"Юность и ее психологические проблемы"
методическая разработка (11 класс)

Светлана Юрьевна Ремпель

Родительское собрание в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_roditelskoe_sobranie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему: «Юность и ее психологические проблемы»

Цель : помочь ребятам освоится с новой учебной ситуацией.

Задачи адаптационного периода: 

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации учащихся в 10 классе.

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

        

Тяжело в учении…

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку. Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться; во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).

В десятом классе происходит резкая  смена критериев оценки знаний  учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» неуспевающим.

Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению. самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более  мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднения он столкнулся, какие предметы сложнее. всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе  ставили «отлично», а теперь «хорошо» или  удовлетворительно».

Hужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, что бы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Возраст любви и… отдыха от трудов.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема -  ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

 Однако есть и большая опасность -  можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.        

Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до  одури!..» и т.д. и т.п.

 Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, - ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной  и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении

Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе,  объяснить, что именно в поведении ребенка  заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало, вас в eгo возрасте, о каких упущенных  возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, -  сплошные глупости. Только присмотревшись н, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут сверстники.

Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.

Юноши  и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для  разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени, вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.        

Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Начинать действовать

В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги,  которые следует предпринять для поступления и начать готовиться  к экзаменам.

Первый шаг - выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. 'Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три,

подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с ,условиями приема,        

Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить день открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он  кажется в уже знакомой обстановке.

В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, гак как иногда условия поступления меняются, например , добавляются новые экзамены

Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» них надо начинать подготовку именно в десятом классе.        

Родители могут помочь школьнику познакомиться  с содержанием той, специальности, которую он выбирает для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте – организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.

Именно, в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.

Приложение.

Заполнив опросник, составленный В.С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблюдений за ребенком.

Определение уровня познавательной потребности

1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с

        выбором будущей профессии?

А. Связаны очень тесно.

Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается, то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.

В. Никак не связаны.

2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?

А. Часто, Б. Иногда. В. Никогда.

3, Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

А. Очень часто.

Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.

        В. -Не ставит долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

        А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.

Б  иногда делает, иногда бросает на пол пути.

В Избегает  выполнения такой работы.

5. Может ли старшеклассник заниматься, длительное время интеллектуальной рабой; иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А. Всегда, когда это необходимо

Б. Только иногда.        .

В. Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А», «Б», или "8, ,.

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

Преобладание  ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность ,и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь, подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения, увлекательной ,темы.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность, действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юность и ее психологические проблемы

Родительское собрание на тему "Юность и её психологические проблемы"...

Презентация 10 класс родительское собрание Юность и её психологические проблемы

Презентация для родительского собрания в период адаптации в 10 классе...

Родительское собрание в 10 классе "Юность и ее психологические проблемы"

Родительское собрание в 10 классе "Юность и ее психологические проблемы"+презентация...

Юность и ее психологические проблемы.

Юность и ее психологические проблемы....

Презентация к родительскому собранию "Юность и ее психологические проблемы".11 класс

Презентация к родительскому собранию "Юность и ее психологические проблемы".11 класс...

Родительское собрание в 10 классе «Юность и ее психологические проблемы»

Расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать  помощь в преодолении трудностей в этом возрасте....

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...