Развитие двигательной сферы обучающихся с ОВЗ средствами ритмопластики
консультация

Медведева Марина Викторовна

Выступление на ГМО из опыта работы учителя физкультуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmoplastika.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГМО учителей физкультуры г. Воткинска

29 декабря 2022 г.

М.В.Медведева, учитель физической культуры 

ГКОУ УР «Воткинская школа для обучающихся с ОВЗ»

  1. Работа с детьми,  освобожденными от урока

физической культуры

В настоящее время все больше и больше становится в школах детей имеющих ограничения для занятий физической культурой. Знание особенности детей с ограниченными возможностями в здоровье и детей относящихся к специально – медицинским группам, дает учителю возможность организовывать и строить урок удобным для детей способом.

В начале каждого учебного года учителя физической культуры знакомятся с данными распределения учащихся на медицинские группы. Работаем под девизом «освобожденных от занятий физической культурой детей не должно быть». Занимающиеся в подготовительной группе выполняют все упражнения и задания учителя. Лишь учитываем противопоказания к некоторым упражнениям, и эти дети не должны участвовать в соревнованиях. Но есть дети, которые освобождены от практических занятий физической культурой. Что делать с ними, как построить занятия, чтобы им не навредить. Объясняем и убеждаем «освобожденных» детей и их родителей, что общеразвивающие упражнения полезны всем и не запрещены никому под наблюдением учителя.

Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. Посещение занятий физической культуры является обязательным для всех обучающихся. Учет посещений занятий отслеживается учителем физической культуры в классном журнале. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передается классному руководителю. 

Присутствие этой категории учащихся на уроках физической культуры обязательно, так как школа несет ответственность за жизнь и здоровье, обучающихся во время образовательного процесса (п. 3. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

В разных случаях освобождение от физкультуры предполагает разные формы облегчения занятий, начиная с отмены некоторых упражнении и заканчивая переходом на теоретическое освоение предмета. Все зависит от серьезности диагноза, от текущего состояния здоровья школьника.

К формам работы с учащимися, освобожденными от занятий физкультурой, относятся:

  • Выполнение задания учителя  в облегченной форме
  • изучение теоретического материала, заданного учителем                                            
  • Ответ на вопросы по карточкам к определенной теме
  • Ответ на вопросы теста по данной теме
  • Выполнение мультимедийные интерактивные упражнения
  • Помощь учителю в судействе и организации соревнований и игр
  • Осуществление оценочно-диагностической деятельности учащихся остального класса (или группы школьников)  по заданию учителя

Оценивание освобожденных детей осуществляется по пятибалльной системе. При выставлении отметки учитывается старание учащегося, его способности, физическая подготовка, знание теоретического учебного материала.


  1. Развитие двигательной сферы обучающихся с ОВЗ средствами ритмопластики

М.В.Медведева, учитель физической культуры 

ГКОУ УР «Воткинская школа для обучающихся с ОВЗ»

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии имеет тенденцию к увеличению. Дестабилизация общества, отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий – все эти патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии, в том числе к умственной отсталости.

Нарушение интеллекта в большинстве случаев сопровождается аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира. Нарушения двигательной сферы препятствуют в дальнейшем приобретению необходимого двигательного опыта, что, в свою очередь, накладывает отпечаток не только на физическое развитие, но сказывается на развитии познавательной деятельности, социализации личности.

В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. В многообразии средств развития двигательной активности школьников особое место в силу своей доступности, универсальности и эмоциональности занимает ритмопластика.

Ритмопластика - система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, с максимальной амплитудой и растяжением мышц Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль.

        На уроках физической культуры и ритмики использую следующие  средства ритмопластики:

           - Ходьба и различные виды бега, общеразвивающие упражнения под музыку.

- Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений  в целях речевой коррекции и стимулирования двигательной активности.

Нами создана подборка логоритмических игр и упражнений для умственно-отсталых школьников в соответствии с тематикой уроков, сезонными изменениями в природе, календарными праздниками 

- пальчиковая гимнастика;

- музыкально – ритмические упражнения с ритмоформулами, Развивая чувство ритма, мы развиваем координацию движений. В работе с ритмоформулами мы использовали несколько приёмов: ритмическое эхо, ритмизация стихов, свободное дирижирование, ритмическое многоголосие.

        - партерная гимнастика - это  выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку. Умственно отсталому школьнику трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. К основным задачам следует отнести: развитие двигательных способностей, а именно гибкость, координация движений, мышечная сила, выносливость; повышение общей и специальной работоспособности, развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности.

       - стретчинг - это система упражнений, основная цель которых –

растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.

        - степ - аэробика. С приобретением степ-платформ занятия степ - аэробикой стало любимым занятием учащихся, особенно девочек.

- танцевальные и музыкальные игры, игры – повторялки, которые имеют интересное музыкальное оформление, несложные повторяющиеся движения, ускоряющийся темп и практически всегда забавный сюжет. В нашей копилке имеется более 20 аудио записей игр – повторялок.

Хочется сказать, что уроки с использованием ритмопластики являются также базой для проведения всех школьных мероприятий, смотров, концертов. Стараемся, чтобы при проведении различного рода школьных мероприятий, в них принимали участие все дети, что является хорошей основой социализации умственно-отсталых школьников.

Также учащиеся школы принимают участие в городских, республиканских и межрегиональных творческих конкурсах.

Заключение.

Таким образом, использование метода ритмопластики раскрывает новый путь двигательного развития обучающихся . Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у воспитанников мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего организма в целом. Они способствует развитию творческих способностей детей, уверенности в выполнении танцевальных движений, композиций. И конечно же сочетание всего перечисленного и достигнутого придадут воспитанникам больше уверенности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Тестовый контроль как средство развития мотивационной сферы обучающихся (из опыта работы). Презентация

Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решитель...

Тестовый контроль как средство развития мотивационной сферы обучающихся (из опыта работы).

С наступлением XXI века и развитием процесса глобализации мирового пространства  своевременно встал вопрос о приобщении жителя нового века к мировой культуре, о приближении его образовательного у...

Технология развития двигательных качеств обучающихся

На основе прведенных мною исследований была разработана технология развития физических качеств школьников 14-17 лет, основным содержанием которой является определенная последовательность действий учит...

Психологическая программа развития когнитивной сферы обучающихся 9-х классов «Уроки психологического развития»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связыва­ет развитие мышления с процессом усвое...

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал  для учителей физической культуры , котор...

Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела

Методическая разработка "Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела"...