Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта, вариант 1
рабочая программа (9 класс)

Кияткина Галина Александровна

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._9_klass._razgovory_o_vazhnom.docx79.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО классных руководителей

Протокол № ___ от «___»______20____г.

Руководитель МО _______/Сосина Н. Ю./

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УР

Баляева Е.А./____________

«____»______20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната

г. о. Отрадный

________________/Е.А. Андреев

«____»______20___г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта, вариант 1

срок реализации программы – 1 год

                     Составитель: классный руководитель

Кияткина Г. А,

2025 год

Направление: духовно-нравственное 

Учебный год: 2025 – 2026

Уровень обучения: 9 класс

Количество часов в неделю: 1 час; в год: 36 часов

Программа составлена на основе: адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадный

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания специальных педагогических условий для формирования у данной категории обучающихся базовых гражданских, патриотических и нравственных представлений, их социальной адаптации и интеграции в общество. Курс призван компенсировать ограниченность жизненного опыта обучающихся с нарушением интеллекта, расширить их социальные и культурные горизонты через доступные и личностно значимые темы, связанные с жизнью страны, малой родины, семьи.

Программа направлена на развитие ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям и собственному здоровью. Её назначение – способствовать становлению личности обучающегося как гражданина России, обладающего необходимыми для жизни в обществе практическими навыками и нравственными ориентирами.

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
  7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).

Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненных компетенций, обучающихся с нарушением интеллекта.        

        Цель программы:

  • формирование ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, ее уникальной истории, населяющим ее людям, богатой природе и великой культуре.

        Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» решает следующие задачи:

  • развитие интереса к познанию родной истории и пониманию сложностей современного мира;
  • формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
  • расширение знаний о техническом прогрессе страны и сохранение её природы;
  • формирование повседневной культуры поведения с позиции нравственных и правовых норм, доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • привлечение внимания к мировой художественной культуре и ценностям государства;
  • воспитание доброты, любви и уважения к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности.

        Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» реализуется с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушением интеллекта, их индивидуальными особенностями здоровья, развития, организации образования.

        Организуемые педагогами виды деятельности с участием обучающихся с нарушением интеллекта должны учитывать своеобразие психофизического, в том числе социально-эмоционального развития данной категории обучающихся. Важно учитывать чувства и интересы обучающихся с разным жизненным опытом, разными сенсорными и коммуникативными возможностями.

Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам:

  • беседы;
  • деловые игры;
  • викторины;
  • интервью;
  • блиц- опросы.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность; 
  • познавательная деятельность; 
  • досугово-развлекательная деятельность; 
  • художественное творчество; 
  • социальное творчество; 
  • трудовая деятельность.

Внеурочные занятия программы «Разговоры о важном» планируются с учетом требований 1 варианта ФАООП УО (ИН) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.

        Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН), вариант 1. Содержательная часть занятий строиться на основе доступности и вариативности в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого обучающегося.  Адаптированные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта при следующих условиях:

  1. с возможностью сохранения структуры занятия;
  2. со значительной корректировкой их содержательной части.

А также предполагает использование интерактивных форм, игровых приемов, наглядно-практических методов обучения и предусматривает дополнительный отбор, адаптацию по содержанию и форме предъявления стимульного иллюстративного материала.

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности с учетом особенностей его освоения обучающимися с нарушением интеллекта.

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

  • соответствие датам календаря;
  • значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.

Даты календаря можно объединить в две группы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День учителя», «День народного единства», «День защитника Отечества», «Одна страна - одни традиции» и т. д.

2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС», «Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова», «День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека», «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Что значит быть взрослым?», «С заботой к себе и окружающим», «Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.

        1. Историческая память:

  • историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
  • историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
  • историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

        Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

        2. Преемственность поколений:

  • каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
  • семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.

        Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

        3. Патриотизм — любовь к Родине:

  • патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
  • любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
  • патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

        Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

4. Доброта, добрые дела:

  • доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
  • благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.

Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.

        5. Семья и семейные ценности:

  • семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
  • каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
  • обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
  • семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

        Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Одна страна - одни традиции» и др.

        6. Культура России:

  • культура общества - это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
  • российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
  • культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.

        Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского».

7. Наука на службе Родины:

  • наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
  • в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
  • в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.

        О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской печати», «Герои космической отрасли», «Гражданская авиация России», «Медицина России» и др.         Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как не учебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года, обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.

        Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития обучающихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

        На проведение занятия отводится 30 минут. Занятие состоит из трех частей: мотивационная (3-5 мин), основная (до 20 мин) и заключительная (5-7 мин). При отборе содержания   занятий учитываются современные научные знания и требования жизни общества, а также региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где находится образовательное учреждение. Задания подбираются с учётом особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и учебной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.

  1. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.

        Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» по социальному направлению входит в вариативную часть учебного плана.

Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадный на 2025 – 2026 учебный год и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися 9 класса с нарушением интеллекта программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены личностными и предметными результатами.

В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные              ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет - среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

         В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний    социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей  компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Предметные результаты освоения обучающимися с нарушением интеллекта программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики учебных предметов:

Представление:

- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

- символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- активной роли человека в природе.

Ценностное отношение:

- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

- семье и семейным традициям;

- учебе, труду и творчеству;

- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- природе и всем формам жизни.

Интерес:

- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

- природе, природным явлениям и формам жизни;

- художественному творчеству.

Умения:

- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Программа курса внеурочной деятельности обеспечивает достижение учащимися 9 классов базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осуществлять контроль за своими поступками в школе, в обществе, в природе;
  • уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны через решение практических задач.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Способы проверки ожидаемого результата.

          Отслеживание результативности освоения программы внеурочного курса «Разговоры о важном» осуществляется следующим образом:

- выполнение практических и творческих работ;

- выполнение интерактивных заданий;

- участие в   интернет - конкурсах, олимпиадах и проектах по предметам обязательной части учебного плана;

- участие в общешкольных внеклассных мероприятиях.

  1. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 9 классе связано с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

Зачем человеку учиться? Обучение - важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык - государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь - признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.

Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура - признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.

Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение - это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству - фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.

Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей - залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и   проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.

         О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов - изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.

Общество безграничных возможностей. Общество - совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека - основа гармоничных отношений в обществе.

Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в   современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности - естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Профессия - жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?

Россия - страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности - неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?

         Совесть внутри нас. Совесть - внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи - хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Как создавать свой бизнес? Бизнес - ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес - это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой - реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература - настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Русский театр - это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр - семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.

Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?

65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда - это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.

Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой             Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?

Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1.

Зачем человеку учиться?

1

2.

Русский язык в эпоху цифровых технологий.

1

3.

Цифровой суверенитет страны.

1

4.

Мирный атом. День работника атомной промышленности.

1

5.

О творчестве. Ко Дню музыки.

1

6.

Что такое уважение? Ко Дню учителя.

1

7.

Как понять друг друга разным поколениям?

1

8.

О городах России. Ко Дню народного единства.

1

9.

Общество безграничных возможностей.

1

10.

Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина.

1

11.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.

1

12.

Профессия — жизнь спасать.

1

13.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца.

1

14.

Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества.

1

15.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции.

1

16.

Совесть внутри нас.

1

17.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.

1

18.

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.

1

19.

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее.

1

20.

Как создавать свой бизнес?

1

21.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.

1

22.

Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?

1

23.

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.

1

24.

День наставника.

1

25.

Всемирный день поэзии.

1

26.

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России.

1

27.

Как справляться с волнением?

1

28.

65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики.

1

29.

Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.

1

30.

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.

1

31.

Песни о войне. Ко Дню Победы.

1

32.

Ценности, которые нас объединяют.

1

Всего:

32

  1. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Освоение программы курса внеурочной деятельности  «Разговоры о важном»»   предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для поддержки процесса  развития и воспитания, обучающихся 9 класса с  нарушением интеллекта.

Демонстрационные и печатные пособия:

- демонстрационные  карточки: портреты известных ученых, писателей, космонавтов;

- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте образования для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта.

Технические средства обучения:

- ноутбук.

Учебно - методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

      1. Ликум А. Детская энциклопедия  «Все обо всем».

      2.  Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.

      3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Методическое обеспечение занятий по проекту «Разговоры о важном»: методические материалы, сценарии, инструкции, видеоматериалы, интерактивные элементы, презентации, плакаты:  https://razgovor.edsoo.ru/           

2. Telegram - канал проекта «Разговор о важном»: t.me/razgovory_o_vazhnom

3. ВК сообщество, «Разговоры о важном» https://vk.com/razgovorovazhnom

                                   

  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Дата

К-во часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

I четверть (8 часов)

1.

Зачем человеку учиться?

01.09

1

Обучение - важный процесс развития               человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

2.

Русский язык в эпоху цифровых технологий.

08.09

1

Русский язык - государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь - признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.

Формирующиеся ценности: высокие           нравственные идеалы, патриотизм.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

3.

Цифровой суверенитет страны.

15.09

1

Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы человека.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

4.

Мирный атом.

День работника атомной промышленности.

22.09

1

Мирный атом - это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.

Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

5.

О творчестве. Ко Дню музыки.

29.09

1

Русская культура - признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.

Формирующиеся ценности: приоритет  духовного над материальным, служение Отечеству.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

6.

Что такое уважение?

Ко Дню учителя.

06.10

1

Уважение - это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к            чужому труду, к государству - фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.

Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

7.

Как понять друг друга разным поколениям?

13.10

1

Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей – залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

8.

О городах России.

Ко Дню народного единства.

20.10

1

Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов - изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.

Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

II четверть (9 часов)

1.

Общество безграничных возможностей.

05.11

1

Современное общество - совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека - основа гармоничных отношений в обществе.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

2.

Селекция и генетика. К 170-летию

И. В. Мичурина.

10.11

1

Генетика и селекция - перспективные             области науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные научные достижения российских ученых прошлого и настоящего.

Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

3.

Как решать конфликты и справляться

с трудностями.

Ко Дню психолога.

17.11

1

Конфликты и трудности - естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

4.

Профессия — жизнь спасать.

24.11

1

Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

5.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца.

01.12

1

Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к питомцам и ответственность за их жизнь - качества владельца домашних животных. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Правила безопасности при общении с животными.

Формирующиеся ценности: милосердие.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

6.

Россия — страна победителей.

Ко Дню Героев Отечества.

08.12

1

Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности - неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества - выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

7.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции.

15.12

1

Конституция Российской Федерации -   основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость - одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?

Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь, достоинство, права и свободы человека.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

8.

Совесть внутри нас.

22.12

1

Совесть - внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.

 Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

9.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.

29.12

1

Зимние каникулы - это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

III четверть (9 часов)

1.

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.

12.01

1

История развития отечественной              мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм - это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.

Формирующиеся ценности: приоритет  духовного над материальным, гуманизм.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

2.

Музейное дело.

170 лет Третьяковской галерее.

19.01

1

Российские музеи - хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и                      культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства.

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Формирующиеся ценности: приоритет   духовного над материальным, служение Отечеству.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

3.

Как создавать свой бизнес?

26.01

1

Бизнес - ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес - это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

4.

Есть ли у знания границы?

Ко Дню науки.

02.02

1

Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

5.

Слушать, слышать и договариваться.

Кто такие дипломаты?

09.02

1

Дипломатия - важная сфера                  деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, многонациональное единство.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

6.

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.

16.02

1

Герой - реальный человек, живущий             рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов России.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

7.

День наставника.

02.03

1

День наставника - важный                 государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.

Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

8.

Всемирный день поэзии.

16.03

1

Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература - настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

9.

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России.

23.03

1

Российская драматургия, опера и балет - часть мирового наследия. Театр - целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

IV четверть (6 часов)

1.

Как справляться с волнением?

06.04

1

Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в              жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и                           придерживаться?

Формирующиеся ценности: жизнь.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

2.

65 лет триумфа.

Ко Дню космонавтики.

13.04

1

Россия - одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли - приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая память.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

3.

Как мусор получает

«вторую жизнь»? Технологии переработки.

20.04

1

Состояние планеты - личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?

Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей   среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

4.

Что значит работать

в команде? Сила команды. Ко Дню труда.

27.04

1

Команда - это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха.

Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.

Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

5.

Песни о войне. Ко Дню Победы.

06.05

1

Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?

Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.

6.

Ценности, которые нас объединяют.

18.05

1

Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности - это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.

Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном", для обучающихся 5-7 классов

Личностные результаты  - формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения;- ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 7в класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" для обучающихся 9 класса. 2023-2024 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" для обучающихся 9 класса. 2023-2024 г....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" для обучающихся 10 класса. 2024-2025 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" для обучающихся 10 класса. 2024-2025 г....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов

Данный документ представляет собой рабочую программу курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», разработанную для обучающихся 5-7 классов на 2025 учебный год. Программа рассмотрен...