Сборник методических разработок для начинающих классных руководителей по работе с обучающимися и их семьями
методическая разработка

В сборнике освещается набор сопроводительных документов в работе классного руководителя и алгоритм действий в случае, когда учащиеся пропускают уроки. Рассматривается алгоритм работы с родителями. Данный сборник не является исчерпывающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 им. А.А. МАТЮШИНА» Г. КАЛУГИ

Сборник методических разработок для начинающих классных руководителей по работе с обучающимися и их семьями

Рабочая группа:

Агеева И.В., руководитель

МО классных руководителей,

Суровень О.В.,

классный руководитель,

Муравьева А.В., педагог-психолог

КАЛУГА 2025г.

Содержание

1

1. Класс

2. Учебный год

3. Ф.И.О. классного руководителя

2

Список класса с датами рождения

3

Цели и задачи воспитательной работы

4

Годовая циклограмма дел по воспитательной работе

5

Анализ воспитательной работы за прошедший год

6

Социальный паспорт класса

7

Психолого-педагогическая характеристика класса

8

План воспитательной работы на учебный год

9

Темы классных часов

10

Работа по организации детского коллектива (таблица учета участия учащихся в классных и школьных мероприятиях)

11

Классное самоуправление (список поручений)

12

Работа с «трудными» детьми, неблагополучными семьями (план индивидуальной работы с данной категорией учащихся и родителей)

13

Дополнительное образование (занятость учащихся во внеурочное время в кружках, секциях и т.п.)

14

Инструктаж по технике безопасности (план бесед)

15

Работа с родителями (журнал индивидуальных консультаций, бесед, протоколы родительских собраний, список родительского комитета)

7 «А» класс

Классный руководитель:

________________________________________

2023-2024 учебный год

        

        Фамилия,

        имя, отчество

Дата

 рождения

Родители

Список обучающихся 7а класса

Таблица

участия обучающихся в классных и школьных мероприятиях

Ф.И.

     

Охрана жизни учащихся

План

проведения инструктажа по технике безопасности

Тема беседы

Краткое содержание

Дата проведения

1

Беседа о терроризме

привитие учащимся чувства бдительности, изучение основных положений законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом и ответственности за преступления террористической направленности

01.09

2

О противопожарной безопасности

о правилах разведения костров, о причинах пожаров и мерах пожарной безопасности

08.09

3

О безопасности ДД

о правилах безопасного поведения на дороге, о ПДД

15.09

4

О правилах поведения во время массовых мероприятий

о правилах безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий

22.09

5

О правилах поведения в школе

о правилах безопасного поведения на уроках, о правилах безопасного поведения на переменах, на детской спортивной площадке, о страховании

29.09

6

О питьевом режиме

о пользовании водой во время учебного времени

29.09

7

О поведении вовремя экскурсии

о правилах культурного поведения в общественных местах и общественном транспорте

06.10

8

Беседа о терроризме (экстремизме)

о мерах по противодействию терроризму (экстремизму)

13.10

9

О предупреждении ДТ на осенних каникулах:

о пожарной безопасности,

об использовании электроприборов,

о правилах поведения в быту, на улице, в общественных местах,

об антитерроре,

о безопасности на дорогах, на реке

20.10

10

О здоровом образе жизни

согласно планам воспитательной работы с привлечением сотрудников учреждений здравоохранения

10.11

11

Беседа «Осторожно, тонкий лед!»

о недопустимости нахождения на реке

24.11

12

Беседа о терроризме

действия при обнаружении возможного взрывного устройства

08.12

13

О проведении Новогодних праздников

о правилах поведения в общественных местах, о правилах использования петард, фейерверков и т.д.

22.12

14

Беседы по предупреждению детского травматизма на зимних каникулах:

о пожарной безопасности,

об использовании электроприборов,

о правилах поведения в быту, на улице, в общественных местах,

об антитерроре,

о безопасности на дорогах, на реке

29.12

15

Беседы по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ

согласно плану работы школы с привлечением сотрудников полиции и здравоохранения

19.01

16

Беседа «Осторожно, лед!»

о правилах безопасного поведения на льду в зимний период

02.02

17

Беседы о мерах пожарной безопасности

правила пожарной безопасности в школе, действия в случае обнаружения возгорания.

16.02

18

Беседы по предупреждению детского травматизма на весенних каникулах:

о правилах поведения в быту, в вечернее время суток, на улицах и дорогах, на реке, в общественных местах, пожарной безопасности и т.п.

22.03

19

Беседы о ПДД

о велосипедах, скутерах, о ПДД для водителей, пешеходов, пассажиров

19.04

20

Беседы по предупреждению детского травматизма на летних   каникулах

о пожарной безопасности,

об использовании электроприборов,

о правилах поведения в быту, на улице, в общественных местах,

об антитерроре,

о безопасности на дорогах, на реке

24.05

Цель воспитательной работы:

Создать условия для гармоничного развития каждого ребёнка.

7 класс – «Стань полноценным гражданином своей Родины»

Цель работы на учебный год:

Воспитание и развитие творческой личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;

                

Задачи воспитания:

- организация эффективного процесса обучения путем взаимодействия с родителями, учителями-предметниками;

- воспитание деятельностного подхода к обучению со стороны учащихся;

- профессиональная ориентация учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся путем вовлечения их в подготовку и проведение классных и общешкольных мероприятий;

- развитие взаимопонимания и взаимной помощи на основе совместной деятельности;

- вовлечение родителей в организацию учебного и воспитательного процесса в классе;

- воспитание патриотизма и устойчивой гражданской позиции.

   Развитие навыков здорового образа жизни.

       

 

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2023-2024 учебный год

«Дети в классе – твоё отражение:

старайся постоянно работать над собой!»

Приложение

Индивидуальная работа с обучающимися

Мероприятия

Сроки

Помощь учащимся, отстающим по некоторым предметам

В течение года

Индивидуальная работа с сильными учащимися

В течение года

Привлечение к выполнению п.1 и п.2 учителей- предметников

В течение года

Изучение семейно-бытовых условий жизни учащихся

В течение года

Постоянное изучение личности учащихся, корректировка их поведения

В течение года

Фиксирование психологических и педагогических отклонений в развитии детей, доведение их до сведения родителей. Совместное с родителями вырабатывание «тактики» исправления выявленных отклонений.

В течение года

Осуществление консультаций психолога (в случае необходимости, п.6)

В течение года

Проведение индивидуальных бесед с учащимися по вопросу состояния их здоровья, учебы, поведения, взаимоотношений в классном коллективе, в школе, со взрослыми

В течение года

     

Организационная работа классного руководителя

Мероприятия

Сроки

Выборы актива классного коллектива

сентябрь

 Вовлечение ребят в кружки, секции, факультативы

сентябрь

Ознакомление учащихся с положениями Устава школы и контроль их выполнения

сентябрь-

октябрь

Вовлечение учащихся в различные классные и школьные мероприятия

в течение

года

Совместная подготовка с учащимися к классным и общешкольным мероприятиям

в течение

года

Контроль посещения уроков, поведения учащихся, их взаимоотношений

в течение

года

Контроль выполнения поручений

в течение

года

Посещение уроков

в течение

года

Классные часы

№ п\п

Дата

проведения

Тема

Воспитательная цель

сентябрь

1

08.09

Устав школы. Правила поведения, внешний вид и режим дня кадета

Формировать культуру поведения и внешнего вида, воспитывать дисциплину

2

15.09

«Что будет, если курить вейпы?» (профилактика вредных привычек)

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей

3

22.09

«Меньше знаешь-крепче спишь?»( роль знаний в жизни человека)

Прививать понимание осознанного получения знаний

4

29.09

«Поручение-каждому!»

Формировать умение проявлять себя в порученном деле, развивать навыки  сотрудничества и взаимопомощи

октябрь

1

06.10

Участие в акции «Открытка учителю»

Воспитывать чувство благодарности

2

13.10

«Наша особая жизнь» (правила общения в соцсетях)

Предупреждать ситуации булинга, прививать культуру общения в соцсетях

3

20.10

День Героя. «А.Матюшин-наш герой» (экскурсия в школьный музей)

Воспитывать чувство патриотизма и сопричастности к истории нашей страны

ноябрь

1

10.11

Экологический десант. Участие в субботнике

Прививать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма при выполнении общих задач

2

17.11

«О дружбе и не только…»

Воспитывать «чувство плеча», умение дружить и выражать свои чувства

3

24.11

«Я и мои таланты» (подготовка к школьному мероприятию)

Формировать умение проявлять свои таланты, развивать навыки  сотрудничества и взаимопомощи

декабрь

1

01.12

День Героя.

«Наш великий земляк Г.К.Жуков»

Воспитывать чувство гордости за своих земляков

2

08.12

«Кто ты, кадет?» (подготовка к присяге)

Формировать ответственное отношение к своим решениям

3

15.12

«Хорошие манеры лишними не бывают» (обучающая игра)

Воспитание культурного поведения в общественных местах и дома

4

22.12

Традиции моей семьи

Прививать чувство сопричастности к культурным ценностям семьи, страны

5

29.12

«Вот и Новый год пришёл!» (чаепитие)

Воспитывать гостеприимство

январь

1

2

февраль

1

2

3

март

1

2

3

апрель

1

2

3

май

1

2

3

Заключительный классный час

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

В 7а классе в 2023-2024 учебном году обучаются 27 человек, в том числе   9        девочек и 18 мальчиков.  18 человек  - 2010 года рождения, 7 человек – 2009 года рождения, 1 человек – 2008 года рождения(.) и 1 человек - 2007 года рождения ().

        Классный коллектив в данном составе существует первый год. Среди учеников 2 ребёнка-мигранта, слабо владеющтх русским языком, но имеющих с 2023 года Российское гражданство. Учеников моего класса объединяет кадетское движение.

         Большинство детей воспитываются в полных, четыре человека в неполных семьях, трое ребят воспитываются в многодетных семьях. 9 человек являются единственным ребенком в семье. Дети в основном растут в доброжелательной обстановке. Но имеются и неблагополучные семьи ( детям не уделяется должного внимания).

         Основным видом деятельности  для  учащихся  моего  класса  является учение. Учащиеся   выполняют требования учителей в пределах  заданного  или в большем объеме. По итогам предыдущего года в классе 2 отличника (ФИ обучающихчя) , 12 человек закончили 6 класс на «4» и «5». Успеваемость в классе по итогам 2022-2023 учебного года составила 93% . 2 человека (дети мигранты) были переведены условно (имели за год «2» по русскому языку и истории), но до 1 октября ликвидировали свои задолженности и были переведены в 7 класс.  

           Учащиеся  7а класса  могут хорошо выполнять самостоятельные задания и практические работы на уроках, им хорошо удается выполнять тестовые задания. Предпочтительно на уроках разбирать больший объем материала, нежели задавать его на дом для самостоятельного изучения.

            Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны,  внимательны,  ответственны. Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.

Особенно ярко ребята проявляют  себя во внеурочной  деятельности. Они с удовольствием принимают участие во всех классных и школьных мероприятиях несмотря на то, что кроме уроков у них много других дел, которые занимают их время и силы (занятия в спортивных секциях,  дополнительные занятия по предметам, занятия по программе дополнитнльного образования «Кадетство»).

Они с готовностью и особым удовольствием берутся за подготовку и проведение творческих конкурсов.  Активно проявляют себя в этих делах все ребята, независимо от успеваемости.

        Ребятам нравится принимать участие в трудовых делах. Отлично работают на субботниках по уборке территории школьного двора большая часть класса. Особенно хочется отметить ФИ, которого ребята в этом учебном году выбрали старостой класса – любое порученное дело ребёнок выполняет на «отлично». Особую гордость составляет наш классный проект «Ремонт классного кабинета», в результате реализации которого и при поддержке родителей был отремонтирован и практически полностью обновлён наш классный кабинет.

Ярко проявляют  себя  ребята  и в играх. Они любят походы, спортивные соревнования (баскетбол, футбол, военно-спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни). На первый план выступает смекалка, смелость, ловкость, быстрота.  Особое внимание дети уделяют подготовке и участию в школьных КВНах, которые им очень нравятся. В прошлом учебном году мы принимали участие в школьной спартакиаде, где заняли 2 место.

Новые ученики без проблем вливаются в классный коллектив.

       Особенностью моего класса является стремление многих учащихся быть лидерами.  Сложилась инициативная группа ребят (ФИ обучающихся), опираясь на которых класс смело берется участвовать в мероприятиях класса и школы.  Непосредственное участие в конкурсах и соревнованиях принимали не все ребята (в связи с количественными ограничениями), но в помощи при подготовке к ним ни один человек не отказал. Очень радостно, что дети хотят бороться за лучшие результаты, они научились радоваться своим победам и победам других, в нашем классе всегда самая активная группа поддержки.

        Мы продолжаем развивать традиции класса, сложившиеся еще в 5 классе – поздравления с днем рождения, чаепития на Новый год и Масленицу, праздники 23 февраля и 8 марта, экскурсии совместно с родителями, итоговое классное собрание, на котором по итогам года дети получают грамоты, а родители - благодарственные письма. Всегда очень интересно проходит и подготовка к этому мероприятию.

       Что касается родителей, то они являются активными участниками нашей классной жизни. Я очень благодарна им за постоянную помощь и поддержку. Классные собрания стабильно посещают практически все родители. Кроме этого, родители являются активными участниками различных родительских форумов и Всероссийских родительских собраний. Большую поддержку от родителей получили наши школьные проекты «Школа ответственного родительства» и «Совет отцов». С родителями моего класса я нахожусь на круглосуточной связи посредством общения в группе, созданной посредством ВК Мессенджера.

     В начале этого учебного года я окончательно убедилась в том, что мои дети, взрослея, очень изменились. Повысился интерес к учебе, многие учителя, работающие в моем классе, отмечают его как интересный, работоспособный и перспективный.

    Цели и задачи моей работы на текущий учебный год выбраны не случайно, а в соответствии с возрастными особенностями моих детей. Считаю, что в этом году следует продолжить вести линию воспитательной работы, направленную на гармоничное развитие личности и воспитание настоящих патриотов своей Родины.

        

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

1.

Привлечение родителей к активному участию в общешкольных собраниях, мероприятиях, классных делах

в течение года

2.

Выборы членов классного родительского комитета

сентябрь

3.

Повышение заинтересованности родителей в работе классного родительского комитета и Школы ответственного родительства

в течение года

4.

Индивидуальные консультации по оказанию педагогического содействия в воспитании ребенка

1 раз в неделю (четверг)

5.

Проведение организационных, итоговых и тематических собраний

1 раз в четверть

6.

Посещение квартир с целью выявления жилищно-бытовых условий учащихся

сентябрь

октябрь

7.

 Посещение родителей на дому

по необходимости


Классные родительские собрания

Дата

Тема собрания

Ответственные

сентябрь

« Условия реализации программы дополнительного образования по программе «Кадетство».

ноябрь

«Принципы обучения и воспитания в условиях кадетского образования. Подготовка к принятию присяги»

февраль

«Психолого-педагогический портрет подростка. Организация ученического самоуправления»

май

«Роль семьи в воспитании школьника. Семейный досуг и принципы его организации»

Список родительского комитета

№ п\п

ФИО родителя

должность

телефон

1.

Председатель родительского комитета

2.

Член родительского комитета

3.

Член родительского комитета

4.

Член родительского комитета

5.

Член родительского комитета

  Дополнительное образование

Ф.И.О.

Название/ организация

1

Вольная борьба ДЮСШ «Энергия»

Шахматы МБОУ СОШ №8

2

Шахматы МБОУ СОШ №8

3

Вольная борьба ДЮСШ «Энергия»

Шахматы МБОУ СОШ №8

4

Вольная борьба ДЮСШ «Энергия»

Шахматы МБОУ СОШ №8

5

Журналистика МБОУ СОШ №8

6

Танцы студия «TODES»

7

Футбол МБОУ СОШ №8

8

Футбол МБОУ СОШ №8

9

Хоккей ледовая арена Дворца спорта

10

Журналистика МБОУ СОШ №8

11

Гребной спорт ГБУ ДО КО СШОР «Орлёнок»

Радиокружок «Восьмёрочка»

12

Шахматы МБОУ СОШ №8

13

IT-кружок «Радуга»

14

Журналистика МБОУ СОШ №8

15

Баскетбол ДЮСШ «Труд»

16

IT-кружок «Радуга»

17

Вокал «Радуга»

18

Фотокружок «Ракурс» МБОУ СОШ №8

19

Фотокружок «Ракурс» МБОУ СОШ №8

20

Туризм ДЮСШ «Луч»

21

Радиокружок «Восьмёрочка»

22

Журналистика МБОУ СОШ №8

Шахматы МБОУ СОШ №8

23

Вольная борьба ДЮСШ «Энергия»

24

Вольная борьба ДЮСШ «Энергия»

25

Акробатика цирковая студия «Арена»

26

Футбол МБОУ СОШ №8

27

ИЗО студия «Радуга»

*100% детей занимается по программе дополнительного образования по направлению «Кадетство» (план прилагается)

Список поручений

Староста класса

Заместитель старосты класса

Учебный сектор

Уточнение домашнего задания в группе учащихся

Сбор информации об участии ребят в олимпиадах

Проверка готовности к урокам

Культурно-массовый сектор

Формирование списков участников экскурсий, походов

Ознакомление с инструкциями по ТБ

Разработка сценариев классных мероприятий

Спортивный сектор

Организация ежедневной утренней зарядки и построения

Проведение физкультминуток во время уроков

Информирование через группу в ВК о планируемых спортивных школьных и классных мероприятиях

Ведение списков по сдаче ГТО

Организация подвижных и интеллектуальных игр во время перемен

Трудовой сектор

Составление графика дежурства по классу, столовой

Контроль за порядком в кабинете во время и после урока

Распределение постов дежурства по школе

Сохранность и ремонт мебели и школьного имущества

Экологический сектор

Забота о растениях класса

Контроль за внешним видом и чистотой рук учащихся

Контроль за проветриванием класса

Информационный сектор

Обновление информации в классном уголке

Оценка состояния учебников

Ведение таблицы классного рейтинга

Работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам

        Этап 1. Определение типа пропусков учащегося.

        Этап 2. Работа с учеником-прогульщиком.

     

 Этап 3. Работа с родителями ученика-прогульщика.

  На этом этапе учитель может:

Записывать в дневник наблюдений информацию о пропусках

Информировать родителей по телефону. Обязательно фиксировать все звонки или составлять акт, о беседе с родителями учащегося по телефону. В случае, если родитель не берет трубку, или номер не доступен, так же составляется акт о произведённом действии.

Акт

о беседе с родителями ученика 7 класса Иванова Ивана.

Беседа состоялась по телефону. Мать учащегося Мария Петровна была поставлена в известность о пропусках уроков сына. Оправдательных документов (справок) семья не имеет. Мария Петровна обещала провести воспитательную работу с сыном.

Дата звонка 23.10. 2014    18.43

Подпись классного руководителя ______________

Приглашать на индивидуальную беседу родителей. Обязательно составлять протокол проведённой беседы. В случае неявки родителя (родителей) на беседу, так же составляется документ.

Протокол

беседы с родителями учени__   ___ класса ФИ _____________________

ФИО родителей __________________________________________

Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы;

Беседа состоялась (подчеркнуть) - в присутствии ребёнка;

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц;

Основные вопросы беседы:

1)____________________________

Принятые решения:

1)____________________________

Подпись родителей учащегося Мать __________________________________ роспись ____

Отец __________________________________ роспись ____

Подпись классного руководителя _____________________

Акт

о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана.

Беседа с родителями не состоялась, по причине их неявки. Приглашение на беседу было передано лично по телефону 8-…………………13.03.2015 в 15.00. На данное приглашение, матерью ученика Марией Петровной был дан положительный ответ. Беседа была назначена на 14.03.2015 г. в 14.00.

Дата 14.03. 20   15.00

Подпись классного руководителя ______________

Подпись третьего лица (засвидетельствовавшего ожидание) __________

        Этап  4. Административные действия.

   Если все предыдущие действия не имеют положительного результата, тогда   необходимо переходить на новый уровень решения проблемы – с помощью администрации. Но тогда, действия ученика и его родителей подпадает под правонарушение, поскольку пропусками уроков без уважительной причины ученик нарушает устав школы, а родители непосредственно закон.

Основные действия административного этапа.

Действия

Результаты

1

Приглашение родителей учащегося на педагогический совет школы

Протокол заседания педсовета, либо акт о неявке родителей;

2

Приглашение родителей на Совет профилактики школы с участием инспектора ПДН, постановка учащегося на внутришкольный учёт.

Протокол заседания Совета профилактики, либо акт о неявке родителей

3

Обращение в инспекцию (комитет) по делам несовершеннолетних

(при УВД)

-постановка на учёт в КПДН

- определение учащегося в специализированное учебное учреждение

- выписка административного штрафа

Документы, подтверждающие профилактическую работу классного руководителя:

Психолого-педагогическая характеристика класса (на основании успеваемости, социометрии, поведения учащихся).

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

План профилактических мероприятий классного руководителя и анализ участия в нем учащегося:

индивидуальные беседы с учениками и их родителями попавших в группу риска;

классные часы о вреде курения, наркомании, употреблении алкоголя;

классные мероприятия, направленные на установление контакта и улучшение климата в классе (совместные тематические вечера, походы в кино, театр, выезды на природу);

Лист успеваемости учащегося с количеством пропущенных уроков и дней.

Копии медицинских справок или иных документов, легализующих отсутствие учащегося, записок и заявлений от родителей, приказов по школе.

Докладные от учителей-предметников.

Распечатки телефонных звонков, подтверждающих попытки классного руководителя установить контакт с родителями ученика.

Копии дневника учащегося с записями классного руководителя (оценка поведения учащегося, приглашение родителей в школу)

Протоколы заседания родительского комитета.

Протоколы бесед с учащимся, его родителями, объяснительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГОКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ...

Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 6-7 классах

В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...

Сборник методических разработок по применению элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в 8-9 классах

В сборнике рассматриваются теоретические основы использования элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики, делаются выводы и обобщения по результатам учителя по данной теме,...

методическое пособие для начинающего классного руководителя

Пособие для начинающего куратора групп будет полезно молодым классным руководителям средних профессиональных образовательных учреждений. Материал содержит разделы : работа со студентами, работа с роде...

Содержание папки классного руководителя: "Организация работы с трудновоспитуемыми учащимися, неблагополучными семьями"

Содержание папки классного руководителя:"Организация работы с трудновоспитуемыми учащимися, неблагополучными семьями"...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...

Сборник методических разработок "Вместе - дружная семья!"

По материалам проекта, посвященного Году народного искусства и нематериального культурного наследия России.Авторы:Еремина Елена Геннадьевна(учитель истории и обществознания),Растворова Светлана ...