Консультация для педагогов "Рекомендации для воспитателей по организации речевых игр"
материал

Руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Рекомендации для воспитателей по организации речевых игр».

Организация дидактических игр с целью развития речи педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры с целью развития речи детей дошкольного возраста входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов(память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных моментов время);

- выбор места для игры, где дети могут свободно играть, не мешая друг другу;

- определение количества играющих (вся группа, небольшая подгруппа , индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и  правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они разрешают, запрещают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры-это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам , которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Ребёнку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая возможность как в выборе игры, так и в творческом решении её задач. Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит

Детей с содержанием игры, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится к настольно-печатным играм.

В дидактической игре необходимы правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами.

Таким образом, руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"

Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....

Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способно...

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.Обладать культурой речи &mda...

Консультация для воспитателей «Методика организации физкультурных занятий во время прогулки»

Методика проведения физкультурных занятий на прогулке Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей....