Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"
консультация

Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2»

(ГКОУ СКОШИ № 2)

Консультация для родителей на тему:

«Формирование навыка правильного письма у дошкольников»

Учитель-логопед:

Зареченская И.О.

Москва, 2020 г.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Огромная роль в работе по подготовке к обучению письму принадлежит семье. Успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Правильное положение при письме

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее:

  • Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.

  • Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5 см.

  • Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

  • Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола.

  • Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

  • Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола.

  • Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Виды неправильного навыка письма

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • Неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
  • неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

  • неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте. Двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;

  • слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

  • неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним. Взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости исправлять его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.

Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно также, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.

Методы и приемы овладения дошкольниками навыков письма

Овладевая навыками письма, шестилетки сталкиваются с определенными трудностями – анализом написанного, восприятием букв как целостного понятия, расположением их на странице. Цель подготовительного периода обучения письму заключается в формировании элементарных технических и графических навыков.

Подготовить руку дошкольника к письму помогут следующие упражнения: обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным увеличением радиуса обведения, срисовывание графических образцов, вырезание фигур из бумаги по контуру, раскрашивание и штриховка.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Полезны шитье, вышивание, вязание, макраме.     Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие правильного дыхания у неговорящих дошкольников.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия. Родители могут познакомится с различными видами упражнений по развитию правильного дыхания....

Консультация "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и ...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Упражнения  для навыков правильного звукопроизношения помогут родителям в работе со своими детьми....

консультация для родителей "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях"

. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту....

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"...