Классный час - мастерская ценностных ориентаций "Береги честь смолоду"
классный час (5, 6, 7 класс)

Шмакова Марина Геннадьевна

Классный час подготовлен к международному Дню борьбы с коррупцией. Форма организации познавательной деятельности: мастерская ценностных ориентаций. Цель данной педагогической технологии - совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с обучающимися на равных. В процессе занятия не ставятся оценки, отсутствует критика. И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   АННОТАЦИЯ

В течение нескольких лет в своей работе я использую уроки – мастерские ценностных ориентаций, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями. Рождение же ценностей и смыслов происходит в мастерской не через подачу готового материала, а через проживание проблемы, прочувствование её в процессе общения с педагогом (мастером) и сверстниками.

В чем же особенность урока-мастерской? Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. Цель данной педагогической технологии - совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с обучающимися на равных. В процессе занятия не ставятся оценки, отсутствует критика. И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской

«Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

Самоконструкция - первый этап, описание собственного опыта, формулирование идеи, гипотезы.

Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.

«Социализация» - представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.

Одна из основных частей социализации - «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

4. «Реконструкция» - процесс восстановления знания на новом уровне.

5. «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Технологическая карта занятия

Класс:  5 «А»            
Тема урока: «Береги честь смолоду»
Тип занятия: внеклассное мероприятие (классный час)
Обучающая цель (предметный результат): Познакомить с понятием «коррупция», с формами проявления коррупции, ее последствиями; уметь проявлять гражданскую позицию в отношении коррупции.
Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих (интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитывающая цель (личностный результат): воспитывать ценностные качества личности (честность, порядочность), способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

Форма организации познавательной деятельности: мастерская ценностных ориентаций.

Оформление доски: эпиграф; карточки «кор-рупция», «торопится», «не знает законы», «хочет лёгкой наживы», «надеется, что никто не узнает»; картинки (чиновник, водитель, бизнесмен, врач, учитель); бумажные сердца красного и чёрного цвета, прозрачные кармашки; слайды с иллюстрациями к народным сказкам

Оборудование: ноутбук, доска; запись песни Газманова «А как мы сможем победить, если нас легко купить», магнитики, элементы костюмов для сценки «Колобок против коррупции».

Ход урока

Нет такой таблетки от коррупции: раз   проглотил - и вы здоровы!

В.В. Путин  

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные;

 Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные;

Л. – личностные

1.Индукция (проблемный вопрос)

5 минут

Учитель настраивает на урок. 

- Ребята! Сегодня наше занятие пройдёт в форме мастерской ценностных ориентаций. Я предлагаю вам групповую форму работы с соблюдением правил: активности, исследовательской позиции, диалога в общении, безоценочности и прошу учесть правило «стоп», которое означает, что обсуждение закончено.

Посвящена наша встреча взрослой теме, о которой нужно задумываться уже с детства: «Береги честь смолоду». И сейчас я предлагаю вам определить проблемный вопрос занятия, посмотрев минутный мультфильм. Внимание на экран.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (после ответа детей на доску вывешивается табличка «коррупция») Мы разберёмся вместе, почему коррупция – это плохо и почему эта тема важна?

Кор-руп-ци-я... В этом слове слышится что-то зловещее, благодаря долгому звуку [р] и неприятное из-за стечения букв пц, так не совместимых с русским языком.

- Запишите на доску все ассоциации со словом коррупция.

Дети смотрят м/ф, определяют проблемный вопрос, после чего составляют кластер «Коррупция» (через ассоциативный ряд) (например: взятка, подкуп, обман, мошенничество…)

Р. – волевая саморегуляция;
– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в  познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности

2. Самоконструкция

4 минуты

Социализация

Слайд 1

У каждой группы на столе лежит тест из 4 вопросов. Прошу вас отметить правильные (как вам покажется) ответы. 1 минута на работу

  1. 1. Как ты понимаешь слово коррупция

А. Помощь друг другу

Б. Использование своих должностных полномочий

В. Получение денег за свою хорошую работу

2. Как ты думаешь, коррупция…

А. Противозаконно

Б. Законно

3.Какое наказание влечет коррупция?

А. Штраф

Б. Лишение свободы

В. Лишение машины

4. Врач вылечил тяжело больного и в благодарность получил от родственников пациента букет цветов. Будет ли это взятка?

А. Да

Б. Нет

(правильные ответы - БАББ)

Прошу группам озвучить варианты ответов (учитель вопрос – дети по очереди ответ)

Так что такое коррупция? (слайд открывается на доске: использование своих должностных полномочий, противозаконно, лишение свободы)

Посмотрим, правы ли вы в своих предположениях.

Дети выполняют тест

Дети представляют свой опыт всему классу

П. – логические: анализ, сравнение, обобщение;

– извлечение необходимой информации из текстов;

 –  структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

–  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р.   – прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– владение устной монологической речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений.

3.

Деконструкция

5 минут

Афиширование

Латинское слово К. означает злоупотребление должностным положением с целью получения личной выгоды. Возникла она давно. Люди делали подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Потом появились работники, которые имели власть, чиновники. И они стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения доходов. В 2008 г. президент РФ В.В. Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции.

- Как вы думаете, один ли взяточник, тот, кто берёт деньги, занимая какую-то должность, нарушает закон? Ответы детей.

- В этом явлении виноваты две стороны. Это мы увидели и в мультфильме. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить коррупцию.

На доске вы видите несколько фигур и фразы - причины, которые заставляют человека брать или давать взятку:

- водитель торопится на важную встречу (протокол – время! - взятка) – его можно оправдать? НЕТ! он нарушил правила безопасности, превысив скоростной режим, мог спровоцировать ДТП;

- не знает законы (незнание не освобождает от ответственности!);

- бизнесмен хочет лёгкой наживы;

- надеется, что никто не узнает.

У вас на столе у каждого есть 2 бумажных сердца – красное и чёрное. Прошу разместить их к фигурам наших персонажей, оценив по поступкам: коррупционер (чёрное) или нет (красное сердце).

Дети отвечают на вопросы учителя

Школьники рассуждают, можно ли оправдать в данных ситуациях водителя, бизнесмена – любого человека

Сердца – в прозрачные кармашки фигурок

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

– подведение под понятие;

– определение основной и второстепенной информации;

– смысловое чтение;

– постановка и формулирование проблемы;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- использование знаково-символических средств;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

4.Реконструкция

13 минут

Социализация

6 минут

Слайд 3

C:\Users\DNS\Desktop\буклет ПДД\glavnaja-11.jpg  C:\Users\DNS\Desktop\буклет ПДД\hello_html_1d1509f2.jpg

  Примеры коррупции есть не только в жизни, но и в сказках, недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк». «Гуси-лебеди»: девочка обращается с просьбой ей помочь - подсказать, вдруг кто видел братца. И что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не сделали. "Съешь моего кисленького яблочка - скажу", не съела - не сказала. А ведь девочка с бедой к ним обращалась.

 В сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» ", пока курица за помощью бегала, петух мог погибнуть, а её отправляли от одного к другому. И ведь курица всем объясняла, что петух подавился, задыхается, но маслице - за сено, сено - за калачи, калачи - за дрова, дрова - за топор, топор - за угли.

Посмотрите ещё раз на эпиграф урока. Безнадёжно звучат слова, сказанные президентом РФ: «Нет такой таблетки от коррупции: раз   проглотил - и вы здоровы!»

Неужели невозможно победить коррупцию?                                                

Предлагаю вам посмотреть театральную миниатюру «Колобок против коррупции».

- Посмотрите, ребята, как легко поддаться соблазну, мечтая о лёгком заработке и хорошей жизни. Чему учит родительский наказ? (не брать и не давать взяток, быть честным).

Береги честь смолоду – вот наказ каждому из нас на всю жизнь.

Давайте вернёмся к кластеру, составленному по вашим первоначальным знаниям. Завершая наш разговор, можете добавить новую ассоциацию к понятию коррупции?

 - Так коррупция – это плохо?

Одиннадцатиклассники, зная о нашем уроке, написали синквейны о коррупции, вы их видите на экране (учитель зачитывает)

Коррупция

Коварная, соблазнительная

Манит, отбирает, наказывает

Коррупция соблазняет деньгами слабого

Преступление!

Коррупция

Нечестная, несправедливая

Обманывает, отбирает, разрушает

Никогда не связывайтесь с коррупцией

Зло!

Коррупция

Незаконная, отвратительная

Разлагает, развращает, разрушает

Коррупции не должно быть

Ущерб!

Просмотр миниатюры

Дети высказывают предположения, учитель уточняет

Учащиеся восстанавливают знание на новом уровне (преступление, зло)

Дети сравнивают синквейны выпускников с полученным знанием

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

– прогнозирование;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– умение структурировать знания;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – целеполагание как постановка учебной задачи;

 – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

– смыслообразование.

5. Рефлексия

3 минуты

Д/з (слайд 4)

Я горжусь сегодня вашей работой, серьёзным отношением к взрослой проблеме. Хочется гордиться и нашей прекрасной страной, и достойными поступками жителей России.

Вместо слов предлагаю послушать куплет песни Олега Газманова «А как мы сможем победить, если нас легко купить». Обратите внимание на слова припева, в которых звучит надежда на прекрасное будущее страны.

Прошу вас дать оценку нашего занятия, начиная фразу: «Я сегодня понял, что…»

Прочитать басню И.А. Крылова «Лисица и Сурок», обсудить содержание басни с родителями.

Дети слушают запись первого куплета песни

Учащиеся высказывают своё отношение к уроку, к коррупции как социальному злу

Дети получают задание на дом

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже в усвоении и что подлежит усвоению;  

– самооценка на основе критерия успешности;

К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок руссского языка в 6 классе "Береги платье снову - честь смолоду...".

Урок имеет 2 задачи:1. знакомство с "Кодексом РФ об административных нарушениях",2. научиться применять полученные знания о наклонениях глагола на практике....

Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»

Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....

В. Каверин "Два капитана" "Береги честь смолоду"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 8 классе В. Каверин "Два капитана" "Береги честь смолоду"...

Методическая разработка классного часа "Береги честь смолоду"

Методическая разработка  классного часа "Береги честь смолоду" по профилактике правонарушений для учащихся 8-9 классов....

Урок - мастерская по литературе в 8 классе по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"

На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе....