Безопасность в сети Интернет
консультация (5 класс)

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Безопасность в сети Интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_yanvar_internet.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интернет-безопасность обучающихся»

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников,

представляющих для детей угрозу.

В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами

своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

Медиаграмотность определяется в международном праве как

грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов,

обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа

содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие

профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и

ответственного использования ими информационных и коммуникационных

технологий и услуг.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от

29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию").

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Прежде всего

можно выделить следующие:

  • суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
  • сайты-форумы потенциальных самоубийц;
  • наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;
  • сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;
  • сайты порнографической направленности;
  • сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка;
  • секты.
  • депрессивные молодежные течения, ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид –всего лишь способ избавления от проблем.

Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир. Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру

или перейдя по ссылке. Школьники могут быть втянуты в преступления и попасть в зависимость.

Кибермошенничество– это один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое.)

Интернет-зависимость – психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Самый простой и доступный способ избавления от такого рода зависимости – это социальная переориентация на жизнеутверждающие ценности и не компьютерные интересы. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило, выводят человека из зависимости.

Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения – негативно влияют на физическое и психологическое здоровье человека. Разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • школьникам среднего и старшего возраста можно разрешить проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса;
  • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • мебель соответствовать росту ребенка;
  • расстояние от глаз ребенка до монитора – 60 см;
  • периодически делать зарядку для глаз;
  • непосредственное сидение за компьютером перемежать физическими упражнениями.

Задача организации участников образовательного процесса, заинтересованных в безопасном использовании интернета детьми, заключается в следующем:

1Родители должны знать, чем заняты их дети. Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. Кроме того семейный фильтр на поисковой машине, контроль по журналам посещенных страниц. Дети должны владеть основами безопасного пользования Интернет- сетями. Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес? В глобальной сети действуют все те же правила.

2) Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с Интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения безопасности:

а) закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог;

б) постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? Как использую?

в) формирование навыков критического мышления;

г) список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию;

Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.

Рекомендации по безопасности

1. Установите на все домашние и школьные компьютеры специальные защитные программы, почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за интернет-активностью и

могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.

3. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не использовать нелицензионные программы, в том числе скаченные из Интернета.

4. Периодически старайтесь полностью проверять свои рабочие компьютеры.

5. Делайте резервную копию важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

6. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли. То есть пароль должен быть не меньше 6 знаков, с использованием как букв, в том числе заглавных, а также – цифр.

Для наглядности в классе сделайте вместе с ребятами специальный стенд

с Памяткой по безопасному поведению в интернете, периодически обновляемым материалам по данной теме. Этот стенд можно сделать в классе детей любого года обучения с 1-го до 11-го. Но обязательно совместно с учениками.

Педагогам необходимо воспитать в школьниках не только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение»

ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети.

Наша задача выработать в нем критическое мышление. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения.

Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами. Родители должны знать классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).

Формы работы с детьми по теме «Безопасный интернет»:

  • конкурсы буклетов, презентаций, рисунков, информационных листов, творческих работ;
  • анкетирование обучающихся с целью изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде;
  • круглый стол, примерные вопросы для обсуждения:

1. Для чего нужен Интернет?

2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно

снизить?

3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

5. Что такое безопасный чат?

6.Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных

сообщений?

  • компьютерная игра для младших школьников, в рамках классного часа обучающимся 2-4 классов целесообразно предложить компьютерную игру о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес»(http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
  • тематический классный час, урок «Интернет-безопасность»

Задачи:

1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой

информации;

2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в

частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

4) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Что учитель должен сказать своим ученикам:

- Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт эффектно выглядит, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: для чего этот сайт сделан? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнай об авторах сайта: зайди в раздел «О нас» или нажми на

похожие ссылки на странице. Узнай, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.

- Часто в Сети можно столкнуться с подделками под известные сайты социальных сетей или почтовых сервисов, так называемым «фишингом». После неосторожного ввода имени пользователя и пароля на страницах не настоящих, поддельных сайтов, злоумышленники используют пароли в своих целях на реальных сайтах. Например, для рассылки спама от имени владельца почтового ящика или злоумышленного обращения в социальных сетях от имени владельца аккаунта. Каждый сайт в Интернете имеет свой уникальный адрес. Необходимо проверять именно адрес страницы, не доверяя внешнему оформлению, которое может быть скопировано с оригинального.

- Используя информацию из интернета в своей работе, следуй правилу трех источников. Организуй поиск и сравни три разных источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывай, что факты, о которых ты узнаешь в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты будешь использовать их в своей работе.

- Хотя Интернет – специфическая среда для общения, в ней существуют определенные правила вежливости, которые широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остается на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. Желательно сохранять правила человеческого общения даже в случае анонимной коммуникации. На эмоциональное послание лучше отвечать не мгновенно, а через некоторое время, дабы не плодить излишний негатив в общении. Работая в Интернете, учащиеся обязательно должны столкнуться с

проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта, телеконференции). Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменять свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту, а также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни. Для того чтобы избежать отрицательных

последствий общения в Интернете, следует придерживаться определенных правил:

1) не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе;

2) следите за своими словами (не употребляйте грубых выражений);

3) не сообщайте незнакомому лично человеку ваш домашний адрес, телефонный номер;

4) если вы чувствуете дискомфорт в общении, уходите.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения классного часа дети должны научиться: критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет; отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; анализировать степень достоверности информации и подлинность ее

источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для

них информации и контактов в сетях.

Темы бесед с 1 по 11 классы могут быть следующие: «Интернет среди нас», «Я и мои виртуальные друзья», «Интернет в моей семье», «Мой Интернет», «Интернет и природа»,«Мой социум в Интернете»,«Интернет и моя будущая профессия»,«Интернет в современной школе»,

«Интернет и мое здоровье» и т.д.

В ходе урока «Интернет-безопасность» целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,№ 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).

Возможны следующие формы проведения: урок - пресс- конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторамилекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

Рефлексия. На заключительном этапе предлагается подвести итоги Интернет-

безопасности: на столе лежат три смайлика, обучающимся необходимо выбрать и положите перед собой тот, который соответствует настроению школьника.

  • Урок понравился. Узнал что-то новое.
  • Урок понравился. Ничего нового не узнал.
  • Урок не понравился. Зря время потерял.
  • игра «За или против».

Учитель предлагает игру «За или против». На слайде – несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие противоположную точку зрения.

1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования. И это хорошо!

2. Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

3. Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет реальное общение виртуальному.

4. Интернет является мощным антидепрессантом.

5. В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

  • виртуальные грабли

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы «Какие опасности подстерегают нас?», «Какие виртуальные грабли лежат у нас напути?». (Целесообразно заранее нескольким обучающимся подготовить короткие сообщения по темам: «Интернет-зависимость», «Вредоносные и нежелательные программы», «Психологическое воздействие на человека

через Интернет», «Материалы нежелательного содержания», «Интернет- мошенники»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по безопасности в сети Интернет в рамках единого урока по безопасности

можно использовать на уроках информатики для 8 класса....

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Интернет. Безопасность в сети Интернет

Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерн...

«Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».

Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети "Интернет"...

«БЕЗОПАСНАЯ ПАУТИНА» Классный час-игра по вопросам безопасности в сети интернет

ЦЕЛЬ: Актуализировать и обобщить знания о безопасном поведении в сети Интернет. ЗАДАЧИ: - Формировать основы коммуникативной грамотности, чувство ответственности за своё поведение в интернет простр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Единого Всероссийского урока «Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»

Цель урока: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:изуч...