Методические рекомендации по развитию связной письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.
методическая разработка

Галина Дмитриевна Безносова

Методические рекомендации предназначаются для использования педагогами в работе с детьми с  нарушением интеллекта в коррекционной школе.

Использование коммуникативного подхода позволит учесть психологические закономерности формирования речевой деятельности. Обучение в коммуникативных ситуациях будет способствовать принятию младшими школьниками с нарушением интеллекта учебных речевых задач как личностно значимых и, вследствие этого, улучшит показатели семантической стороны их речевых высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx61.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Cпециальная (коррекционная) школа  п. Усть-Уда»

Методические рекомендации  по развитию связной письменной речи обучающихся с  нарушением интеллекта  на основе коммуникативного подхода.

2025 г.

Составитель: Безносова Галина Дмитриевна,

учитель, I квалификационной категории

Методические рекомендации предназначаются для использования педагогами в работе с детьми с  нарушением интеллекта в коррекционной школе.

Рекомендованы педагогическим советом ГОКУ СКШ п. Усть-Уда от 28 мая 2025 г. протокол № 5, приказ «Об утверждении методических рекомендаций» от 28.05.2025 г. № 88-пд.

Пояснительная записка

В соответствии с п. 1.6 Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к особым образовательным потребностям обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой. Успешная  социальная адаптация учащихся с нарушением интеллекта невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.

Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.

Использование коммуникативного подхода позволит учесть психологические закономерности формирования речевой деятельности. Обучение в коммуникативных ситуациях будет способствовать принятию младшими школьниками с нарушением интеллекта учебных речевых задач как личностно значимых и, вследствие этого, улучшит показатели семантической стороны их речевых высказываний.

Методические рекомендации.

Работа по формированию  связной письменной речи может осуществляться на уроках русского языка, чтения, речевой практики, а также на внеурочных занятиях.

Работа строится по трем основным направлениям:

  1. Создание коммуникативной мотивации.

Основные задачи данного направления:

- показать младшим школьникам значение письменной формы общения в жизни людей;

- повысить заинтересованность учащихся в речевом письменном высказывании;

- развивать умение ориентироваться в ситуациях общения;

- развивать умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

По данному направлению работа проводится во внеурочное время и на уроках чтения. Можно использовать коммуникативные ситуации написания писем и ведения личных дневников. В дневниках дети не только пишут, но и могут рисовать, вклеивать открытки, фотографии. Учитель, по согласию детей, делает небольшие записи в дневниках.

Также можно использовать сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации. Описание игр представлено в Приложении 1. Особенность представленных игр в том, что каждая из них связана с другими (в некоторых случаях является логическим продолжением предыдущих), а также в том, что в зависимости от цели проведения игры может быть выбран один из ее вариантов или фрагментов. Кроме того, играющие могут создать свою игру на основе предложенной. Например, игры «В гостях у барона Мюнхгаузена»,  (Приложение 1) способствуют развитию умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Эти игры очень эффективны для развития речевых умений учащихся, их воображения, фантазии. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям.

  1. Работа над содержательной стороной речи.
  2. Формирование текстовых умений.

Работа по данным направлениям ведётся в единстве.

Основные задачи данных направлений:

- учить устанавливать связь между темой и основной мыслью текста;

- формировать умение анализировать готовые образцы текстовых сообщений;

- обогащать речеведческие знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром и жанром личного дневника как разновидностью текста;

- учить отбирать конкретное содержание с учетом замысла высказывания и правильно воспроизводить последовательность событий;

- учить определять предмет речи в соответствии с заданной темой;

- формировать умение раскрывать тему текста и реализовывать основную мысль;

- познакомить со структурой письма и дневника;

- формировать умение планировать последовательность изложения;

- учить самостоятельно конструировать текст.

Работа над содержательной стороной речи и формированием текстовых умений проводится на внеклассных занятиях, уроках русского языка, внеурочное время. Используются следующие виды работ и специальные приемы:

- анализ и сравнение писем и дневниковых записей литературных героев;

- редактирование текстов писем и дневниковых записей;

- написание писем сказочным героям, друзьям;

- знакомство с книгами, написанными в жанре личного дневника;

- «пятиминутки общения»;

- знакомство со структурой письма с помощью таблицы «Как писать письма»;

- восстановление деформированных текстов писем и дневниковых записей;

- коллективное создание дневниковых записей. (Приложение 2)

Познакомив детей с жанрами письма и личного дневника, обогащаем речеведческие знания младших школьников, показывая, что письмо и личный дневник являются разновидностью текста, имеют свою структуру и стилистические особенности. Работа над содержательной стороной писем и личных дневников помогает детям усвоить вежливые формы обращения, знакомство с письмами и дневниковыми записями различных авторов, писателей даёт примеры разнообразных писем и дневников по содержанию, форме, искренности изложения.

Большое внимание  уделено знакомству учащихся с жанром личного дневника. Этот вид работы стимулирует не только развитие речи. Личный дневник может оказать большое влияние на развитие ученика.

Ведение личного дневника имеет определенную ценность для развития речи учащихся, так как отдельная дневниковая запись является полноценным текстом, и для того, чтобы создать ее, учащийся должен владеть умениями связной письменной речи.

Приложение 1.

Примеры игр.

Игра «Режим молчания, или Большой разговор».

Цель: показать младшим школьникам значение общения в жизни людей.

Взяв группу детей на прогулку или в поход, объявить «режим молчания». Это значит, что дети будут общаться друг с другом лишь в случае необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, обязывается нести дополнительную поклажу или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее 20-30 минут. Дети все это время проводят вместе: в походе, в общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть, собирать ягоды, но делать все это молча.

Назначение этой игры двояко. Во-первых, каждый ее участник вне привычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался.

Во-вторых, за период молчания у каждого ребенка группы накапливается острая жажда общения.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения – все это слышится в оживленных разговорах детей после снятия «режима молчания». Дети настроены не по-обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъем. Этим и можно воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» - это форма группового общения. Одним из вопросов может быть: «О чем я думал, что переживал, пока длилось молчание?»

Игровой комплекс, созданный по мотивам известных сказок, сказочных историй, фантастических приключений.

В гостях у барона Мюнхгаузена

Вариант 1

По условиям игры в гостях у барона передают друг другу шляпу. Каждый рассказывает о каком-либо приключении (по договоренности – взятом из книги или придуманном).

Цель: убедить слушателей, во-первых, в достоверности рассказа, во-вторых, в том, что именно вы и есть настоящий барон.

Вариант 2

Выбираются два барона Мюнхгаузена и два их секунданта. Между баронами начинается словесная дуэль. Секунданты следят за правилами поединка.

Побежденным считается тот, кто не сможет предложить выдумку, достойную выдумки

«Мешок сюрпризов»

Ведущий кладет в этот мешок все, что угодно: камешки, детские игрушки, мелки, перышки, орехи, сучки, кусочки коры, воздушные шарики, детальки от конструктора и т.д.

Вариант 1

Играющие по кругу начинают рассказывать сказку, передавая в качестве эстафетной палочки мешок сюрпризов. Если какой-либо игрок не может продолжить начатое, то он, по условиям игры, достает из мешка какой-либо предмет и вплетает рассказ о нем в сказочное повествование.

Для играющих представляет интерес, во-первых, эффект неожиданности, во-вторых, двойная импровизация, так как надо подхватить и развить сюжетную линию, а также ее скорректировать.

Каждый игрок вытягивает по одному предмету.

Сказка рассказывается до тех пор, пока не достигает своего логического конца.

Вариант 2

Каждый из игроков по очереди вытягивает из мешка сюрпризов какой-либо предмет (или два-три предмета – по-договоренности) и рассказывает о нем (о них) сказку. По ходу повествования можно обратиться за помощью.

Вариант 3

Всем предлагается начало сказки. Затем каждый из играющих вытягивает по одному (два-три) предмета, после чего все пишут продолжение сказки. Затем получившиеся варианты зачитываются, сравниваются.

Каждый сочинитель может получить титул, например: автор самой веселой (грустной, разноцветной, радостной и т.д.) сказки.

«Волшебный клубочек»

Вариант 1

Ведущий, сматывая клубочек, кладет в его середину какой-либо предмет. Например, пуговицу, значок, брошь, конфетку и т.д.

Когда начинается игра, ведущий подходит к первому игроку и протягивает ему конец нити (которая становится зримой нитью повествования). Начинается сказка. Клубочек, находящийся в руках ведущего, становится все меньше и меньше, а переходящий из рук в руки все больше и больше; сюжетная линия при этом раскручивается и раскручивается. Постоянно увеличивающийся клубочек может пройти по кругу несколько раз. Наконец, когда в руках ведущего останется лишь маленький конец нити и то, что спрятано в середине, он все это вместе с правом закончит сказку передает последнему игроку, задача которого достаточно сложна: необходимо обнаруженный предмет включить в ткань сказочного повествования и, кроме того, довести дело до логического конца.

В награду за творческие усилия этот игрок получает то, что было спрятано в клубочке до поры до времени.

Вариант 2

Ведущий прячет в клубочке несколько записок, на которых могут быть написаны отдельные слова или целые предложения. Когда такая записка попадает в руки тому или иному игроку, он должен скорректировать сюжетную линию с учетом того, что в ней написано.

Приложение 2.

Примеры внеклассных занятий и фрагментов уроков.

Приложение 2.1.

Внеклассное занятие 1.

Тема: Как правильно писать письма.

Цель: обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написанию письма другу, родным, близким людям.

Оборудование: картинка с изображением почтальона; конверты с письмами; карточки с деформированным текстом письма; книги: С. Маршак «Почта», Я. Аким «Письмо Неумейке», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; С.И. Ожегов «Словарь русского языка»; таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.

Ход занятия

  1. Вводная беседа
    - Ребята! Догадайтесь, кто спешит к нам на занятие.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку –

Из Ташкента, Таганрога,

Из Ростова и Баку.

- В каких книгах вы встречались с почтальоном?

- Сегодня на урок пришел герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он говорит:

- Ребята, а вы знаете, что такое письмо? Давайте посмотрим в словаре. Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

II. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, будем учиться писать письма своим близким и друзьям.

III. Знакомство с видами писем.

- В сумке у почтальона Печкина несколько писем. Я прочитаю письма, а вы определите кто его написал.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек – Очень Полезный Горшочек.

                                 Твой Пух.

- Для чего написал Пух это письмо?

- Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

Я скоро заеду к вам.

                                                  До встречи!

                                                  Лягушка-путешественница.

- О чем пишет лягушка?

- Это письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

- Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

                          Черепаха Тортила.

- Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным.

- Какие бывают письма?

- Кому они могут быть адресованы?

IV. Знакомство со структурой письма.

Таблица «Как писать письмо»

Схема текста письма

Письмо

  1. Начало (зачин) письма:
    - обращение;
    - начальная фраза о состоянии переписки
  2. Основная часть письма:
    - сообщение о новостях

  1. Концовка письма:
    - вопросы адресату;
    - просьбы;
    - приветы;
    - прощание;
    - подпись;
    - дата и место написания

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо, очень рад. И вот пишу вам письмо.

Расскажу вам, как мне живется в летнем лагере. Живем мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем.

У меня много новых друзей…

Как вы живете? Как ваше здоровье? Очень прошу писать мне почаще. Передайте от меня привет…

До свидания. До скорой встречи.

                   Ваш сын Сергей

                  20 июня 2007 года

                     Г. Жуковка

- Письмо имеет три части: начало (зачин), основная часть, концовка.

- Рассмотрите таблицу, прочитайте текст письма.

- Какие части мы видим в письме?

- Что включает в себя начало?

- О чем говорится в основной части?

-Как завершается письмо?

V. Конструирование письма.

Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными частями письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

Проверка работы.

- Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?

VI. Итог занятия.

- Для чего люди пишут письма?

- Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?

- Хотите ли вы написать письмо своим родным или близким?

- Как бы вы начали письмо?

- Что бы вы написали в основной части?

- Как бы вы его закончили?

Внеклассное занятие 2.

Тема: Знакомство с жанром личного дневника.

Цель: познакомить с книгами, написанными в жанре личного дневника; выяснить, что пишут в личных дневниках, почему люди их ведут; формировать интерес к ведению личного дневника; воспитывать культуру выражения чувств.

Оборудование: книги Н. Носов «Дневник Коли Синицына», А. Алексин «Необычайные похождения Севы Котлова», М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи»; карточки с напечатанными отрывками из дневников.

Ход занятия.

  1. Вводная беседа
    - Мы с вами вели «тетради для разговора с самим собой».
    - Что мы в них записывали?
    - Эти тетради можно назвать вашими личными дневниками.
    - Знаете ли вы, что такое дневник?
    - А есть еще дневник, в который человек делает записи для себя. В этот личный дневник он записывает, что произошло за день, что его удивила, обрадовало или огорчило; отмечает, что удалось сделать, а что еще предстоит.
  2. Сообщение темы и целей занятия.
    - Сегодня мы познакомимся с разными дневниками, узнаем, как пишут личные дневники и для чего люди это делают.
  3. Знакомство с книгами, написанными в жанре личного дневника.
    - Сева Котлов – герой повести А. Алексина «Необычайные похождения Севы Котлова» - по совету мамы решил вести дневник. Какие советы дала мама Севы?
    10 ноября.
    …Вчера вечером, когда я слонялся без дела по квартире, мама сказала:
    - Займись-ка лучше дневником. Это очень хорошее дело! Каждый день записывай в тетрадку все самое важное. А когда-нибудь, через много-много лет, тебе будет очень интересно почитать ее своим детям или даже внукам, и вспомнить, как ты был маленьким. Только пиши о себе правду, ничего не сочиняй. А то тебе же самому будет неинтересно читать свой дневник, если в нем будет неправда…
    - Что нужно писать в личный дневник?
    - Зачем его ведут?
    - Почему в дневнике принято писать только о том, что было на самом деле?
  4. Чтение отрывков из дневников, беседа по прочитанному.
    - Прочитай записи. Можно ли их назвать дневником? Почему?
    2 сентября.
    …Окончательно решил стать хорошим учеником. Это нетрудно. Надо учить все уроки, читать дополнительную литературу, ходить в кружки…
    3 сентября.
    Ну и погода! Все небо в тучах. Они движутся, движутся… Между ними небо темное, голубовато-серое. Вдруг я увидел на краю облака серебряную полоску. На мгновение стало светло. Грянул гром. Ливанул дождь.
    8 сентября.
    Вчера у тети Тани был день рождения, я ее поздравил… Но, по-моему, мое поздравление было не такое теплое, как я хотел бы. Почему у меня так вышло, сам не знаю.
    - Почему автор этих записей описал именно эти события?
    Какие признаки дневника вы заметили?
  5. Обобщение.
    - Когда я вырасту и прочитаю свой дневник, вспомню, о чем я мечтала в детстве.
    - В дневнике буду записывать самые интересные события дня. Буду описывать свои переживания. Запишу то, над чем надо хорошо подумать.
    - Что решили ребята?
    - Мы тоже попробуем вести личные дневники. Нам поможет памятка.

Памятка.

  1. Возьми для ведения дневника тетрадь.
  2. Подпиши на обложке или на первой странице тетради:
           Мой дневник     2008 г.
  3. Перед каждой записью ставьте дату.
  4. Записывайте самое интересное, важное, волнующее.
  5. Рисунки очень кстати в дневнике.

Личный дневник никто не может читать без вашего разрешения.

Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.

Прочитайте книги, написанные в форме дневника. Они помогут вам научиться вести записи в своем личном дневнике: М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», Н. Носов «Дневник Коли Синицына».

Приложение 2.2.

Фрагменты уроков русского языка.

Фрагмент урока 1.

Тема: Твердые и мягкие согласные.

Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки, правильно произносить их в словах, обозначать на письме мягкость и твердость; развивать фонематический слух, связную речь через редактирование письма. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: таблица «Как писать письма», карточки с напечатанным письмом.

Этап практической работы по закреплению знаний и умений:

А) анализ и редактирование письма с использованием таблицы «Как писать письма»

- Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.

Текст письма.

                             Здравствуй, бабушка!

Мы живем хорошо. Не волнуйся все в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберезовика.

                                                                   До свидания.

                                                                                Таня.

- Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке приятно? (дорогая бабушка).

- Обращение должно быть ласковым. Тогда письмо принесет радость бабушке.

- О чем еще можно написать в начале письма?

- Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живем хорошо»? (пишет о хороших событиях в ее жизни)

- О чем еще можно написать?

- Что пишет Таня в конце письма?

- Что еще можно написать в концовке письма? (задать вопросы бабушке, поинтересоваться ее жизнью)

- Можно ли теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке? (До свидания, дорогая бабушка. Целую и обнимаю тебя)

Б) запись отредактированного текста на доске и в тетрадях

- Давайте запишем текст письма с нашими поправками.

- Прочитайте, какое письмо получилось. Почему?

В) грамматическое задание

- Подчеркните в тексте письма мягкие согласные.

- Какие гласные буквы написаны после мягких согласных?

Фрагмент урока 2.

Тема: Мягкий знак на конце слова.

Цель: закреплять умение обозначать мягкость согласных на конце слова с помощью мягкого знака. Развивать связную речь через восстановление деформированного текста письма. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: конверты с деформированным текстом письма, таблица «Как писать письма».

Этап практической работы по закреплению знаний и умений:

А) работа с деформированным текстом письма

Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

Здравствуй, сестричка Катя!  Привет, брат Игорь!  Решила тебе написать. Получил твое письмо.   У меня много новостей.    Мне купили щенка.

Скоро у меня каникулы.   Он такой забавный.    Я поеду в лагерь.  

Я поеду к бабушке в деревню.     Как ты живешь?   Какие у тебя новости?  Куда поедешь летом?        Передавай привет всем подружкам.      

Передавай привет Диме.      До скорой встречи.       Твоя сестра Лена.       Твой брат Сергей.

 Б) проверка выполненной работы

- Какими фразами вам бы хотелось дополнить письмо?

В) грамматическое задание

- В каких словах из текста письма есть мягкий согласный на конце слова?

- Как он обозначается на письме?

- В словах живешь и поедешь мягкий знак не обозначает мягкости, т.к. [ш] всегда твердый.

Фрагмент урока 3.

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цель: закреплять правописание слов с сочетаниями жи-ши. Развивать орфографическую зоркость, связную речь через упражнения с использованием образцовых текстов в жанре личного дневника. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: карточки с текстом в жанре личного дневника.

Этап практической работы по закреплению знаний и умений

А) анализ дневниковой записи

- В форме дневника написана забавная книга М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи». Вот, например, какие записи делал в своем дневнике кузнечик Кузя.

Суббота, 16 травгуста.

Сегодня совершил три благородных поступка.

Поступок первый.

Уступил место в траволейбусе одной пожилой мухе…

Поступок второй.

Прогнал двух комаров, которые к незнакомой букашке приставали и дергали ее за крылышки.

Поступок третий.

Научил своего маленького братца считать до десяти. Он сразу хныкать перестал – и знай себе ромашки считает. А мама не поймет в чем дело, удивляется.

Воскресенье, 13 цветября.

Это воскресенье я запомню на всю жизнь. Ведь с него-то и начались все мои необычайные приключения.

- Что вы можете сказать о кузнечике Кузе?

- Какие признаки дневника вы заметили?

Б) грамматико-орфографическое занятие

- Найдите и выпишите из текста дневника слова с сочетаниями жи-ши.

- Как нужно писать эти сочетания?

Фрагмент урока 4.

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща.

Цель: Закреплять правило правописания слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща.

Развивать навыки грамотного письма, развивать связную письменную речь через коллективное составление дневниковых записей. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Этап практической работы по закреплению знаний и умений.

А) составление коллективной дневниковой записи

- Зачем нужен личный дневник?

- О чем можно писать в личном дневнике?

- Сделаем все вместе общую дневниковую запись. О чем можно написать, чтобы каждый из нас это видел, чувствовал? (о погоде).

- Что будем описывать? (небо, солнце, мороз, снег).

- Какими словами это можно описать?

- Как сегодня погода повлияла на ваше настроение?

- Что вы чувствуете?

- Какими словами вы можете выразить свои чувства?

В результате получилась следующая дневниковая запись:

20 февраля.

Сегодня чудесная погода! Потеплело. Все небо затянуто темными тучами. Тихо идет снег. Снежинки медленно кружатся и падают на землю. Тишина. Хочется взять санки, лыжи и скорей на горку.

Б) грамматико-орфографическое задание

- Выпишите из текста слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Подчеркните эти сочетания.

- Вспомните, как они пишутся.

Фрагмент урока 5.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цель: закреплять знание пар звонких и глухих согласных, закреплять умение дифференцировать парные звонкие и глухие согласные; развивать фонематический слух, связную письменную речь через самостоятельное составление записи в личный дневник; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: карточки с напечатанными текстами в жанре личного дневника.

Этап практической работы по закреплению знаний и умений.

А) анализ дневниковых записей

- Сейчас мы понаблюдаем, как пишут личные дневники. Вы знаете, что читать чужие дневники без разрешения автора нельзя. Лена разрешила прочитать отрывки из ее дневника.

21 апреля.

В городе субботник. Мы убирали школьный двор. Некоторые ребята отлынивали. Поссорилась с Таней из-за пустяка в общем. Надо быстрее помириться.

3 мая.

Сегодня ой как не хотелось идти в школу! Хотелось еще поспать. Но противный будильник звонил и звонил.

В кружке Изо закончила чеканку. Подарю дедушке 9 мая. Мне очень хочется его порадовать.

- Что можно сказать о Лене?

- Почему дневник можно назвать личным?

- Какие признаки дневника вы заметили?

- Почему Лена описала именно эти события?

Б) самостоятельное составление записи в личный дневник

- Попробуйте сами вести дневник. Вспомните, что произошло с вами за последние два-три дня, какие поступки вы совершили, как вы их оцениваете. Сделайте одну запись в ваш личный дневник.

Литература.

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 316 с.
  2.  Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. – 1987. - № 6. – С. 32-37.
  3. Долгих Л.Ю. Развитие связной речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе коммуникативного подхода. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005. – 151 с.
  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. – 287 с.
  5.  Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. –212 с.
  6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2004. –230 с.
  7. Соловейчик М.С. Пишут ли в жизни сочинения и как писать их в школе? // Начальная школа. – 1996. - № 2. – С. 34-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей.

Данные методические рекомендации помогут учителям трудового обучения при реализации дифференцированного подхода  на уроках в коррекционной школе VIII вида. Методические рекомендации сгруппированы...

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях разве...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОВЗ.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь....

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью........