Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
методическая разработка по теме

Ерганова Мария Александровна

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_v_korrekcionnoy_rabote.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

  Методические рекомендации в коррекционной работе, направленной на профилактику нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

   В настоящее время в теории логопедии все большее внимание уделяется вопросу овладения детьми навыками чтения ( Р. И. Лалаева, Л. Н.Ефименкова, С. Н.  Садовникова, А. Н. Корнев). Овладение первоначальным чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. Письменная речь формируется на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.

     Чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его основе лежат сложные механизмы взаимодействия зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов, а также связи двух сигнальных систем.

Процесс чтения начинается с познания звуков речи, а затем букв, отображающих образы звуков. Вслед за овладением  и воспроизведением звуко-буквенных элементов следует процесс объединения букв в слоги. Слоги связываются с соответствующими звуковыми комплексами и становятся единицей чтения. В дальнейшем навык чтения автоматизируется и превращается в зрительное узнавание значения целых слов и фраз (Т. Г. Егоров).

     Нарушения процесса чтения могут быть основаны на недоразвитии тех компонентов речи, которые касаются её фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон(Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева). В этих случаях накопленные детьми обобщения и представления в области речевых звуков неточны и неполноценны; дети не имеют возможности овладеть звуковым анализом слова. В психологическом аспекте нарушение процесса чтения рассматривается как нарушение различных операций: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слова, синтеза слов в предложение, соотнесение со смыслом.

     Таким образом, процесс чтения не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Именно дети с патологией развития устной речи составляют группу риска по развитию нарушений письменной речи.

     Преодоление общего недоразвития речи достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Система обучения и воспитания дошкольников с ОНР также включает подготовку к полноценному овладению письменной речью.

      Процесс формирования навыков письменной речи у данной категории детей зависит от уровня речевого недоразвития, от индивидуальных особенностей детей, от создания специальных условий обучения и разработки на этой основе комплекса методических рекомендаций для предупреждения нарушений письменной речи, что является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.

      Цель работы: разработать методические рекомендаций в коррекционной работе, направленной на профилактику нарушений чтения у дошкольников с ОНР.

      Задачи исследования:

1)анализ литературных источников по проблеме развития предпосылок овладения навыком чтения у дошкольников с ОНР;

2)разработка комплекса специальных упражнений, направленных на предупреждение дисграфии и дислексии.

 

   При разработке данной методики учитывались как общедидактические, так и специальные принципы обучения: принцип комплексности, принцип учета патогенеза, принцип опоры на сохранные анализаторы, принцип поэтапного формирования умственных действий, онтогенетический принцип. Данная методика направлена не на коррекцию процесса чтения, а на операции, которые подготавливают данное умение, то есть на функциональный базис письменной речи (А. Н. Корнев,2003, стр. 10).

   В соответствии с целью были определены задачи:

  1. уточнение и развитие зрительного восприятия;
  2. формирование правильного произношения и различения звуков;
  3. развитие фонематического восприятия;
  4. развитие вербального внимания и памяти;
  5. развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

   Специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение коррекционных задач.

   Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи и собственной.

   Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют овладению звуками речи.

   Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

   Профилактика нарушений письменной речи должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевым недоразвитием. Работа ведется по следующим направлениям:

  1. формирование зрительного гнозиса и зрительной памяти;
  2. формирование звукопроизношения;
  3.  формирование фонематического слуха, анализа и синтеза;
  4. формирование навыка чтения.

   С целью развития зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга. Выбор нужной буквы среди других, отгадывания буквы по полубуквице.

   Для развития зрительной памяти используются игры, направленные на запоминание отдельных букв, их последовательности, воспроизведение первоначальной последовательности.

   Формирование звукопроизношения. Поскольку недостатки произношения детей с ОНР связаны с задерживающимся развитием фонематического слуха, основным условием для формирования правильного произношения звуков является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков. Содержание работы по развитию фонетической стороны речи включает в себя: развитие фонематического слуха, уточнения правильного произношения звуков имеющихся в экспрессивной речи детей, постановка отсутствующих звуков, автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в связной речи. Одновременно используются упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем.

   Развитие моторики артикуляционного аппарата проводится в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Усвоению произношения звуков способствуют специальные упражнения, развивающие мимические мышцы, мышцы щек, губ, языка. Также используются упражнения по развитию дыхания. Всё это направлено на уточнение произношения звуков и выработку точной координации движений артикуляционного аппарата.

   Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой. Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

Основное содержание работы направлено на развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков. Слово, выступавшее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдений и изучения. Используются игры со словами и звуками, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка. Игры направлены на формирование умения выделять звук из ряда прочих звуков, на определение последовательности звуков в слове. Также используются игры со словами паронимами.

Необходимо научить детей устанавливать последовательности звуков, порядок, в котором они следуют в слове. В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знания правил заполнения схем фишками слева направо. Используются упражнения, которые направлены на выработку умения определять местонахождения звука в слоге, слове; на выделение общего звука в слогах, словах; на составление графических схем к словам и подбор слов к данным темам.

Формирование навыка чтения.

   Коррекционное обучение по разделу обучения грамоте имеет следующие цели:

  1. сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
  2. научить детей чтению и письму;

   Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучения чтению и письму.

   Сначала дети усваивают гласные А, О, У, сонорный согласный М, и глухие согласные, различные по месту образования С, Х. Дети учатся читать слова, состоящие из двух гласных (ГГ). Затем читают закрытый двухбуквенный слог (ГС), затем открытый прямой слог (СГ). Большинство слогов, которые читают дети, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Вводятся такие приемы, как чтение слогов по подобию и чтение по следам анализа.

   Далее дети знакомятся с глухим согласным Ш, сононрами Р, Л, Н, гласным Ы. Отрабатывается закрытый трехбуквенный слог (СГС). Продолжается работа с прямыми открытыми слогами (СГ). Дети учатся читать сочетания ГССГ, читают предложения, состоящие из слов с данными слоговыми структурами. Большое внимание уделяется дифференциации сходных звуков.

   Затем изучаются глухие взрывные согласные К, П, Т, звонкие согласные З, В, Ж, звонкие взрывные Г, Б, Д, гласный И, щелевой согласный Й, Ь для обозначения мягкости. Дети усваивают понятие мягкости согласного и способ ее обозначения буквами И, Ь. Отрабатываются ранее изученные слоговые структуры (СГ, СГС), но они включают мягкие согласные. Так же изучаются слова, заканчивающиеся на Ь.

   Обязательно проводится работа по дифференциации слов с оппозиционными звуками: звонкие – глухие, мягкие – твердые.

   В последнюю очередь изучаются йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я, аффрикаты Ц, Ч, щелевой согласный Щ, буквы Ф, Э, Ъ. Дети читают слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (ССГ), закрытые слоги со стечением двух согласных (ССГС). Используются приемы постепенного наращивания слова, приемы деления слова на слоги, прием изменения формы слова.   Для закрепления навыка чтения использовались следующие упражнения:

 1)дифференциация сходных слогов и слов

      СА-за; су-зу; коса-коза; суп-зуб;

      Да-та; де-те; дачка-тачка; дело-тело;

      Го-ко; га-ка; гости-кости; галька-калька.

 2)чтение слогов и слов по подобию

       Ом-ор-от; сом-том-дом; забор-затор; кот-рот-пот;

       Бо-по-до; бочка-почка-дочка.

3)чтение слогов и слов с подготовкой

       О-ро-гро-грот;

       У-ку-кус-куст;

       Е-ве-цве-цвет.

4)чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их   расположения

      Мак-лак-рак;

      Голос-волос-колос;

      Гора-рога;

      Палка-лапка.  

5)чтение однокоренных слов, отличающихся друг от  друга одной из морфем

      Дом-домик-домовой-домашний;

      Лес-лесной-лесник.

 6)чтение слов с одинаковой приставкой или с одинаковым суффиксом, но разными корнями

       Пришел-принес-привел;

       Домик-зубик-шарик-садик.

   Однако, кроме технической стороны чтения необходимо сформировать навык осознанного чтения, так как с его помощью достигается наиболее полное понимание интонационной, смысловой и идейной сторон текста. Для этого необходимо проводить систематическую словарную работу. Предлагаются следующие задания: прочтение и нахождение слова, не соответствующего лексической группе остальных; чтение и разделение слов по признаку местонахождения заданной буквы в слове; чтение слова и составление из его букв другого слова; подбор к прочитанным словам обобщающих понятий; чтение слов с согласным в твердой позиции и подбор пары, где звук находится в мягкой позиции; чтение слов-паронимов, сравнение их по звучанию и написанию, объяснение их лексических значений.

   

Заключение

   Проблема обучения навыкам чтения дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. В работах авторов (А. Н. Корнев, Г. В. Чиркин, Г. А. Каше) подчеркивается, что несформированность предпосылок процесса чтения у детей с ОНР проявляется в недоразвитии фонематического восприятия, анализа и синтеза, в нарушении звукопроизношения, несформированности пространственных представлений, операций зрительного анализ и синтеза, а так же лексико-грамматической стороны речи.

   Чтение является сложным психофизиологическим процессом. Чтение как один из видов письменной речи является более поздним образованием, чем устная речь. Это связано с тем, что письменная речь является зрительной формой существования устной речи: звуковая сторона слов устной речи обозначается графическими значками. Процесс формирования навыка чтения является закономерным и связан с развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления.

   У старших дошкольников с общим недоразвитием речи способность к перекодировке знаков письменной речи в звуки устной оказывается недостаточно сформированной. У данной категории детей отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом, нарушается понимание прочитанного текста.

   В работе был разработан комплекс методических рекомендаций, направленных на профилактику нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. При разработке использовались методики

Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. Н. Корневой, Л. Н. Ефименковой. Данная работа имеет в своем составе комплекс рекомендаций, направленных на коррекцию процессов, способствующих овладению навыками чтения. Направлениями данной работы являются формирование зрительного гнозиса и зрительной памяти, формирование звукопроизношения, формирование фонематического слуха, анализа и синтеза, а также формирование навыка чтения.

   Полученные в результате исследования специальной литературы данные показывают на необходимость использования методических рекомендаций для работы по формированию навыка чтения у дошкольников с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" Опубликована в альманахе МИР специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. Выпуск 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017

Предупреждение нарушений письма и чтения — одна из важнейших задач дошкольного возраста.В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом пс...

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....