Формы и метод работы с неблагополучными семьями
статья (9 класс)
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и метод работы
с неблагополучными семьями
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.
Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.
Асоциальная семья — тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Она опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением детей.
Неблагополучная семья — это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены.
Семья «группы риска» — тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную. Отклонения не стали дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи «группы риска» занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями.
Статус семьи — комплексная характеристика, отражающая положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в данный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогические функции в отношении детей, взаимоотношения между членами семьи и отношение к детям, отражающая уровень ее культуры, соответствие ее ценностей нормам и правилам жизни в обществе.
Социальный статус ребенка — комплексная характеристика, отражающая положение ребенка в семье в данный конкретный момент времени. Это забота родителей о детях, отношение к ним, уровень проявления педагогических и воспитательных функций членов семьи, соответствие членов семьи ценностям, нормам и правилам жизни в обществе. В него также входит характеристика экономического, психологического, культурного, ролевого и правового статусов ребенка.
Социально-психолого-педагогические методы и подходы
в работе с неблагополучными семьями
Цель: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи.
1.Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
2.Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
3.Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
4.Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Основные направления работы с семьей
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2.Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3.Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Этапы взаимодействия с семьей
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
- беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
- посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образования и др.
2-й этап. Изучение семьи.
1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия. Средства:
-посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
-использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
1) Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Методическая работа:
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентируем родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
Индивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия
Этапы | Цель | Методы | Ожидаемый результат | Взаимодействие |
I этап | Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества | Беседа, посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшими родственниками, ближайшим социальным окружением | Контакт с семьей установлен, налажены доверительные отношения, сформированы положительные основы для дальнейшего сотрудничества | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
II этап | Изучение семьи. Изучение причин неблагополучия. Анализ семейных отношений | Анкетирование, тестирование, беседы, опрос. Анализ информации из документов, наблюдение. | Характеристика семьи, выявление проблем семейного неблагополучия. Выработка алгоритма действия. | Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, |
III этап | Обработка результатов диагностики. Выводы. Подведение итогов. Составление индивидуального плана работы исходя из причины неблагополучия | Анализ полученных результатов. | Составление индивидуальной программы помощи | Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель. Совет профилактики. |
IV этап | Адресная помощь в зависимости от вида неблагополучия и проблем. | Беседы, рейды, тренинговые занятия, оказание материальной помощи, индивидуальное консультирование, вовлечение детей в кружки, секции, привлечение родителей к родительским собраниям, семинарам по вопросам воспитания, правовая защита детей, коррекция детско-родительских отношений, определение программы обучения. | Начало работы над исправлением семейного неблагополучия. Оказание практической социальной и психологической помощи семье. | Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, ПМПк, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН, ПМПК, КДН, ТСЖ, органы опеки и попечительства, управление по социальной политике, управление здравоохранения. |
V этап | Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений | Беседа, наблюдение, посещение на дому, консультирование. | Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, ближайшее окружение. |
VI этап | Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. | Анализ проделанной работы | Выводы и рекомендации. Снятие с учета или при отрицательной динамике привлечение на КДН, постановка на учет в ОДН, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) | Социальный педагог, органы опеки и попечительства, КДН, ОДН. |
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
- СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
Органы социальной защиты населения;
Отдел образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранения;
Отдел по молодежной политики;
Служба занятости населения.
- ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Классные руководители;
Педагоги школы;
Участковый инспектор;
Родственники;
Соседи;
Друзья.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
Материалы психодиагностики;
Результаты рейдов;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА
- НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
Бродяжничество;
Агрессивность;
Хулиганство;
Кражи;
Вымогательство;
Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
- НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
Низкая успеваемость;
Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый алкоголизм;
Подростковая проституция;
Болезни;
Недоедания;
Уклонение от учебы.
- НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
Конфликты с учителями;
Частое употребление неформальной лексики;
Суетливость или гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
- ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.
*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
- Диагностика семейного неблагополучия
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов;
мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей;
составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
протоколы ОДН; КДН и ЗП; анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
- Индивидуальная помощь неблагополучной семье
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; родительские собрания на дому.
- Групповая работа с родителями из неблагополучных семей
группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера.
- Профилактика семейного неблагополучия
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; постановка на учет ОВД, КДН и ЗП; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
- Помощь общества неблагополучным семьям
институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи;
Дефекты воспитания –это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребенку.
Таким образом, неблагополучные семьи можно разделить на три группы:
- Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей;
- Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;
- Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам (разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью и т.д)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями
Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"
Формы и метод работы с неблагополучными семьями Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...

Методы работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Социально-педагогическая работа с семьями, детьми, требующими особого внимания. Формы и методы....
РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В статье отмечается важность семьи в жизни каждого человека. Поднимается вопрос социально-педагогического сопровождения со стороны социального педагога. Обозначены основные особенности и сложности гру...

Методическая разработка по формам и методам работы с детьми из социально неблагополучных семей
Данная методическая разработка поможет при построении работы в обучении с детьми из социально неблагополучных семей...



