Выступлние на педсовете. тема «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
статья


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4, г. Усть-Джегуты»

C:\Users\Администратор\Downloads\f818aac1-92f8-5c8b-ba91-33e2699e38d8.jpg

    Патриот - любитель Отечества,ревнитель

 о благах его, отчизнолюб,   отечественник, отчизник.

Патриотизм - любовь к Отчизне.

В. Даль

Тема:

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Выступление на педагогическом совете

 

             Подготовила:  классный руководитель 3-А класса

                                   Коровина Нина Георгиевна

                                                           

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого ребёнка в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

 Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма я начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, семье, родным; с любви к дому, в котором ребенок живет; школе, в которой учится; саду, дереву, которое растет у дома; близкому окружению. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. С этой целью были проведены классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», «Папу своего люблю - быть похожим на него хочу!»; конкурс рисунков «СемьЯ», беседы «Ты да я, да мы с тобой», «С чего начинается Родина», «Кто, если не мы!»  и др. Класс участвует ежегодно в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери», «День семьи». Ведь классный коллектив – это тоже  семья, школьная семья.

Представление о Родине (особенно у детей младшего школьного возраста) меняется, расширяется с годами, поэтому начав с воспитания чувства любви к родителям, к дому, я затем уже расширяю это понятие: мой город, край, республика.

           Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Например, изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. На уроках «Окружающего мира» мы пользуемся учебниками, которые предназначены для российских школ. На этих уроках я дополняю материал рассказами  о городах, животных и растениях Донбасса, проблемах экологии и т.д. На уроках рисования ребята рисуют родной город, родную природу, символы нашей Республики. На уроке «Литературное чтение» дети знакомятся со сборником «Литературные странички», в котором собраны  произведения писателей и поэтов – наших земляков. Этот сборник составлен учителями нашей начальной школы, чем мы очень гордимся.

 Но главными уроками, цели и задачи которых направлены на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины, являются   «Уроки гражданственности , уроки мужества». Содержательные линии, входящие в состав курса,  способствуют пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?».

На уроках гражданственности я использую следующие формы работы: экскурсия заочная или виртуальная, диспуты, беседы, деловая игра, устный журнал, викторины, защита проектов, конкурс мини-сочинений и др. Дополнением к этим формам работы служат картины родной природы, фотографии  героев нашего края, нашей республики.  При этом активно использую возможности компьютерной техники, презентации, видеоролики, разработки уроков, составленные учителями начальных классов нашей школы и школ района.

 В начальной школе проводятся различные  внеклассные мероприятия, акции, библиотечные уроки, конкурсы, семейные праздники, спортивные состязания, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и встречаются с интересными людьми.

Ребята нашего класса очень любят посещать библиотеку школы. Фатима Рамазановна регулярно проводит для них библиотечные уроки.  После каникул нас ждет конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» и конкурс рисунков «Дети рисуют ПОБЕДУ»

 В классе действует классная мини-библиотека, организованная при помощи родителей,  которая постоянно пополняется книгами. Среди различных сказок и стихотворений есть  книги о Родине,рассказы о войне,  о нашем крае, сборник «Литературные странички».

 Одной из составляющей системы гражданско-патриотического воспитания является работа классного руководителя с родителями. На родительских собраниях и лекториях моей главной задачей является обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и родителями я рассматриваю  вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, а так же личный пример учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего об.ppt

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся  – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...