Классный час "Совесть - мерило нравственности"
классный час (6 класс)
Разработка классного часа о нравственности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Совесть –мерило нравственности»
6 класс
Сухоченкова Елена Александровна,
учитель математики
МОУ «СОШ № 60 им. Героя
Советского Союза П.Ф. Батавина»
г. Саратова
Цели:
- выяснить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам;
- развивать умение мыслить и рассуждать.
Задачи:
- познакомить с этимологией слов «совесть», «совестливый человек»,;
- расширить знания об основных моральных нормах;
- воспитывать у учащихся взаимопомощь, честность, ответственность, правдивость, умение различать добро и зло.
Оборудование: компьютер, проектор, разноцветные кружочки для рефлексии.
Ход классного часа:
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о понятии, которое является основой человеческой морали. Но сначала, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
- Проблемная ситуация. Видеоролик «Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Учитель. Итак, о каком понятии идёт речь в этом рассказе?
Учащиеся. О совести, об ответственности за своё поведение перед другими людьми.
2. Интерактивная беседа.
Учитель. Да, вот об этом мы поговорим с вами на классном часе и найдём ответы на вопрос «Совесть –мерило нравственности?».
Чтобы подчеркнуть важность и силу этого понятия, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этим словом?
Учащиеся. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Ответьте на такие вопросы:
Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?
В чём проявляется совесть? (варианты ответов).
3. Словарная работа. А теперь разберём слова «совесть» по составу. (Учащиеся участвуют в разборе).
Это слово состоит из двух частей:
приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит - знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
А теперь сравните свои высказывания с определениями совести из словарей С.И.Ожегова и В.И. Даля.
С.И.Ожегов: «Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
В.И.Даль: «Совесть – нравственное сознание, чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла».
Что вы можете сказать? (отвечают)
Ответы учащихся.
4. Работа с пословицами и поговорками (в парах).
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.
Соедини части так, чтобы получилась пословица.
От человека утаишь, | чем разбогатеть со грехом. |
«Совесть без зубов, | а от совести нет |
Как ни мудри, | у того подушка под головой не вертится» |
«У кого совесть чиста, | а грызёт» |
Лучше жить бедняком, | а совести не перемудришь |
Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение?
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком. Просмотр высказываний на слайдах презентации.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда».
Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Вот что писал о совести поэт Жуковский:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!
Учитель. А теперь поиграем.
5. Игра «Найди пару» (в парах).
Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить, используя слово «совесть».
- Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)
- Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Ситуации выбора. «Голос совести».
Учитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая
Учитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья.
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)
Дети высказываются по поводу ситуации
7. Упражнения совести. «Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка.
Звучит песня «Что такое совесть?» Слова и музыка Р. Сайфутдинова.
В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Учитель. Прочитайте (по желанию) нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
Ответы учащихся. Например, (попросить прощения)
Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
– Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
8. Обобщение. Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого человека (предложения детей записываются на доске).
Например:
Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.
Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.
Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.
Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».
Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.
9. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо за работу и вашу активность на нашем мероприятии! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:
Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным
Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения
Другое (написать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"
Цель: познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными"; учить детей безопасному поведению в быту; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, ...
Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".
Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...

Классный час по теме "Совесть - мерило нравственности"
В аботе представен материа дя поведения кассного часа по теме "Совесть - меило нравственности"...
Память о Холокосте как мерило нравственности человечества
В статье дается анализ Недели "Памяти жертв Холокоста", которая прошла в школе с. Котоврас в январе 2023 г. В неделе участвовали учащиеся начальной и основной школы....

Классный час: «Меры безопасности зимой».
Зима - это не только радость от белого и пушистого снега, катания на санках и коньках, но и множество опасностей. Важно знать основные правила поведения зимой....




