занятия (6 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
«Труд - основа жизни человека»
Цель: Показать учащимся исключительную значимость труда в жизни человека; способствовать профессиональной ориентации подростков.
Задачи:
- Расширить знания подростков о значении труда в жизни человека;
- Расширить знания подростков о разнообразии профессий;
- Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;
- Формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;
- Развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Прежде чем мы с вами узнаем тему сегодняшнего классного часа, послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение Ю. Воронова «Пусть другие судачат».
Пусть другие судачат
Пусть другие судачат:
Без удачи — беда.
Я не верю удаче
Без большого труда.
Даже строчке не верю —
Стихотворной, моей,
Если я в полной мере
Не намучился с ней.
Мне опять не до смеха,
Стих упрям, как всегда.
Не желай мне успеха,
Пожелай мне труда!
Юрий Воронов
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе. (Ответы учеников)
Конечно, сегодня мы поговорим о труде. В качестве эпиграфа процитирую высказывание русского писателя, драматурга, прозаика А.П. Чехова, который является примером необыкновенно трудолюбивого человека. К труду его приучили с детства. Чехов не только писатель и врач, в детстве он еще освоил и профессию портного. Труд - один из главных «героев» произведений Чехова. Он говорил: "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги".
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами, человек должен работать, чтобы жить. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд - это источник радости, удовольствия. От труда зависит как личное благополучие человека, так и благополучие общества. Всю жизнь человек трудится: сначала обучаясь в школе, затем получая профессию, а потом работая на производстве. И от того какую профессию он выберет, зависит его трудовая деятельность, а значит и его жизнь.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько профессий сейчас существует в мире. И очень важно не ошибиться в выборе своего профессионального пути.
Что же такое профессия? Давайте разберемся в понятиях, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (ответы учеников)
Давайте сравним Ваши ответы с определениями этих понятий:
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
В быстро меняющемся мире, наряду со всем так же быстро меняются и профессии: одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Давайте разделимся на группы и составим профессии, которые являются самыми востребованными, самыми модными и профессии, которые забыты (дети делятся на 3 группы и составляют списки профессий).
Давайте сравним профессии, которые вы записали со списком на доске, там написаны все эти категории профессий, может какие-либо вы забыли упомянуть (на доску прикрепляются листы с написанными на них группами профессий).
Самые востребованные: аналитик данных; консультант по менеджменту предприятия; специалист по маркетингу и продажам; физиотерапевт и медицинский специалист; дизайнер и создатель товаров (различных продуктов); аудитор, бухгалтер; менеджер для работы с клиентами; преподаватель, тренер, репетитор; ветеринарный врач; программист и разработчик программного обеспечения.
Самые модные: HR-менеджер, промоутер, директор благотворительных программ, арт-консультант, диетолог, инструктор по йоге, бренд-менеджер, агент звезды, бьюти-редактор, финансовый аналитик, креативный директор, дизайнер витрин, nail-стилист, личный стилист, кино- и телепродюсер, груммер, блоггер, эксперт страховой компании, дизайнер интерьеров, системный администратор
Самые забытые: конюх, кучер, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, телефонист, машинистка, и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем, на собственные интересы.
А теперь давайте попробуем выяснить, почему очень часто происходит, так, что люди ошибаются в выборе профессии.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дорогой. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? (ответы детей)
Причинами может быть следующее:
- «Давят» родители;
- Идут за модой;
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали;
- Выбирают «за компанию»;
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии;
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;
- Подражают героям кино и телесериалов.
Мы с Вами перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Для этого необходимо определить свои склонности и предпочтения.
Всего существует 5 типов профессиональных склонностей человека, сейчас я немного расскажу про каждый из них.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец-консультант.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Я предлагаю вам пройти тест, с помощью которого можно определить, к какому типу склонностей вы относитесь. (Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши https://psychojournal.ru/ops.html. Приложение 1)
Сейчас я буду читать утверждения, а Вы будете выбирать одно из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке (учащимся раздаются бланки для выбора утверждений приложение 2).
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Заключение: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Приложение 1
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Приложение 2
| I | II | III | IV | V | VI |
1 | а |
|
| б |
| в |
2 |
| а |
| б | в |
|
3 | а | б |
| в |
|
|
4 |
|
| а |
| б | в |
5 | а | б | в |
|
|
|
6 | а | б |
|
|
| в |
7 |
| а | б | в |
|
|
8 | а |
|
|
| б | в |
9 |
| а |
| б | в |
|
10 |
|
|
| а | б | в |
11 | а | б | в |
|
|
|
12 |
|
| а | б | в |
|
13 | а |
|
|
| б | в |
14 |
| а |
| б | в |
|
15 | а |
| б |
| в |
|
16 | а |
| б |
|
| в |
17 |
|
|
| а | б | в |
18 | а | б | в |
|
|
|
19 |
|
| а |
| б | в |
20 | а |
| б |
|
| в |
21 |
| а | б | в |
|
|
22 |
| а | б | в |
|
|
23 |
| а |
| б |
| в |
24 | а |
|
|
| б | в |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...

Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"
Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"
Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

Классный час по профориентации: «Я выбираю…» Цель: рассказать о значении в жизни человека профессий социальной направленности.
Цель: рассказать о значении в жизни человека профессий социальной направленности....

Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»
Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...
Классный час "Режим дня – основа жизни человека"
- убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;- учить ценить время....
Классный час "Значимость труда в жизни человека"
Классный час "Значимость труда в жизни человека"...
