Генетические задачи
материал для подготовки к егэ (гиа)

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_letalnostyu_genov.docx134.42 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ С ЛЕТАЛЬНОСТЬЮ ГЕНОВ

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИЗ ПОСОБИЯ РОХЛОВА 2020

Летальные аллели (также летали) —аллели (рецессивные в гомозиготе-аа или доминантные в гомозиготе –АА), вызывающие гибель организма на определённых этапах развития. Например, у лисиц А- платиновая окраска, но никогда невозможно вывести породу гомозиготных платиновых лисиц, так как в гомозиготе вызывают гибель. У мышей ген У- желтая окраска, но не бывает гомозиготных желтых, так как в гомозиготе вызывают гибель.

Примечание: когда пишем в ответе генотипы и фенотипы потомства,

никогда не указываем погибших в эмбриональный период!!!

https://pdnr.ru/studopediaru/baza28/3217043956866.files/image001.png https://pdnr.ru/studopediaru/baza28/3217043956866.files/image002.png

 Если гибель вызывают АА Родители:  АаВв х АаВв Расщепление по фенотипу: 6:3:2:1

G

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ гибель

ААВв гибель

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв гибель

ААвв гибель

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

Если гибель вызывают аа Родители:  АаВв х АаВв Расщепление по фенотипу: 9:3 или 3(ДД):1 (1ДР )  

G

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

Аавв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ гибель

ааВв гибель

ав

АаВв

Аавв

ааВв гибель

аавв гибель

 

Если гибель вызывают аа  Родители:  АаВв х АаВв Расщепление по генотипу: 1:2:2:3:4 1ААВВ: 2ААВв: 2АаВВ:3Аавв: 4АаВв

G

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

 ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

Аавв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ гибель

ааВв гибель

ав

АаВв

Аавв

ааВв гибель

аавв гибель

Если гибель вызывают АА Родители:  ♀ АаВв × ♂ Aавв Расщепление по фенотипу:2:2:1:1(1:2:1:2)

АВ

Ав

аВ

ав

ААВв гибель

AАвв  гибель

AaBв ДД

Aaвв ДР

ав

AaBв ДД

Aaвв ДР

aaBв РД

aaвв РР

Фенотип: 2 ДД: 2 ДР:1 РД:1 РР

Если гибель вызывают АА Родители:  ♀ АаВВ × ♂ Aавв Расщепление по фенотипу: 2:1

Ав

ав

AАВв  гибель

AaВв ДД

аВ

AaВв ДД

aaВв РД

Фенотип: 2 ДД:  1РД

№1.ВАРИАНТ 24. (Рохлов 2020).28. При скрещивании двух дрозофил с каплевидными и нормальными глазами в потомстве было получено 21 муха с каплевидными глазами и 19 мух с нормальными. При скрещивании двух мух с каплевидными глазами в ,потомстве было получено 38 мух с каплевидными глазами и 20 мух с нормальными глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Как наследуется признак каплевидных глаз? Объясните полученное во втором скрещивании расщепление.

№2.ВАРИАНТ №1.28. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В)развивается только у гомозиготкороткий хвостразвивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

№3.2019. 28. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов. В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

№4.2019. 28. У уток признаки хохлатости и оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов. В первом скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с шелковистым оперением селезней получилось расщепление по фенотипу 2:2:1:1. Во втором скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с шелковистым оперением селезней получилось расщепление по фенотипу 2:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.

№5.2019. 28. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном(ВВ) состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном (Вв) - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития.

В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом.

Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.

№6.ДОСРОЧНЫЙ 2020. ВАРИАНТ №2. 28. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.

Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании. 

№7.ВАРИАНТ 30(Рохлов 2020). 28.Окраска шерсти у овец контролируется геном, который в гетерозиготном состоянии обусловливает серую окраску, в гомозиготном рецессивном - чёрную окраску, в гомозиготном доминантном -гибель овец на эмбриональной стадии развития. Гены наличия рогов (В) и окраски шерсти наследуются независимо. Скрестили серую рогатую овцу с серым комолым самцом. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Объясните полученное фенотипическое расщепление в потомстве.

СГ.28. При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями и нормальными ногами и самца с нормальными крыльями и укороченными ногами в первом поколении было получено 13 мух, имевших загнутые крылья, нормальные ноги, и 15 мух, имевших нормальные крылья и ноги. Для второго скрещивания взяли самцов и самок с загнутыми крыльями, нормальными ногами. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"      Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...