Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
статья по теме
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно — игровой метод организации индивидуальных занятий. Сюжетно — тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, познавательных процессов, коррекции звукопроизношения и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_zvukovogo_analiza_i_sinte.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
"При выборе путей и средств, преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов".
Левина Р.Е.
Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. "Формирование узловых образований, - отмечает Левина Р.Е., - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта" (т.е. коррекции речевых нарушений).
В своей работе по коррекции речевых нарушений ведущее место я отвожу формированию фонематического восприятия и звукового анализа, т.е. способности воспринимать, различать и выделять звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи том числе слоговой структуры слов, лексико- грамматического строя речи, а является основой успешного овладения грамотой.
1.1. Развитие фонематического восприятия - основная задача в коррекционной работ по устранению нарушений устной речи.
При недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются нарушения устной речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, а также недоразвитии лексико - грамматического строя речи. В работе по устранению нарушений звукопроизношения, следует учитывать, что постановка звуков только с помощью выработки артикуляционных навыков эффект чаще всего бывает минимальный и как правило временный. Следовательно, стойкое исправление звукопроизношения может быть достигнуто только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому уже на этапе постановки звука логопедическая работа обязательно включает в себя развитие восприятия речи (используются задания на имитацию слогов) и формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза (формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его мест дифференцировать от других звуков, прежде всего от далёких артикуляторно и акустически). На этапе автоматизации звука проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам, сравнивать с фонетически далёкими звуками. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного быстрого протекания этапа автоматизации, дальнейшем на этапе дифференциации проводится сопоставление отрабатываемых звуков с фонетически близкими звуками. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения анализируются различные слова по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в слове. Четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения звуков. Несомненна связь фонематических и лексико - грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончание слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
1.2. Развитие фонематического анализа и синтеза - основная задача при профилактики нарушений письменной речи. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. В свою очередь, при недоразвитии звукового анализа и синтеза дети с трудом овладевают грамотным письмом и чтением. В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, в процессе письма - наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковому составу. В связи с этим одной из важнейших предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной моде; невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова. Преобладающее большинство нарушений письменной речи является проявлением недоразвития звукового анализа, т.е. снижение способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка. Среди ошибок письма Садовникова И.Н. в первую очередь выделяет ошибки на уровне буквы и звука, которые отражают трудности формирования фонематического восприятия и звукового анализа. Т.е. легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Когда же звуки плохо различаются на слух, искаженно произносятся или заменяются в произношении другими, обобщеное представление об этом звуке носит нечеткий характер, восприятие букв затрудняется Не усвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Чтобы обеспечить прочную связь между звуком и букве необходимо достичь четкого произношения всех звуков, от дифференцировать фонемы сформировать у ребенка навыки звукового анализа и синтеза. . На важность этого этапа, а также на то, что он должен предшествовать обучению грамоте, указывают следующие исследователи: Егоров Т.Г., Левина Р.Е. , Каше Г.А., Ястребова А.В. , Спирова Л.Ф.
Наиболее распространенными среди детей являются нарушения, связанные с недоразвитием функций фонематической системы (фонематическая дислексия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания и нарушения языкового анализа и синтеза). С учетом несформированности основных функций фонематической системы можно выделить две группы нарушений:
- Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия, которые проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно. В устной речи недифференцированность фонем вед к заменам и смешениям звуков. В процессе чтения, у этих детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, что проявляется в заменах букв, обозначающие фонетически сходные звуки.
- Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза. У детей с фонематической дислексией и дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа. Несформированность действий звукового анализа проявляется в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова, в письме виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка бук или слогов.
Поэтому следует своевременно и в полном объёме проводить профилактику дислексии и дисграфии с помощью специально подобранных игр и упражнений по развитию фонематического восприятия , звукового анализа и синтеза. Проводимые на логопедических занятиях игры и упражнения включаются в различные виды деятельности.
2.Методика преодоления недоразвития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических). При проведении логопедической работы по преодолению фонематических нарушений следует учитывать, что:
- Процесс восприятия речи имеет многоуровневую структуру, включающую сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой уровни.
- Развитие фонематических функций (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опирается на достаточно сформированные функции восприятия речи.
- Рабата по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза основывается на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе и проводится в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого, последнего звука слова; выделение звука в середине слова, определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим. Логопедическая работа по данному направлению проводится постепенно: от создания мотива задания, формирование интереса к его выполнению, осознание его содержания, освоения действий, переноса действий в умственный план к окончательному становлению умственного действия (по Гальперину П.Я., Эльконину Д.Б.):
- выробатка умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомагательные средства;
- формирование действия звукового анализа в речевом плане;
- овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.
Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.
2.1. Первый этап. Формирование восприятия устной речи на _ фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
- развитие распознавания звуков речи;
- развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора;
- формирование слухового контроля за качеством собственного произношения:
- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям:
- Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Методом имитации слогов у детей формируется навык направленного восприятия
звуков речи, способствующий развитию умения слушать и слышать речевой
материал.
- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и
искаженно произнесенного звука.
- распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чуж(
речи; - распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному, чужой реч
2.2. Второй этап: Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
Многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А. Каше) отводят ведущую роль формированию фонематических представлений о звуковом составе языка, способствующих совершенствованию правильного произношения, успешному овладению грамотой.
Основной задачей этого этапа является развитие функции фонематической системы.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:
- Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем);
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится только на правильно произносимых звуках. Однако знакомство с буквой следует начинать по мере введет речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Элементы заданий по коррекции звукопроизношения включают и обучение грамоте (профилактики дислексии и дисграфии).
Логопедическая работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся по трем направлениям:
А. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Т.е. при уточнении артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторнь органов при его произнесении.
В своей работе я использую следующие виды работы: Краткое описание:
Звук "С"- ребёнку предлагается произнести звук "с" и обратить внимание: на положе* губ (губы растянуты в улыбке); куда спрятался кончик языка (за нижние зубки); какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук "с" (холодная); на звучание какогс предмета похож звук "с" ( выходящий из шарика воздух, вытекающая из крана струйке воды); показать ладошкой положение языка (пальчики опущены вниз).
** Звук "С".
"В море плещется вода
Слышишь, как поёт она.
Эту песенку водички
Капли, звонкие сестрички
Исполняют в тишине.
Б. Выделение звука на фоне слога.
Детям предлагается прослушать слоги, из которых нужно выделить заданный звук.
- Данное задание можно выполнять до постановки звука, что способствует развитии
умения слушать и слышать речевой материал (фонематическое восприятие). - После формирования правильного произношения этого звука проводится его
выделение из слога при произнесении. Слоги на должны включать оппозиционные
звуки.
** "В стране маленьких человечков". Логопед говорит на языке маленьких человечков (проговаривает слоги). Дети поднимают маленького человечка, если в слоге есть заданный звук.
** "Попугайчики".
Логопед проговаривает слоги, из которых нужно выделить заданный звук. При наличии
звука в слоге дети поднимают картинку с изображением попугая.
В. Выделение звука на фоне слова.
Работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходным акустически и смешиваемыми в произношении звукап При работе следует учитывать, что сначала наличие звука определяется на слух, и нг основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходиг учитывать сложность различных форм этой деятельности и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука из начала и конца слова; нахождение местоположения заданного звука;
- определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове;
- определение места звука по отношению к другим.
В своей практической работе я использую систематизированный материал, включающий игры и упражнения по развитию фонематических функций. Данные игры могут быть использованы в различных видах деятельности.
Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения
заданного звука.
На данном этапе важно обратить внимание на различение понятий "первый- последж Различение этих понятий закрепляется с опрой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена. Работа проводится по следующим направлениям:
- вычленение первого ударного гласного из слова;
- вычленение первого согласного из слова;
- определение конечного согласного в слове.
При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звук! легче распознаются , если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками.
** "Знакомство".
Задание: Назвать первый звук в именах детей.
** "Пропой звук" (гласные звуки).
Задание: Пропеть звук, который слышится в начале слова.
** "Вот со звуком ... игра".
Задание: Подобрать слова ( картинки), начинающиеся с заданного звука.
** "Кто здесь живёт?" (по всем лексическим темам).
Задание: Отобрать картинки с изображением предметов , в названии которых есть
заданный звук (см.таблицы).
** "Выполни движение".
Задание: Выполнить соответствующее движение , если в слове есть заданный звук (с
таблицы).
** "Спрячь картинку".
Задание: Детям выдаются цветные кружки ("с"- синий) и картинки с изображением
предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Цветныг
кружками ребёнок должен закрыть картинки, в названии которых есть нужный звук.
Выделение звука на фоне слова.
** "Звук из слова выделяю
Молоточком ударяю".
Задание: Прослушать слово, если в слове есть заданный звук, ребёнок должен ударить молоточком.
** "Собери картинки".
Задание: Назвать картинки и определить, с какого звука начинаются их названия.
** "Вот флажочек я держу,
А услышав звук взмахну". Задание: Прослушать слова, если в слове есть заданный звук, ребёнок поднимает флажок. На флажке нарисована картинка к данному звуку (звукоподражание).
** "Фишки" (с картинками по звукопображанию).
Задание: Выложить фишку, если в слове есть заданный звук.
** "Повтори за мной слова".
Задание: Повторить только те слова, в которых есть заданный звук.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.
В процессе формирования данных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривану слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.
** "Звуковая линейка".
Задание: Последовательно назвать звуки в слове, открывая "окошечки" на линейке, а затем определить количество звуков.
** "Звуковые мячи".
Задание: По порядку назвать звуки слова , ударяя мячом об пол. Затем определить
количество звуков в слове.
** "Пирамидка".
Задание: Разложить картинки в пирамидке соответственно количеству звуков в слове
** "Звуковые мячи" (в соответствии со звуком).
Задание: Выкладываются цветные кружки: красный обозначает гласные звуки, синий - согласные твердые, зеленый - согласные мягкие звуки.
По порядку назвать звуки, ударяя мячом по соответствующему цветному кругу. Затем определить количество звуков в слове и найти этой картинке место на звуковой пирамидке.
** "Живые звуки".
Задание: "Дети - звуки" встают так, чтобы получилось слово. Затем проговаривают
последовательность и количество звуков в слове.
** "Отбери картинки".
Задание: Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
3. Формирование фонематического восприятия.
Работа по дифференциации фонем проводится при устранении недоразвития фонематических функций и имеет большое значение при профилактики дислексии и дисграфии. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Необходимо также учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четч определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих.
Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных naf смешиваемых звуков включает два этапа:
- На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
- Уточнение артикуляции звука;
- Выделение звука на фоне слова;
- Формирование умения определять наличие звука в слове;
- Определение места звука в слове.
- Выделение слова с данным звуком из предложения.
- На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого из звуков. Однако основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звукам! Дифференциация фонем осуществляется согласно традиционной методики.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Распространенными ошибками среди детей являются неумение дифференцировать у слух твердые и мягкие звуки, трудность ориентировки на последующую гласную. Для преодоления этих ошибок необходима следующая работа:
- слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных;
- уточнение двузначности многих звуков, т.к. один и тот же звук предполагает двоякое звучание, в зависимости от последующего звука.
- усвоение мягкости согласных звуков перед И, Е, Ё, Ю, Я.
- чтение с ориентировкой на последующую букву.
Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных
осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков,
дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Определение местоположения звука в слове по отношению к другим.
При формировании указанного действия проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. В процессе формирования фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случиях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.
При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:
- Слоги структуры типа СГ. (ка, су, ко, са).
- Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слогг (мак, дом. рак, лак).
- Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов, (мама, рама, луна, коса)
- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов, (сахар, кубок, сокол, гамак).
- Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов.
• (санки, марка, сумка, карман).
- Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова, (стол, стук, крот, слух).
- Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова, (куст, мост, танк, лист).
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова, (дрова, столы, трава, скала)
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова, (правда, ступка, клумба, кружка).
Ю.Трехсложные слова.
(самолет, капуста, скамейка, настойка).
После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с
другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем
артикуляторно и акустически близкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".
Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.
В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...
"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" Опубликована в альманахе МИР специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. Выпуск 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017
Предупреждение нарушений письма и чтения — одна из важнейших задач дошкольного возраста.В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом пс...
«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Основные принципы в процессе коррекции и профилактики нарушения письменной речи
Дисграфия и дислексия не являются изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает все стороны реч...