Программа работы со слабоуспевающими учащимися «Десять шагов».
учебно-методический материал

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

«Десять шагов».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская общеобразовательная средняя школа № 2»

              Программа работы со слабоуспевающими учащимися

«Десять шагов».

                                       Автор: Аюрова Ц.Б., учитель истории.

2023 год.

с.Сосново-Озерское.

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать учителям наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими - либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.

Цель: Повышение уровня качества знаний отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.

Задачи:

  • Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
  • Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
  • Наметить  пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости.
  • Научить работать  учащихся, испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.
  • Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через: 
  • комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
  • соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающееся, дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).

Планируемый результат:

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Повышение уровня обученности учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации к учению.
  • Контроль за выполнением данной программы.
  • Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
  • Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР.

Основные направления и виды деятельности:

  • Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества обученности учащихся.
  • Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества их обученности через внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя - предметника на уроке, работу классного руководи

     

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7.Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

8. Как учителю-предметнику оформить  следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;

- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся;

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

 План работы учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися. 

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.

Составить список слабоуспевающих учащихся. Анкетирование.

Сентябрь

2.   

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель:

а) определение фактического уровня знаний детей.

б) выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3.

Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причин отставания учащихся.

Сентябрь

4.

Встречи с родителями и беседы с самими учащимися.

В течение учебного года.

5.

Участие в обсуждени вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, малых педсоветах, ШМО).и

В течение учебного года.

6.  

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. 

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

8.

Ввести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со   слабоуспевающими  детьми.

1. Учитывать индивидуальные особенности детей, создавать условия для социализации, адаптации и развития позволяют использование технологии поддерживающего обучения - объяснительно-иллюстративное обучение (дидактические принципы Я.А. Коменского), уровневая дифференциация, индивидуализация обучения, технология критического мышления, технология проектного обучения (Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз).

2.Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

3.На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  

4.При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

5.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

6.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

7.В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

8.В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

9.В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

10.При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются

задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися.

 1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

 2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

 3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

 3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе проверочных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

 6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2).

 7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

План работы учителя истории и обществознания со слабоуспевающими учащимися на 2020 – 2021 учебный год.

5б класс: Медведева Л, Цыбиков А, Залуцкий Р.

6 а класс: Червяков Кирилл, Зубакин Антон, Рассадин Р.

8 б класс: Гавенько С, Полухин Т, Кошелев С, Байбородина Т.

Мероприятия

срок

1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через анкетирование, беседы со школьным психологом, классным руководителем,  с  родителями и в ходе беседы с самим ребенком.

В течение учебного года

2.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе проверочных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

3.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

4.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

5.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

6.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

7. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Программа работы со слабоуспевающими учащимися...

Рабочая программа "Работа со слабоуспевающими учащимися"

1.      Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.2.      Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и...

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Программа по математике разработана специально для оставшихся на повторный год обучения девятиклассников...

Программа работы со слабоуспевающими учащимися

Данная программа направлена на организацию индивидуально - групповой работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, на применение дифференцированных тренировочных и проверочных работ....

Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Программа разработана с целью создания условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, создание благоприятного микроклимата в ...