Информационный буклет для учителей начальной школы.
консультация

Французова Наталия Витальевна

В информационном буклете представлен теоретический и практический материал на тему "Развитие фонематического, слогового и языкового анализа". Материал будет полезен учителям начальной школы и учителям -логопедам, работающим с детьми, имеющими дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_uchiteley_nachalnoy_shkoly.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Основные виды ошибок:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов;

- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных
слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки», необходимо как можно раньше оказать учащимся помощь.

Ниже представлены основные этапы коррекционной работы, а также самые простые упражнения, которые можно использовать учителям и родителям при занятии с детьми, допускающими такого рода ошибки.

1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

-Определить наличие звука в слове. Например, «р» в словах: рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, стол (поднимать руку).

      - По сюжетной картинке назвать слова с      

          заданным звуком.

 - Придумать слова (животные, овощи,

     растения, транспорт, мебель и тд) с заданным звуком.  

  - Определить первый звук в словах: утка, осы, Аня, имя.

  - Подобрать слова, которые начинаются  

на гласные: а, о, у.

 - Изменить первый звук слова. Учитель называет слово, дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук «г» на звук «к».

    - Лото «Какой первый звук?» детям предлагаются карточки с рисунками на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Учитель называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

   - Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук «к» был бы на первом (кот), втором (окно), на третьем месте (мак).

   - Подобрать слова с определённым количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, козы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

  - Показать букву, соответствующую гласному звуку слога.

  - Придумать слог с соответствующей гласной.

- Назвать гласные звуки слова.   Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

- Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: о  а  слово капуста: а  у  а

  - Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: а  а; о  а; у  а. Предлагаются картинки на двусложные слова, например: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.

    -Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных. Например, сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолёт, капуста. Слова предъявляются в случайном порядке.

-  Выделить первый слог в названии картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение: Мама купала Лару.

- Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ва, до-га, ра-та, бел-, -ведь, ка-даш, -рог, по-да.

- Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.

-  Придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма (малыши, макароны, математика).

-По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух или трёх слогов.

Полезными также являются упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.

3.Развитие анализа и синтеза структуры предложения.

- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.

-Придумать предложение с определённым количеством слов. Последовательно увеличивать количество слов в предложении на 1,2,3.

- Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).

- Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.

-Придумать предложение с определённым словом, составить графическую схему.

               

              Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия характеризуется наличием на письме пропусков, замен букв, которые соотносятся с теми заменами и пропусками, что встречаются в устной речи ребёнка. В ряде случаев специфические ошибки остаются и после того, как недостатки звукопроизношения уже устранены.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознования встречается, как правило, у детей с сохранным произношением звуков. Однако, на письме наблюдаются замены букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящим-шипящим, свистящим-аффрикатам, твёрдым-мягким согласным и тд.

Оптическая дисграфия обусловлена недоразвитием процессов зрительного распознавания, неточностью пространственных представлений. В связи с этим встречаются ошибки, связанные с неправильным написанием или заменой букв, имеющих схожие оптико-пространственные и графические признаки, а также так называемое зеркальное письмо.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза характеризуется трудностями, возникающими при делении предложений на слова, при фонематическом и слоговом анализе и синтезе. Типичными ошибками при этом являются пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения структуры слов и целых предложений.

Аграмматическая дисграфия связана с недостаточным развитием лексико-грамматического строя речи. Это проявляется в ошибочном написании окончаний слов и других морфемных элементов, в нарушении согласования слов в предложении, в ошибочном употреблении предлогов, а также в нарушении конструкции предложения.

МАОУ СОШ №181

г. Екатеринбург

«Упражнения на   развитие фонематического,

слогового, языкового анализа и синтеза»

                           

                         УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

          Французова Наталия Витальевна

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...

Анимация по русскому языку для учителй начальной школы

Анимация приготовлена для лучшего усваивания темы по русскому языку в начальной школе...

Интернет-ресурсы для учителя начальной школы.

Интернет-ресурсы для учителя начальной школы[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4118284","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]и других учит...

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы...

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...