Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».
учебно-методический материал на тему
Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.
Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание учащихся.
Огромное значение чтения для развития речи детей, которая обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения по всем предметам школьного плана.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 311.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла
по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».
Докладчик: учитель русского языка Андреева Л.В.
2013-2014 учебный год
Вступление
Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.
Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание учащихся.
Огромное значение чтения для развития речи детей, которая обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения по всем предметам школьного плана.
Новое название предмета – «Чтение и развитие речи» предполагает, прежде всего, развивающий и воспитывающий характер чтения, требует идейного содержания каждого урока, насыщенностью его мыслями и чувствами, формирование у учащихся знаний преимущественно в виде правильных образных представлений об окружающем мире. Поэтому в учебники включены главным образом правдиво отражающие жизнь высокохудожественные произведения литературы и фольклора, сокращено до минимума количество научно - популярных статей. Необходимо при определении идеи произведения обращать внимание учащихся на средство её выражения: приёмы изображения персонажей и природы, особенности языка, построения произведения.
Так, при чтении рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы» дети, определяя идею произведения – автор уважает Ваню и дедушку за любовь к природе и животным, ведут наблюдение за построением произведения (почему автор только в конце текста повествует о причинах обожжённых лапах у зайчика?), ищут в речи старика подтверждения его умного и любовного отношения к природе, т.е. образным содержанием подтверждают его идею. Весь процесс работы над текстом должен учить выделять главную мысль произведения.
Очень важно создание эмоциональной настроенности детей, активного восприятия произведения, что ведёт к умению определить своё отношение к прочитанному. В процессе работы рекомендуются экскурсии, наблюдения, встречи, но главным источником познания и восприятия на уроке является само произведение. Поэтому основным занятием на уроках является чтение и работа над текстом.
Анализ произведения
Необходимо ежеурочно учить детей анализировать текст.
Развитие процесса мышления на уроках развития речи – это образные представления отдельных моментов произведения;
- выявление смысловых связей,
- оценка поведения действующих лиц,
- определение главной мысли произведения крайне важно для развития познавательных способностей.
Вся эта деятельность учащихся по ходу урока проявляется в различных речевых формах:
- Словесное рисование;
- беседа;
- формулирование основных мыслей отрывков;
- пересказывание;
- свободные высказывания детей и т. д.
Одним из этапов в системе работы по развитию описательно – повествовательной речи учащихся является СЛОВАРНАЯ работа.
Значение слов. Работа и принцип её проведения.
На уроке чтения и развития речи как правило, не выделяется отдельного этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного восприятия содержания текста.
В процессе чтения дети встречаются не только с новыми словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного (в долгу не останутся, ты мне, я тебе) или книжного (жизнь заиграла, преобразуют природу…) употребления.
Воспитание чуткости к слову, умение почувствовать точность и красоту образных выражений (…«сквозь сеть алмазную зазеленел восток, белые подснежники чуть – чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька – звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. К. Паустовский « Стальное колечко»), объяснение этих выражений в связи со всем содержанием – всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя. Не менее важна и другая сторона словарной работы – обогащение активного словаря школьника. С этой целью учителю нельзя ограничиваться только объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но и стараться вводить в речь учащихся эти слова, создавать потребность употребления этих слов на всех этапах урока, также вне урока (употребление пословиц, поговорок, примет).
Необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей, связанными с этим словом. Если их нет или они недостаточны, учитель показывает предмет, даёт его изображение или достаточно яркое описание.
В тексте отбираются наиболее важные слова для первоочередного усвоения. Так, в передаче содержания «Гибель Титаника» важнейшими являются слова: айсберг, лайнер, палуба, шлюпки, паника, хладнокровно, мужественно, громкий – пронзительный, сорвался – побежал и т.д. для понимания сюжетной ситуации. Обязательное требование к словарной работе – это восприятие слова в контексте, например глагол «клюёт» встречаем в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку».
Виды словарных работ разнообразны. Для раскрытия значения слов существует немало приёмов:
- наблюдение предмета в естественной обстановке;
- рассматривание на картине или рисунке;
- объяснение слов с помощью синонимов: (корысть – выгода; рать – войско; на волос – ничуть).
К такому подбору синонимов привлекаем учащихся вопросом:
- «как сказать иначе?», «каким словом заменить?».
Встречаясь с идиомами и другими неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни глянь – везде; мириться с судьбой – покориться, терпеть; насмотреться не могут – любуются.
В системе работы над развитием образной речи является наглядность, согласно которой обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
Применение наглядности многообразно:
- Непосредственные наблюдения окружающей жизни;
- Наблюдения на экскурсиях;
-Собранные учащимися коллекции, гербарии;
-Театр, кино, худ. картины, иллюстрации к произведениям, портреты выдающихся людей.
Иллюстрации к тексту используют обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовки пересказа, обобщающей беседе. Например, рассматривание картинки, на которой изображён Тёма в колодце (5 класс) даёт начало для беседы: «Вспомним, что пережил Тёма в колодце». Это помогает дать оценку поведения Тёмы, определить его отношение к Жучке.
Творческие работы, изобразительные работы (рисунки, лепка, макеты) обычно используют после чтения и анализа произведения, при подготовке к самостоятельному пересказу.
Первичное восприятие произведения-
очень важный этап урока. От того, насколько глубоко чтение затронуло эмоциональную сферу читателя, насколько ярки образы произведения в представлении детей, какие мысли оно возбудило, зависит активность учащихся при анализе произведения.
Рекомендуется читать художественное произведение на уроке полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие образов. Известно, что хороший чтец- лучший истолкователь. Через выразительное чтение слушателю становится явным авторский замысел, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Поэтому для первичного знакомства детей с некоторыми произведениями (эмоциональный рассказ, стихотворение, басня, поэтическое описание природы) рекомендовано чтение или прослушивание фонохрестоматии.
Далее следует проверка восприятия произведения, которая обязательна. В зависимости от характера произведения и уровня развития уч-ся ставятся вопросы различной трудности, но цель их всегда одна – помочь детям целостно охватить реальное содержание прочитанного самому учителю убедится, правильно ли дети поняли содержание, узнать, что взволновало их.
Необходимо, чтобы дети задавали вопросы о прочитанном: что не поняли; что обозначает то или иное слово; почему это произошло и т. д. Учитель объясняет сам или предлагает объяснить товарищам.
В ходе последующей беседы идёт подготовка к пересказу (этапы: деление на логические части, озаглавливание, составление плана).
Значение пересказывания. Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного. Значение пересказов для развития речи огромно. Важным требованием к пересказу является его выразительность.
Живость, естественность интонаций при пересказе является лучшим показателем того, что ученик понял и усвоил содержание текста.
Пересказ обычно проводится после повторного громкого или самостоя -
тельного чтения и составления плана.
Возможен пересказ статьи в процессе чтения по частям. Хорошо подготовленный пересказ может быть вступлением к обобщающей беседе.
Виды пересказов. По объёму содержания пересказ может быть полным и частичным. Может давать один ученик ( при малом объёме текста); либо активно участвует весь класс: любой ученик готовится продолжить пересказ по указанию учителя.
По степени детализации различаются пересказы подробные и сжатые. Последние более трудны, т. к. требуют большой аналитико - синтетической работы (отбирается основное, отбрасываются детали) и синтетические изменения (например, замена прямой речи косвенной, передача диалога одной фразой).
Не все прочитанные произведения следует пересказывать. Басни и лирические стихотворения, сказки в стихах нельзя пересказывать. Произведения диалогической формы («Огурцы» Н. Носова) полезнее живо прочитать лишний раз по ролям, чем допускать путаную и неряшливую передачу прямой речи.
Но небольшой диалог встречается в каждом рассказе. Поэтому следует показывать учащимся возможности передачи содержания прямой речи в форме простого предложения или предложения сложного с одним придаточным. В цепи обучающих упражнений очень важен пример учителя (пересказ правильный и выразительный), а также пересказы по самостоятельно составленному плану.
Опора на план при подготовке пересказа повышает заинтересованность учащихся и улучшает качество пересказа (читательские дневники).
Заключение
Чтение художественных произведений, анализ, пересказ, беседы, чтение по ролям – способствует развитию живой мысли учащихся, у них появляется желание рассказать о своих наблюдениях, самим сочинить маленький рассказ и передать свои мысли письменно (сочинение 7 класс: «Гибель Титаника», отзывы о прочитанном произведении с иллюстрациями).
Приложение
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
Я ЧИТАЮ КНИГИ ИЗ:
1.Школьной библиотеки
2.Домашней библиотеки
3.Городской библиотеки
4.Беру у друзей
Я ЧИТАЮ, ПОТОМУ ЧТО:
1.Нечего делать
2.Интересно
3.Нужно для школы
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЖАНР:
1.Фантастика
2.Приключения
3.Повести
4.Сказки
5.Истории с продолжением
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ.
МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ. ПОЧЕМУ?
ТЫ ДОЧИТЫВАЕШЬ КНИГИ ДО КОНЦА? ЕСЛИ НЕТ ТО ПОЧЕМУ?
Я НЕ ЧИТАЮ, ПОТОМУ ЧТО:
1.Не интересно, скучно
2.Нет времени
3.Лень
ТВОИ ПОЖЕЛАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"
Сенсомоторная развитие один из ведущих факторов развития ребенка....
Выступление на методическом объединении учителей предметов гуманитарного цикла по теме
Выступление на МО учителей предметов гуманитарного цикла на тему:«Сайт учителя в интернете – новая форма саморазвития и методической работы педагога в современной школе». Создание сайта позволило...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...
Выступление на школьном методическом объединение учителей естественно-математического цикла на тему: "Современные проблемы в преподавании информатики"
Выступление на: "Современные проблемы в преподавании информатики"...
Выступление на методическом объединение учителей естественно-математического цикла на тему: " Современный урок информатики"
Выступление на методическом объединение учителей естественно-математического цикла на тему: " Современный урок информатики"...
