Современные методы в развитии фонематического, звукового анализа и синтеза
консультация

Васютенко Оксана Сергеевна

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать  и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

   Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей   с речевыми проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_v_razvitii_fonematicheskogo_sluha.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

 

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать  и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

   Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей   с речевыми проблемами.

   Работу  по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза необходимо проводить  в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

 - развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

 -дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

 

   Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосок, ниточек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация). В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков). Воздух свободно идет через рот, во рту нет преград, участвует голос, голос поет. Звук получается гласный. При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков.

  Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игры «Внимательные ушки», «Кто внимательный». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор. Далее определяем место звука в слове с опорой на картинки. Проводим игру «Звуковой вагончик» Педагог показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

    После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом-

Получаются слова.

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы). Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист», «Телефон» — передать по телеграфу(телефону) слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Далее мы знакомим детей с понятием «ударение».

Ударный слог, ударный слог-

 Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

 И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Далее детей знакомим с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме делается вывод о согласном звуке.

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

 Преподносит нам язык.

 Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам.

Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,

 Значит, звонкий звук звучит.

 Если тихий звук такой,

Значит, звук звучит глухой.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие. Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

  • «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д.

Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

  • «Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос. «Угадай, что звучит?» Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

  • «Звукоедик» Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
  • «Подарки друзьям» Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
  • «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки.

  • «Найди свой домик» Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*). Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем. Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов.

  • «Отгадай загадку» Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели. Например: Хитрая плутовка, Рыжая головка. – ЛИСА Ребенок пишет отгадку: зеленый | красный | синий | красный
  • «Назови слово по модели» Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например: синий | красный | синий Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д. Модели берем разные. Играем до победителя.

    Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, пр...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в  важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...

Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.

Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...