"Дыхательная гимнастика как средство развития речи у детей"
консультация

"Дыхательная гимнастика как средство развития речи у детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика как средство развития речи у детей»

            Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

        При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.

       Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.  Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

       Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

        Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

       Необходимо следить за техникой выполнения дыхательной гимнастики:

-воздух набирать через нос.

-плечи не поднимать.

-выдох должен быть длинным и плавным.

-щеки не надувать.

-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова).

      Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения дыхательной гимнастики:

  • «Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

  • «Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

  • «Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

  •  «Покатай карандаш»

   Сделать вдох через нос и выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.

  • «Самолёт»

  Предлагается подуть на бумажный самолет на ниточке.

  • «Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

  • «Вертушки»

Предлагается подуть на вертушку, имитируя сильный ветер.

        Таким образом, развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, независимо от вида их речевого дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...

Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность:Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взр...

Мастер-класс с педагогами «Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов и совершенствование практических навыков в применении специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевы...