Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ
консультация

Коробейникова Светлана Владимировна

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_vozmozhnosti_rezhimnyh_momentov_dou.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.

Ход консультации

  1. Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
  • нарушения звукопроизношения;
  • недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
  • бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
  • снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

  • развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
  • развитие мимики, самомассаж лица;
  • развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
  • развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
  • развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
  • обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
  • формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
  • развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)

  1. Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1.

Режимный момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

  • автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
  • речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

гигиенические процедуры

  • развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
  • упражнения на отработку воздушной струи;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

  • развитие общей моторики и координации движений;
  • элементы логоритмики;
  • подвижные игры с речевым сопровождением:
  • речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;
  • игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);
  • создание активных речевых ситуаций.

сон

  • развитие речевого внимания;
  • ознакомление с художественным словом.

подъем

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • самомассаж лица и кистей рук;
  • элементы логоритмики;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

  • автоматизация звуков;
  • игры на звукоподражание и звукоразличение;
  • игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
  • речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
  • игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
  • разгадывание и придумывание загадок и др.

  1. Заключение.

Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:

  • автоматизировать звуки;
  • формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
  • накапливать словарный запас;
  • помогать развитию связной речи.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коррекционные возможности режимных моментов"

Консультация для педагогов ДОУ . Проводится логопедом для воспитателей логопедических и  общеразвивающих групп детского сада.Цель:организация и координация работы по развитию речи в группах дошко...

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет раз...

СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...