4 ноября - День народного единства
методическая разработка (5 класс)
Методичекая разработка об историческом памятном дне- Дне народного единства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Алтынжарская СОШ им. Курмангазы»
Методическая разработка
«Дню Народного Единства в России посвящается…».
Классный руководитель 5 класса: Шамбилова Г.Е.
Познавательное мероприятие
«Дню народного единства в России посвящается…»
Цель: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.
Задачи:
- формирование гражданского самосознания, патриотизма, нравственных и культурные ценностей;
- способствовать социализации личности учащихся, формированию толерантности;
- развивать интерес к истории, историческим личностям.
Форма: познавательное мероприятие с играми
Участники праздника: учащиеся 5 -7 классов МОУ «СОШ» с.Мордино (среднее звено)
Ведущая: педагог – организатор МОУ «СОШ» с.Мордино Забоева Людмила Игоревна.
Основная часть проведения мероприятия.
1. Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Ведущая: Здравствуйте, друзья. Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. А чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и названия.
12 декабря | День Победы |
12 июня | День народного единства |
4 ноября | День независимости России |
23 февраля | Международный женский день |
9 мая | День конституции |
1 мая | Праздник Весны и Труда |
1 января | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
Проверка: группы называют по очереди дату и соответствующий праздник. Выходят к доске и соотносят дату с названием праздника (приложение 1)
2. Определение темы мероприятия.
Ведущая: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства).
Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся).
Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на нашем мероприятии: с какого времени празднуется и что символизирует.
Слайд 1
3. Выступление ученика 5 класса
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Ведущая: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
4. Пословицы о Родине.
Ведущая: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете? (учащиеся перечисляют по очереди) Слайд 2
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
5. Из истории праздника.
Ведущая: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России)
Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущая: Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид.
Слайд 3
- Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)
6. О Минине и Пожарском.
- Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».
- А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.
Слайд 4
- Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов.
- И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
Слайд 5, 6
- Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с деревнями и дом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина.
- Знаете ли вы, что это за памятник? Слайд 7
На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Слайд 8
- Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» в исполнении девочек 5 класса Илясовой Юли и Панюковой Ани, и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского.
Слайд 9
- Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение...
Инсценировка отрывка из пьесы.
Народ:
— Эко рыдание во всем соборе!
— Да и было отчего!
— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь?
— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может).
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
— Что деньги? Деньга — дело наживное!
— Все отдадим! Теперь не до нарядов!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
— Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
Ведущая: спасибо большое девочки. Присаживайтесь.
Ребята, скажите, пожалуйста:
• Как называет Минина народ?
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
• Кого поставили во главе ополчения?
• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.
• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова.
-Спокойный, решительный.
-Бескорыстный, сильный.
-Ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее. Самоотверженный, мужественный, авторитетный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
- Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (ответы учащихся)
- А каким, по вашему мнению, оружием пользовались ополченцы того времени? (предположения учащихся)
- Рассмотрите изображение сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ. Слайд 10
(Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая.)
Слайд 11
- Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
Слайд 12
- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей?
Слайд 13
А сейчас мы с вами проведём несколько игр на сплочение и единение нашего коллектива. Прошу всех встать в круг.
1 игра. "Спутанные цепочки"
Задачи игры: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера.
Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Ведущая:
- Как вы себя чувствуете?
- Как ваше настроение?
- Легко ли вам было распутать цепочку?
- Что было особенно сложным?
- Вы готовы работать дальше? (ответы детей)
Тогда хочу предложить вам следующую, не менее интересную, игру.
2 игра. "Отзеркаливание"
Инструкция: "Сейчас я предлагаю вам выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя".
Ведущая:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Присутствует ли чувство неловкости?
- Интересно ли было выполнять эти задания?
- Что нового вы открыли для себя?
Ведущая:
На этой доброй ноте мы завершим наше мероприятие. Хочу поблагодарить всех за активную работу. Я надеюсь, что теперь этот праздник станет вам более понятным и, возможно, для кого- то из вас он вскоре станет родным праздником.
7. Итог мероприятия. Рефлексия.
- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова: Слайд 14
Слайд 15
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.
Слайд 16
- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Новый праздник - очень большая удача. Такой праздник нам нужен. Однако это и большое испытание. В любом случае судьбу нового праздника решит время.
Спасибо за участие в мероприятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 ноября - День народного единства
Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

4 ноября – день народного единства! Мы едины...
Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы....
"4 ноября - День народного единства"
Презентация, рассказывающая об истори праздника...
"4 ноября - день народного единства. История праздника в картинках". Презентация. Учебно-методическое пособие.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осоз...

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.
Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....
Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"
Материал разработан по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...
