Разговор о важном «Боевая смекалка народа Коми: от повседневной жизни к победам на поле боя»
классный час (10 класс)

Черепанов Никита Андреевич

Цель занятия: подвести детей к понимаю того, что готовить себя к защите Отечества нужно с детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_tekst.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор о важном «Боевая смекалка народа Коми: от повседневной жизни к победам на поле боя»

Цель занятия: подвести детей к понимаю того, что готовить себя к защите Отечества нужно с детства.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного и предвоенного времени.

2) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Актуализация:

Перед вами перечень героев Великой Отечественной войны, которые являются уроженцами Республики Коми. О ком вы слышали? Чьи подвиги или заслуги знаете?

Кисляков Василий Павлович, Оплеснин Николай Васильевич, Лобанов Виктор Иванович, Марков Иван Петрович, Габов Николай Николаевич.

Мотивация к деятельности:

Из-за чего сформировались те или иные боевые навыки?

Все идет из детства, например:

Н.В. Оплеснин занимался спортом и закалялся, поэтому в конце сентября 1941 г. он смог переплыть р. Волхов, а чтобы его не обстреляли, плыть пришлось под водой.

В.И. Лобанов детство провел в селе Прилузкого района и с ранних лет ходил с лес за грибами и ягодами хорошо там ориентировался, а в годы войны он успешно выполнял задания разведчика на территории Украинской ССР, ориентировался в лесной местности.

Открытие нового знания:

Класс делиться на 2 группы. Каждой группе дается конверт с описанием бытовых, климатических и географических особенностей проживания жителя Коми АССР накануне войны. Задача группы изобразить эти условия на ватмане. Проанализировать эти условия и прийти к выводам к каким боевым навыками могли бы овладеть жители данной территории.

        У одной группы будет территория севера Коми, у другой сельская местность южной части Коми АССР.

Проверка результата:

Группы презентуют свою работу, рассказывают, к каким они выводам пришли. Какие увидели связи между бытовыми, географическими особенностями территории проживания и навыками, которые могли бы пригодиться в годы ВОВ.

Подведение итогов:

Наши с вами предки готовили себя к защите Отечества с детства как могли исходя из тех условий, которые имели вокруг себя. И они смогли войти в историю России, смогли спасти тысячи, миллионы людей, за что им должны быть благодарны.

Рефлексия:

Стоит ли в наше время готовить себя к защите Отечества и какие условия у нас с вами для этого есть?


Раздаточный материал

Подсказки для 1 команды. Имя героя Тюрнин Василий Григорьевич.

Основным источником жизнеобеспечения служило индивидуальное приусадебное хозяйство.

В рационе не хватало растительного и животного белка, жиров и витаминов. Чтобы улучшить питание, сельские жители добывали в лесу боровую и водоплавающую дичь: глухарей, тетеревов, куропаток, рябчиков, диких гусей и уток.

Больше всего финансовых средств среди данного рода занятий могла принести заготовка пушнины и отстрел хищников. Ежегодно наряду с профессиональными охотниками-промысловиками в лес выходили и тысячи «любителей», в массе своей – колхозников.

Недостаток в жизненно важных витаминах, отсутствие в рационе различных фруктов жители деревни компенсировали сбором лесных и болотных ягод. Клюква, морошка, брусника, черника, шиповник, малина, смородина заготавливались в больших объемах, тем более, что для консервации многих из них вовсе не требовался дорогой сахар, достаточно было просто замочить ягоды водой, высушить, или заморозить.

Прилегающие к посёлку участки земли составляли, главным образом, лиственные и хвойные породы деревьев.

Дома находили вдоль р. Вычегда, поэтому все жители деревни умели рыбачить и плавать через реку.

Подсказки для 2 команды. Имя героя Сметанин Ефим Иовлевич.

Оленеводство было основой экономики коми-ижемцев. Олени обеспечивали их мясом, молоком, шкурами и транспортом. Коми-ижемцы разводили оленей, используя их для передвижения по тундре и лесотундре. Оленьи шкуры использовались для изготовления одежды и обуви.

Коми-ижемцы охотились на диких животных, таких как лось, медведь и зайцы. Рыболовство было важным источником пищи, особенно в летние месяцы, когда реки и озера богаты рыбой. Лес преимущественно еловый. Встречаются сосна и лиственница. Много естественных лугов, особенно в низовьях реки Ижма.

Традиционным жильём коми-ижемцев был чум, сделанный из шкур животных или бересты. Чумы легко собирались и разбирались, что позволяло кочевникам перемещаться вслед за стадами оленей. Зимой коми-ижемцы переселялись в деревянные дома, построенные из бревен.

Традиционное жилище ижемцев — деревянный дом, который называется «керка». Он имеет прямоугольную форму и состоит из нескольких комнат. Крыша дома обычно двускатная, покрыта дранкой или тёсом. Окна и двери украшены резными наличниками. Внутри дома находится печь, которая служит для обогрева помещения и приготовления пищи.

Одежда коми-ижемцев была специально разработана для защиты от холода. Они носили меховую одежду, такую как малица (длинная шуба из оленьих шкур) и пимы (валенки). Женщины носили сарафаны, рубашки и платки. Обувь изготавливалась из кожи и меха.

Для передвижения по тундре и лесотундре коми-ижемцы использовали оленей. Они также использовали нарты — специальные сани, запряжённые оленями, для перевозки грузов и людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )

Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...

О практике реализации внеурочных занятий РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ среди обучающихся, содержащихся в исправительных учреждениях, расположенных на территории Республики Коми

Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном" в условиях закрытого социума и с использованием регионального компонента....

Разговоры о важном 25 декабря 2023 тема новогодние семейные традиции разных народов России материалы для 1-11 классов

25 декабря 2023 разговоры о важном тема занятия новогодние семейные традиции разных народов России для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО скачать материалы для внеурочн...

Методическая разработка (сценарий занятия) из цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»: «Труд – основа жизни на земле: что наша жизнь в ТРУДЕ и без НЕГО?»

Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Теперь во всех школах страны учебная неде...

Разговоры о важном 7 апреля 2025 тема день единения народов России и Беларуси для 1-11 классов

Сценарий, презентация, видеоролики, интерактивное задание, плакаты и другие материалы для проведения классного часа цикла внеурочной деятельности по ФГОС проекта «Разговоры о важном» в шко...

Рабочие листы разговоры о важном 7 апреля 2025 день единения народов России и Беларуси

Бесплатные рабочие листы и материалы для классного часа «Разговоры о важном» на тему «День единения народов России и Беларуси. Союзное государство» к 7 апреля 2025 года. Матери...