Главные вкладки

    Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей.
    методическая разработка на тему

    Данные методические рекомендации помогут учителям трудового обучения при реализации дифференцированного подхода  на уроках в коррекционной школе VIII вида. Методические рекомендации сгруппированы в соответствии с характером нарушения трудовой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации                                                                              по реализации дифференцированного подхода

    к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей

    При реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями  интеллекта необходимо:

    1. Создавать в группе атмосферу доброжелательности, товарищеской взаимопомощи (прежде всего, в отношении отстающих в учёбе).
    2. Соблюдать единство действий учителей в решении задач индивидуальной коррекции.
    3. Работать с семьёй.
    4. Предлагать доступные учебные задания и сокращать помощь с учётом продвижения ребёнка.

    Проводить дополнительные индивидуальные занятия и беседы с                      отстающими детьми.

    1. Использовать индивидуальные самостоятельные и контрольные  работы.
    2. Проводить диагностирующий контроль за продвижением школьников.
    3. Разбирать с обучающимися индивидуальные недостатки трудовой деятельности

    Методические рекомендации можно сгруппировать в соответствии с характером нарушения сторон трудовой деятельности.

    Целевая сторона

    1. Предварительно устно повторять пройденный учебный материал с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.
    2. Дополнительно повторять (закреплять) новый познавательный  материал.
    3. Учитывать темп восприятия нового познавательного материала              отстающими школьниками.
    4. Дифференцировать практические работы (изделия) по уровню сложности ориентировки и планирования.
    5. Дифференцировать сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путём объяснения и показа.
    6. Задавать наводящие вопросы в целях стимулирования усвоения цели (образ конечного результата труда) и плана работы.
    7. Расчленять при планировании сложного задания (изделия) на его более простые компоненты - сужать конечную цель работы.
    8. Дополнительно повторять первую операцию непосредственно перед началом работы.
    9. Использовать на рабочем месте учащегося наглядные пособия, облегчающие ориентировку в задании и планирование.
    10.  Уточнять формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся, в более общей форме при обращении к отстающему школьнику.
    11.  Дифференцировать требования к полноте и точности усвоения теоретического материала в зависимости от его объективной сложности. Более простой материал слабые дети должны усваивать на высоком уровне.
    12.  Первоначально воспроизводить слабыми школьниками учебный материал в том виде, в котором он изучался (без вариативности условий).
    13.  Предоставлять отстающим детям больше времени для обдумывания ответа.
    14.  Использовать приёмы, стимулирующие концентрацию внимания.                                        
    15.  Работать с элементами демонстрационной технологической карты.
    16.  Отвечать на вопрос с использованием наглядного материала.
    17.  Дополнительно воспринимать материал со слов хорошо успевающих детей.
    18.  Проводить индивидуальную проверку знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работы.
    19.  Развивать умения выделять основную трудность в предстоящей  работе.
    20.  Активизировать сравнения, установление сходства и различия,                    аналогии.
    21.  Поэтапно формировать умственные трудовые действия.
    22.  Активизировать связи между изучаемым и ранее пройденным   материалом.
    23.  Обеспечивать межпредметные связи.
    24.  Применять дидактические игры.
    25.  Подбирать ответ на вопрос из текста учебника.
    26.  Вовлекать в рассуждение.

    Исполнительная сторона

    1. Выполнять предварительное (перед включением в комплексную  работу) практическое повторение приёмов труда.
    2. Дифференцировать трудовые задания по уровню сложности                         исполнения.
    3. Использовать таблицы с алгоритмическими описаниями выполнения приёмов работы.
    4. Применять таблицы с наглядным изображением основных положений выполнения приёмов работы.
    5. Обучать сложному трудовому приёму по отдельным компонентам.
    6. Повышать требования к качеству и темпу исполнительских действий в соответствии с развитием индивидуальных способностей воспитанников.
    7. Оценивать индивидуальную работу не только за качество, но и за правильность исполнения.
    8. Применять специальные упражнения на формирование нужного темпа и ритма рабочих действий (движений).
    9. Организовывать пооперационный контроль за работой слабых                 школьников.
    10.  Активизировать действия самоконтроля (напоминание, включение контрольных действий в план работы, совместный контроль с  учителем).
    11.  Осуществлять индивидуальное (дополнительное) обучение самоконтролю выполняемых действий и их результатов.
    12. Указывать на предстоящие трудности в работе и возможные ошибки, связанные с организацией трудовых движений и действий.
    13.  Корректировать недостатки в развитии необходимых в труде двигательных качеств: силы, быстроты и ловкости.
    14. Осуществлять контроль за исполнительными действиями слабого школьника со стороны более сильного.
    15.  Более часто показывать приёмы исполнения слабому ребёнку.
    16.  Внушать школьнику мысли, что он может овладеть сложным для него приёмом работы.
    17.  Задавать наводящие вопросы, помогающие установить причинно-следственные связи в практической работе и активизирующие действия самоконтроля.
    18.  Откладывать переход к усвоению более сложных технологических операций, если не усвоены более простые.

    Энергетическая сторона

    1. Осуществлять оптимальный, учитывающий индивидуальные возможности школьника уровень требовательности со стороны учителя.
    2. Дифференцировать учебные задания по объёму физической работы в соответствии с уровнем выносливости ребёнка.
    3. Использовать сохранные качества личности для развития положительного отношения к занятиям в учебной мастерской (например, временное переключение на работу, которая больше нравится и лучше получается).
    4. Нейтрализовывать  неблагоприятные влияния.
    5. Стимулировать учебно-трудовую деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
    6. Тормозить развитие отрицательных свойств путём разъяснения, порицания, определения срока выполнения трудового задания, использования коллективного мнения обучающихся группы.
    7. Вытеснять мотивы нежелания обучаться труду с помощью формирования положительных мотивов учебно-трудовой деятельности.
    8. Стимулировать повышения темпа работы торпидных учащихся.
    9. Развивать необходимые в труде волевые свойства.
    10.  Подключать родителей к формированию у детей необходимых в труде этических норм.
    11.  Организовывать постоянные выставки завершённых работ школьников.
    12.  Оценивать работы воспитанников с учётом их способностей в трудовой деятельности.
    13.  Использовать, наряду с индивидуальной, коллективную оценку показателей работы.
    14.  Обращать внимание  группы к положительной оценке первых успехов отстающего ребёнка.
    15.  Положительно оценивать прошлые успехи школьника для активизации его волевых качеств на преодоление трудностей в текущей работе.
    16.  Развивать интерес к данному виду труда.
    17. Организовывать практическую работу, включающую взаимную зависимость детей в процессе получения конечного результата труда.
    18.  Привлекать лидеров ученического коллектива к воспитанию необходимых в труде моральных качеств воспитанников.
    19.  Соблюдать такт учителя в общении с обучающимися.
    20.  Формировать у школьников убеждённость в необходимости учения, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, добросовестности и других моральных качеств, необходимых в учебно- трудовой деятельности.
    21.  Обеспечивать постоянную занятость детей на занятиях по труду.
    22.  Обеспечивать полноценный отдых на переменах.
    23.  Временно переключать на выполнение другого задания в случае острого переживания неудачи в работе.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

    Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

    Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

    Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

    Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

    Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

    Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

    Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

    Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

    Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

    Методические рекомендации по написанию курсовых работ для обучающихся с нарушением слуха специальности 43.02.14 Гостиничное дело

    Методические рекомендации по написанию курсовых работ для обучающихся с нарушением слуха специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

    Методические рекомендации по организации работы с родителями детей с нарушением системы саморегуляции, в том числе с (СДВГ)

    В   пособии сформулированы отве­ты на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей, дети которых страдают нарушениям саморегуляции деятельности, в том числе и синдромом дефицита внима...