Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование
консультация

Зарубина Алла Александровна

В помощь педагогу и воспитателю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУ СО МО Семейный центр «Преображение»

Выступление на методическом объединении на тему:

«Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование»

                                                                                       

 Подготовила

                                                                                 воспитатель Зарубина А.А.

Мы живем в  современном мире, где ничего не стоит на месте, все постоянно совершенствуется и  меняется. Мы, педагоги, должны развиваться всегда, всю жизнь. Современному преподавателю обязательно нужно быть в курсе новых технологий и их применения в сфере образования и воспитания, новых пособий и тому подобного. Общество требует учитывать изменяющиеся реалии и адаптироваться под них. Статистика показывает, что каждый десяток лет суммарный объем информации увеличивается вдвое. В связи с этим знания, которыми мы владели раньше, устаревают или требуют некоторых корректировок. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться, развиваться.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

 Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Профессиональная компетентность педагога – это комплекс, включающий в себя не только умения и навыки, развитие этого качества играет важнецйшую роль. Специалист должен уметь применять их на практике, а именно в профессиональной деятельности, общении и самосовершенствовании.

Значение самообразования для профессиональной компетентности  педагога:

 - повышение качества преподавания предмета;

 - готовность к педагогическому творчеству;

 - профессиональный и карьерный рост;

 - создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

 - соответствие учителя требованиям общества и государства.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.  

 Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Самообразование

 -осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

 - планируется, управляется и контролируется самим человеком,

 - необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

 Самообразование может иметь следующие направления:

 Направления самообразования:

 - профессиональное (предмет преподавания);

 - психолого-педагогическое и психологическое;

 - методическое;

 - эстетическое;

 - в области ИКТ;

 - в области формирования ЗОЖ.

 Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС, являются:

 - упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

 - сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

 - отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

 - принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

 - отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса;

 программы отдельных учебных предметов).

 Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

 Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс. Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

 - знакомство с педагогической и методической литературой;

 - самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме; - обзор в Интернете информации;

 - посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

 - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

 - освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

 - проведение открытых занятий и их анализ;

 - общение с коллегами в сетевых сообществах;

 - участие в профессиональных конкурсах.

 Определим формы самообразования педагогов:

 - Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью учителя составляют планы самообразования.

 - Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.

 Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастеркласс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент); ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие

Необходимой составляющей профессионализма учителя  является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...

Проект "Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов у учащихся среднего звена с ОВЗ"

Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство познавательных процессов у учащихся с ОВЗ...

Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности учителя

В данной публикации раасматривается вопрос о непрерывном образовании педагога как фактора повышения профессиональной компетентности. История непрерывного образования взрослых  рассмотрена также н...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает конструирование условий для улучшения качества получаемых знаний. Утверждение данного документа предполагает использование других подх...

Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...

Статья "Современные дистанционные формы воспитательной работы как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя"

Аннотация. Сегодня мир поставлен в жесткие условия. Пандемия нарушила нормальный и привычный расклад жизни каждого жителя нашей планеты, что повлекло за собой массу проблем. Одной из проблем является ...