Дидактические игры как средство развития речи детей
статья

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную

речь, умение правильно выражать свои мысли.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Дидактические игры как средство развития речи детей»

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, какие условия будут созданы ему взрослыми. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе лишь условно. Но одной из задач дошкольного образования является формирование правильной речи.

Речевое развитие  включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста -игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это основной вид деятельности дошкольного периода, который благоприятно воздействует на психическое и личностное развитие дошкольника.  

Наиболее оптимальной формой обучения для ребёнка дошкольного возраста является дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод  ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную

речь, умение правильно выражать свои мысли.

Таким образом, особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра выполняет две основные функции-обучающую и развивающую. Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в качестве игровой задачи. Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит исход игры.

Игра дидактическая имеет определенную структуру.

 Структуру дидактической игры (в том числе и дидактической игры по развитию речи) образуют:

 дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

 содержание игры;

 игровые правила;

 игровые действия;

 окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача – это главный элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы с учетом возрастных особенностей детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какого цвета», «Продолжи предложение» и т. п.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при осуществлении этого условия, игра может, выполнить функцию обучения и вместе с этим будет развиваться как игровая деятельность.

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность.

Например, игры «Летает не летает», «Съедобное – несъедобное», «Назови время года», «Кто, как кричит» и т. д.

Основа игры – это игровые действия, они являются непосредственно сюжетом игры. Чем больше в игре будет присутствовать разнообразие игровых действий, тем интересней будет для ребенка игра и успешнее решатся игровые и познавательные задачи. У детей игровые действия должны вызывать чувство удовлетворенности и радость именно они делают обучение занимательным и эмоциональным. Игровым действиям детей нужно учить. Только при этом условии игры становятся содержательными и носят обучающий характер.

Обучение действиям в игре осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, – умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.

Правила игры обеспечивают четкую реализацию игрового процесса, а так же делают игру честной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т. е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи

Основными функциями, которые выполняют правила игры, являются

следующие:

- Обучающая: 

Основная задача этой функции заключается в том, что правила помогают раскрывать перед дошкольниками, что и как необходимо делать; соотношение действий детей с игровыми действиями, усиление их роли в игре, уточнение способов выполнения поставленных задач. Правила организуют познавательную деятельность детей, тем самым подталкивая их к выполнению действий: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

- Организующая:

Эта функция определяет порядок и последовательность

взаимоотношений детей в игре.

- Дисциплинирующая:

 Эта функция позволяет объяснить детям, что  можно, а что нельзя делать в игре, тем самым позволяет соблюдать правила в дидактических играх.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления

усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не

только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и

усвоения традиций.

Сразу же после окончания игры проводиться подведение итогов.

Подведения итогов может быть различным: похвала, подсчет баллов, определение лучшего участника, общий итог по реализации поставленной задачи. Когда дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры

Дидактическая игра является самым действенным средством развития речи детей.

Классификация речевых дидактических игр:

  1. Игры с предметами: формируют умения сравнивать сходство и различия, знакомиться со свойствами предметов, величиной, цветом.
  2. Настольно-печатные: направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
  3. Словесные игры без использования наглядного материала: описывают предметы, выявляя их характерные признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:

- Значительно увеличивают словарный запас

- Способствуют развитию связной речи

- Учат составлять рассказ

- Позволяют формировать правильное произношение звуков

- Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...

Статья на тему: Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ на уроке

Статья описывает работу с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью дидактической игры...

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ(из опыта работы)....

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ(из опыта работы)....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...