Методическая разработка воспитательного мероприятия классный час "УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ"
классный час (6 класс)
Классный час о профессии учителя – это прекрасная возможность повысить престиж профессии, укрепить уважение к педагогам и помочь детям лучше понять школьную жизнь. Этот материал послужит прочной основой для проведения содержательного, душевного и запоминающего классного часа.
Актуальность занятия заключается в осмыслении учащимися особенностей профессии учителя, которая с давних времён является одной из востребованных на земле.
Новизна. Классный час проводится в форме беседы-диалога с элементами игры и творческого задания. Этот классный час ориентирован на учащихся 5-6 классов, упор сделан на игру и творчество, теоретическая часть сокращена.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №11
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма (МАОУ СОШ №1) |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ»
Разработчик: Тимиркаева В.И.
классный руководитель
Когалым, 2025 г.
Пояснительная записка
Классный час о профессии учителя – это прекрасная возможность повысить престиж профессии, укрепить уважение к педагогам и помочь детям лучше понять школьную жизнь. Этот материал послужит прочной основой для проведения содержательного, душевного и запоминающего классного часа.
Актуальность занятия заключается в осмыслении учащимися особенностей профессии учителя, которая с давних времён является одной из востребованных на земле.
Новизна. Классный час проводится в форме беседы-диалога с элементами игры и творческого задания. Этот классный час ориентирован на учащихся 5-6 классов, упор сделан на игру и творчество, теоретическая часть сокращена.
Содержательная часть
Технологическая карта тематического классного часа
«УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ»
Тема | Учитель — профессия особенная» | |
Возрастная группа | 5 - 6 класс | |
Форма проведения | Беседа, ролевая игра. | |
Оборудование: | проектор, ПК, видеоролик, бумага А4, цветные карандаши или фломастеры, карточки с заданиями для игры | |
Продолжительность | 40 минут | |
Цель: формирование представления учащихся о значимости педагогической профессии, воспитание чувства благодарности и признательности учителям | ||
Задачи:
| ||
Планируемые результаты: | Личностные: воспитание уважительного отношения к педагогической профессии, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные: познавательные: развитие мотивов и интересов к познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы; коммуникативные: участие в диалоге с классным руководителем, другими учениками, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач; регулятивные: принятие воспитательной задачи. Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное. | |
Применяемые технологии | - сюжетно-ролевая игра; - технология проведения воспитательных бесед. - мультимедийные (презентации и видеоматериалы) - рефлексивные (рефлексия настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания материала) | |
Методы | - информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти) - частично-поисковый (эвристический) - беседа | |
Функции классного часа | - просветительская; - ориентирующая; - направляющая; - формирующая. | |
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | Способы и критерии оценки результатов деятельности |
1.Организационный 1 мин | Активизирует внимание обучающихся; с помощью фишек разного цвета делит обучающихся на группы | Включаются в работу, рассаживаются по группам | Коммуникативные УУД: -слушать собеседника и понимать речь других -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией -настраивать себя на продуктивную работу -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные УУД: -самоопределение -смыслообразование | наблюдение |
2. Создание проблемной ситуации,
5 мин Определение темы классного часа Целеполагание | Читает загадку об учителе: Он даёт нам знания, Отметки выставляет, От нас в ответ признание Всё время получает. Наставник, предводитель, Любимый наш... (учитель). Ребята, как вы думаете, какая тема классного часа? (ответы) Какая цель нашего занятия? | Отгадывают загадки. Самостоятельно формулируют тему классного часа Самостоятельно формулируют цель классного часа | Познавательные: -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты; -выдвигать гипотезы; -формулировать проблему; -определять цель занятия; Коммуникативные УУД: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; -слушать и понимать речь других; -формулировать свое мнение в устной форме; -высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности; -планировать свою деятельность; -определять последовательность действий; -самостоятельно формулировать тему и цель; -принимать и сохранять цель и задачи; -организовать выполнение заданий учителя; -высказывать свое предположение, прогнозировать предстоящую работу. Личностные УУД -смыслообразование. | Опрос, диалог |
3. Актуализация знаний 3 мин | Предлагает обучающимся продолжить фразу «Важные черты учителя…» Мини-дискуссия: «Учитель – это просто работа, как многие другие, или это профессия особая? В чем ее особенность?» Подводит учащихся к формулировке проблемы: «Почему учителя называют инженером человеческих душ?» | Пробуют продолжить фразу Размышляют, высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что профессия действительно особенная, так как связана с детьми, с формированием личности. | Познавательные: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта -определять и формулировать проблему -осуществлять синтез как составление целого из частей Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других -строить понятные для собеседника высказывания -воспринимать информацию на слух -отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: -планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой -принимать и сохранять учебную задачу -организовать выполнение заданий учителя Личностные УУД -смыслообразование -нравственно-этические | Наблюдение, диалог |
4. Первичное усвоение новых знаний 5 мин | Включает видеоролик «О ценности работы учителя в жизни каждого» Предлагает вопросы для обсуждения видеоролика. - Ребята, как вы думаете, почему учительская профессия важна именно сегодня? - Какими качествами должен обладать современный учитель? - Обратимся к цитате известного русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского: «Без любви к делу своему учитель не сможет вызвать любовь к нему и у детей».
| Смотрят видеоролик Отвечают на вопросы учителя Обсуждают цитату. Каждый ученик может поделиться своим мнением о смысле высказывания. | Познавательные: -формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; -соотносить информацию в разных форматах; -структурировать материал, выделяя в нем главное; -анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные УУД: -строить монологическую речь -слушать и понимать речь других -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -осуществлять работу в группе -договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность -выдвигать свои гипотезы -осуществлять самоконтроль -организовать выполнение заданий учителя -делать выводы по результатам работы Личностные УУД -смыслообразование | Опрос и диалог |
5. Первичная проверка понимания 15 мин | Игра-ситуация «Давай думать вместе» Каждая группа участников вытягивает предложенные ситуации, дети должны посовещавшись, найти решение ситуации 1. Ситуация «Низкая мотивация ребёнка к учёбе»: Родители жалуются учителю, что ребёнок постоянно отвлекается на уроках, теряет интерес к предметам и имеет плохие оценки. Учитель замечает отсутствие желания учиться дома и низкую вовлечённость в учебный процесс. Задача: Предложить родителям способы повышения мотивации ребёнка, обсудить возможные причины низкой заинтересованности и совместно выработать стратегию поддержки интереса к обучению. 2. Ситуация: Нарушение дисциплины ребёнком Учитель регулярно сталкивается с нарушениями поведения учеником, такими как шум на уроках, грубость по отношению к одноклассникам, невыполнение заданий. Родителей беспокоит эта ситуация, однако они считают, что проблемы связаны исключительно с особенностями характера ребёнка. Задача: Вместе с родителями выявить истинные причины нарушений дисциплины, определить стратегии конструктивного реагирования и сформировать единые требования к поведению ребёнка как в школе, так и дома. 3. Ситуация: Проблема зависимости от гаджетов Родители сообщают учителю, что ребёнок проводит много времени перед экраном компьютера или телефона, игнорируя домашние задания и подготовку к урокам. Ученик демонстрирует признаки усталости и снижение концентрации внимания. Задача: Оценить масштабы цифровой зависимости, обсудить вместе с родителями правила использования устройств и организовать совместные меры по снижению негативного воздействия технологий на здоровье и развитие ребёнка. | Выполняют задания игры «Давай думать вместе» Представляют результаты выполнения заданий | Познавательные: -использовать информацию для решения учебной задачи; -систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: -высказывать суждения; -аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: -организовать выполнение заданий учителя; -делать выводы по результатам работы; -действовать по алгоритму, правилу. Личностные УУД -смыслообразование -самоопределение | Выполнение практических заданий. Уточняющие вопросы |
6.Первичное закрепление 7 мин | Работа в группах «Качества идеального учителя» 3-4 группы Раздать листы А4 и маркеры. Задание для групп: «Составьте портрет идеального учителя. В центре листа нарисуйте солнце. В центре солнца напишите главное, ключевое качество учителя. На лучах – все остальные важные качества». Организовать презентацию работ групп и общее обсуждение. | Работают в группах: обсуждают, рисуют, записывают. Затем представители от каждой группы представляют свой «портрет» и аргументируют выбор качеств (доброта, справедливость, чувство юмора, глубокие знания, терпение и т.д.). | Познавательные: -самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи -обобщать и классифицировать -анализировать, сравнивать, группировать -ситематизировать изученное Коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами -оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; -планировать свои действия; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -контролировать и корректировать свою деятельность. Личностные УУД -смыслообразование. | Уточняющие вопросы |
9. Стадия рефлексии 2 мин | Ребята поделитесь мнениями: -легко было вам в роли учителя? «Благодарное сердце» 5 мин Включает спокойную музыку. Упражнение «Неоконченные предложения» на экране: • «Сегодня я понял(а), что профессия учителя – это...» • «Самое трудное в работе учителя, мне кажется...» • «Я хочу сказать "спасибо" моим учителям за...» Предложить желающим поделиться мыслями. Размышляют, завершают предложения (можно письменно или устно). Желающие высказываются. | Делятся мнениями | Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: -строить монологическое высказывание; -оформлять мысли в устной форме; Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; -соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения. Личностные УУД -самоопределение; -смыслообразование; -нравственно-этические. | Диалоговая форма |
Подведение итогов. 2 мин | Учитель подводит итоги: - Сегодня мы с вами убедились, что учитель – это действительно особая профессия. Это призвание, искусство и огромный труд. Это человек, который не просто дает знания, а помогает нам стать лучше. Предложить на выбор творческие задания: 1. Написать мини-сочинение «Учитель, которого я никогда не забуду». 2. Нарисовать открытку-благодарность для своего любимого учителя. 3. Подготовить небольшое интервью с одним из учителей школы на тему «Почему вы выбрали эту профессию?» | Дети слушают, выбирают понравившееся задание. Записывают (при необходимости). | Личностные УУД: осознание значимости полученного опыта. | Диалоговая форма |
Заключение
Выводы. Профессия учителя действительно особая, и донести это до учеников 5-6 классов – важная и благодарная задача.
Рекомендации. Создавайте доверительную атмосферу. Пусть дети не боятся высказывать свое мнение. Будьте готовы к любым, даже неожиданным ответам. Используйте их как повод для конструктивного диалога. Ваша искренность и эмоциональность – ключ к успеху этого классного часа.
Список использованной литературы
1.https://po-ymy.ru/zagadki-pro-uchitelya.html
2. https://infourok.ru/konstantin-dmitrievich-ushinskij-velikij-pedagog-i-detskij-pisatel-4587287.html
3. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.
4. Махаева, О.А. Я выбираю профессию / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М., 2006
5. https://soripkro.ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii
Приложение
Презентация Microsoft PowerPoint
Видеоролик «О ценности работы учителя в жизни каждого» https://yandex.ru/video/preview/1699784251953722960
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».
Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 11 класса по теме «Сохраним Петербург для потомков»
Классный час проводится в 11 «С» классе. Познавательная активность в данном классе невысокая, так как большее внимание ребят направлено на спорт.Актуальность темы: данный год имеет два важ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Интересные и необычные профессии"
Данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают важные для нашего общества проблемы трудового воспитания и профессионального самоопределения школьников. В методической разработке расс...

