Методическая разработка воспитательного мероприятия классный час "УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ"
классный час (6 класс)

Тимиркаева Вероника Ивановна

Классный час о профессии учителя – это прекрасная возможность повысить престиж профессии, укрепить уважение к педагогам и помочь детям лучше понять школьную жизнь. Этот материал послужит прочной основой для проведения содержательного, душевного и запоминающего классного часа.

Актуальность занятия заключается в осмыслении учащимися особенностей профессии учителя, которая с давних времён является одной из востребованных на земле.

Новизна. Классный час проводится в форме беседы-диалога с элементами игры и творческого задания. Этот классный час ориентирован на учащихся 5-6 классов, упор сделан на игру и творчество, теоретическая часть сокращена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ»

                                                                                                                                                                Разработчик: Тимиркаева В.И.

                                                                                                                                                                           классный руководитель

Когалым, 2025 г.

Пояснительная записка

Классный час о профессии учителя – это прекрасная возможность повысить престиж профессии, укрепить уважение к педагогам и помочь детям лучше понять школьную жизнь. Этот материал послужит прочной основой для проведения содержательного, душевного и запоминающего классного часа.

Актуальность занятия заключается в осмыслении учащимися особенностей профессии учителя, которая с давних времён является одной из востребованных на земле.

Новизна. Классный час проводится в форме беседы-диалога с элементами игры и творческого задания. Этот классный час ориентирован на учащихся 5-6 классов, упор сделан на игру и творчество, теоретическая часть сокращена.

Содержательная часть

Технологическая карта тематического классного часа

«УЧИТЕЛЬ — ПРОФЕССИЯ ОСОБЕННАЯ»

Тема

Учитель — профессия особенная»

Возрастная группа

5 - 6 класс

Форма проведения

Беседа, ролевая игра.

Оборудование:

проектор, ПК, видеоролик, бумага А4, цветные карандаши или фломастеры, карточки с заданиями для игры

Продолжительность

40 минут

Цель: формирование представления учащихся о значимости педагогической профессии, воспитание чувства благодарности и признательности учителям

Задачи:

  1. обучающая: расширить кругозор учащихся, ознакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;
  2. развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников;
  3. воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к учителям, чувство дружбы и толерантности у учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважительного отношения к педагогической профессии, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные:

познавательные: развитие мотивов и интересов к познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;

коммуникативные: участие в диалоге с классным руководителем, другими учениками, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач;

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.

Применяемые технологии

- сюжетно-ролевая игра;

- технология проведения воспитательных бесед.

- мультимедийные (презентации и видеоматериалы)

- рефлексивные (рефлексия настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания материала)

Методы

- информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти)

- частично-поисковый (эвристический)

- беседа

Функции классного часа

- просветительская;

- ориентирующая;

- направляющая;

- формирующая.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Способы и критерии  оценки результатов деятельности

1.Организационный

1 мин

Активизирует внимание обучающихся;

с помощью фишек разного цвета делит обучающихся на группы

Включаются в работу, рассаживаются по группам

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

-настраивать себя на продуктивную работу

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование

наблюдение

2. Создание проблемной ситуации,

 

5 мин

Определение темы классного часа

Целеполагание

Читает загадку об учителе:

Он даёт нам знания,

Отметки выставляет,

От нас в ответ признание

Всё время получает.

Наставник, предводитель,

Любимый наш... (учитель).

Ребята, как вы думаете, какая тема классного часа? (ответы)

Какая цель нашего занятия?

Отгадывают загадки.

Самостоятельно формулируют тему классного часа

Самостоятельно формулируют цель классного часа

Познавательные:

-устанавливать закономерности, строить рассуждения;

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты;

-выдвигать гипотезы;

-формулировать проблему;

-определять цель занятия;

Коммуникативные УУД:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

-слушать и понимать речь других;

-формулировать свое мнение в устной форме;

-высказывать свое предположение;

-сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности;

-планировать свою деятельность;

-определять последовательность действий;

-самостоятельно формулировать тему и цель;

-принимать и сохранять цель и задачи;

-организовать выполнение заданий учителя;

-высказывать свое предположение, прогнозировать предстоящую работу.

Личностные УУД

-смыслообразование.

Опрос, диалог

3. Актуализация знаний

3 мин

Предлагает обучающимся продолжить фразу «Важные черты учителя…»

Мини-дискуссия: «Учитель – это просто работа, как многие другие, или это профессия особая? В чем ее особенность?»  

Подводит учащихся к формулировке проблемы: «Почему учителя называют инженером человеческих душ?»

Пробуют продолжить фразу

Размышляют, высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что профессия действительно особенная, так как связана с детьми, с формированием личности.

Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

-определять и формулировать проблему

-осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

-строить понятные для собеседника высказывания

-воспринимать информацию на слух

-отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

-принимать и сохранять учебную задачу

-организовать выполнение заданий учителя

Личностные УУД

-смыслообразование

-нравственно-этические

Наблюдение, диалог

4. Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Включает видеоролик «О ценности работы учителя в жизни каждого»

Предлагает вопросы для обсуждения видеоролика.

- Ребята, как вы думаете, почему учительская профессия важна именно сегодня?

- Какими качествами должен обладать современный учитель?

- Обратимся к цитате известного русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского:

«Без любви к делу своему учитель не сможет вызвать любовь к нему и у детей».

 

Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы учителя

Обсуждают цитату. Каждый ученик может поделиться своим мнением о смысле высказывания.

Познавательные:

-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

-соотносить информацию в разных форматах;

-структурировать материал, выделяя в нем главное;

-анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-строить монологическую речь

-слушать и понимать речь других

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-осуществлять работу в группе

-договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные УУД:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность

-выдвигать свои гипотезы

-осуществлять самоконтроль

-организовать выполнение заданий учителя

-делать выводы по результатам работы

Личностные УУД

-смыслообразование

Опрос и диалог

5. Первичная проверка понимания 15 мин

Игра-ситуация «Давай думать вместе»

Каждая группа участников вытягивает предложенные ситуации, дети должны посовещавшись, найти решение ситуации

1.  Ситуация «Низкая мотивация ребёнка к учёбе»:

Родители жалуются учителю, что ребёнок постоянно отвлекается на уроках, теряет интерес к предметам и имеет плохие оценки. Учитель замечает отсутствие желания учиться дома и низкую вовлечённость в учебный процесс.

Задача: Предложить родителям способы повышения мотивации ребёнка, обсудить возможные причины низкой заинтересованности и совместно выработать стратегию поддержки интереса к обучению.

2. Ситуация:

Нарушение дисциплины ребёнком

Учитель регулярно сталкивается с нарушениями поведения учеником, такими как шум на уроках, грубость по отношению к одноклассникам, невыполнение заданий. Родителей беспокоит эта ситуация, однако они считают, что проблемы связаны исключительно с особенностями характера ребёнка.

Задача: Вместе с родителями выявить истинные причины нарушений дисциплины, определить стратегии конструктивного реагирования и сформировать единые требования к поведению ребёнка как в школе, так и дома.

3. Ситуация:

Проблема зависимости от гаджетов

Родители сообщают учителю, что ребёнок проводит много времени перед экраном компьютера или телефона, игнорируя домашние задания и подготовку к урокам. Ученик демонстрирует признаки усталости и снижение концентрации внимания.

Задача: Оценить масштабы цифровой зависимости, обсудить вместе с родителями правила использования устройств и организовать совместные меры по снижению негативного воздействия технологий на здоровье и развитие ребёнка.

Выполняют задания игры «Давай думать вместе»

Представляют результаты выполнения заданий

Познавательные:

-использовать информацию для решения учебной задачи;

-систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

-высказывать суждения;

-аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

-организовать выполнение заданий учителя;

-делать выводы по результатам работы;

-действовать по алгоритму, правилу.

Личностные УУД

-смыслообразование

-самоопределение

Выполнение практических заданий. Уточняющие вопросы

6.Первичное закрепление 7 мин

Работа в группах

«Качества идеального учителя»

3-4 группы

Раздать листы А4 и маркеры.

Задание для групп: «Составьте портрет идеального учителя. В центре листа нарисуйте солнце. В центре солнца напишите главное, ключевое качество учителя. На лучах – все остальные важные качества».

Организовать презентацию работ групп и общее обсуждение.

Работают в группах: обсуждают, рисуют, записывают.

Затем представители от каждой группы представляют свой «портрет» и аргументируют выбор качеств (доброта, справедливость, чувство юмора, глубокие знания, терпение и т.д.).

Познавательные:

-самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи

-обобщать и классифицировать

-анализировать, сравнивать, группировать

-ситематизировать изученное

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

-планировать свои действия;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-контролировать и корректировать свою деятельность.

Личностные УУД

-смыслообразование.

Уточняющие вопросы

9. Стадия рефлексии

2 мин

Ребята поделитесь мнениями:

-легко было вам в роли учителя?

«Благодарное сердце» 5 мин

Включает спокойную музыку.

Упражнение «Неоконченные предложения» на экране:

 • «Сегодня я понял(а), что профессия учителя – это...»

• «Самое трудное в работе учителя, мне кажется...»

• «Я хочу сказать "спасибо" моим учителям за...»

Предложить желающим поделиться мыслями.

 Размышляют, завершают предложения (можно письменно или устно).

Желающие высказываются.

Делятся мнениями

Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-строить монологическое высказывание;

-оформлять мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

-соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения.

Личностные УУД

-самоопределение;

-смыслообразование;

-нравственно-этические.

Диалоговая форма

Подведение итогов.

2 мин

Учитель подводит итоги:

- Сегодня мы с вами убедились, что учитель – это действительно особая профессия. Это призвание, искусство и огромный труд. Это человек, который не просто дает знания, а помогает нам стать лучше.  

Предложить на выбор творческие задания:

1. Написать мини-сочинение «Учитель, которого я никогда не забуду».

2. Нарисовать открытку-благодарность для своего любимого учителя.

3. Подготовить небольшое интервью с одним из учителей школы на тему «Почему вы выбрали эту профессию?»

Дети слушают, выбирают понравившееся задание. Записывают (при необходимости).

Личностные УУД: осознание значимости полученного опыта.

Диалоговая форма

Заключение

Выводы. Профессия учителя действительно особая, и донести это до учеников 5-6 классов – важная и благодарная задача.

Рекомендации. Создавайте доверительную атмосферу. Пусть дети не боятся высказывать свое мнение. Будьте готовы к любым, даже неожиданным ответам. Используйте их как повод для конструктивного диалога. Ваша искренность и эмоциональность – ключ к успеху этого классного часа.

Список использованной литературы

1.https://po-ymy.ru/zagadki-pro-uchitelya.html

2. https://infourok.ru/konstantin-dmitrievich-ushinskij-velikij-pedagog-i-detskij-pisatel-4587287.html

3. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.

4. Махаева, О.А. Я выбираю профессию / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М., 2006

5. https://soripkro.ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii    

Приложение

Презентация Microsoft PowerPoint

 

Видеоролик «О ценности работы учителя в жизни каждого» https://yandex.ru/video/preview/1699784251953722960


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 11 класса по теме «Сохраним Петербург для потомков»

Классный час проводится в 11 «С» классе. Познавательная активность в данном классе невысокая, так как большее внимание ребят направлено на спорт.Актуальность темы: данный год имеет два важ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Интересные и необычные профессии"

Данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают важные для нашего общества проблемы трудового воспитания и профессионального самоопределения школьников. В методической разработке расс...