Основные принципы в процессе коррекции и профилактики нарушения письменной речи
материал

Светлана Николаевна Соколова

Дисграфия и дислексия не являются изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.  Поэтому логопедическое воздействие охватывает все стороны речи. Проводя работу по коррекции профилактике нарушений письменной речи, необходимо придерживаться некоторым принципам....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_korrektsii_pismennoy_rechi.docx368.51 КБ

Предварительный просмотр:

По результатам мониторинг – диагностики развития речи первоклассников было выявлено, что многие дети нуждаются в логопедической помощи. В дошкольном возрасте до начала обучения грамоте необходимо выявить самые незначительные отклонения в речевом развитии. Особое внимание следует обратить на:

1.        Звукопроизношение. Дефекты звукопроизношения отражаются на письме

2.        Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой, умение анализировать слово (последовательность звуков в слове)

3.        Состояние словарного запаса

4.        Сформированность грамматического строя

5.        Владение связной речью

Обследуя детей первых классов, было выявлено более 50% детей с нарушением письменной речи.

Коррекция и профилактика нарушений письменной речи

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает все стороны речи. Проводя  работу по коррекции и профилактике нарушений письменной речи, необходимо придерживаться следующим принципам (слайд 1):

  1. Патогенетический принцип (механизм нарушения) – этот принцип предполагает учёт механизма нарушения чтения и письма. Во многих случаях схожие симптомы нарушений имеют различные причины, например:

ЗАМЕНЫ БУКВ при письме

Недоразвитие                      Нарушение слуховой               Нарушение

зрительно –                         дифференциации                      звукопроизношения

пространственного             фонетически близких               (артикуляторно-

анализа и синтеза                звуков                                  акустическая дисграфия)

(оптической дисграфии)     (акустическая дисграфия)

  1. Принцип учёта симптоматики – учёт нарушения по симптоматике. Характер ошибок в процессе письма и чтения зависит от этапа овладения этими навыками:

на аналитическом этапе овладения навыками чтения наиболее характерны замены звуков, нарушения слияния (побуквенное чтение),

на синтетическом этапе (когда восприятие, произнесение и осмысление в норме должны происходить одновременно)  будут аграмматизмы при чтении, замены слов, искажение структуры слова, нарушения синтаксических связей между словами.

  1. Принцип опоры на сохранное звено психической функции (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит сложная структура психических функций. Психофизиологический механизм чтения осуществляется по условно – рефлекторной дуге (слайд 2 – головной мозг):
  • импульсы доходят до зрительных зон
  • переходят в угловую извилину центра Вернике – зона анализа и синтеза звуковых раздражителей, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, письменная форма слова перерабатывается и осмысливается
  • сигналы поступают в лобную долю, раздражая участки коры, отвечающие за моторику артикуляционного аппарата.

При нормальной работе головного мозга, ребёнок быстро овладевает процессом чтения.

При нарушении тех или иных функций существуют «Обходные пути»

при недоразвитии                                   при нарушении кинестетической

слуховой дифференциации                    дифференциации звуков

опора на зрительные                              опора на зрительный и

 и   кинестетические функции                  слуховой анализатор

             (артикуляция)

  1. Онтогенетический принцип (слай 3) предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
  • Оптические нарушения чтения и письма. Необходимо учитывать этапы развития пространственного восприятия: 1. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела; 2. Ориентировка в окружающем пространстве; 3. Определение пространственных отношений графических изображений и элементов букв
  • При аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь в виду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структурой предложения
  1. А также дидактические принципы: доступности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Профилактика нарушений письменной речи у первокласников

В презентации описано понятие дисграфии, виды ошибок при различных формах дисграфии и примерные задания, направленные на профилактику нарушений письменной речи...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...