Сцепленное наследование.
материал для подготовки к егэ (гиа)
Предварительный просмотр:
Сцепленное наследование. Кроссинговер.
1.Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?
2. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
3. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
4.При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.
5. Скрестили двух мух дрозофил: с серым телом и нормальными крыльями и с чёрным телом и редуцированными крыльями. В первом поколении всё потомство имело серое тело и нормальные крылья. Самок из F1 скрестили с самцами, имеющими чёрное тело и редуцированные крылья. В результате было получено 4 фенотипических класса: 44, 12, 15 и 45 мух. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех родительских особей и потомков. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Сцепленное наследование. Кроссинговер.
1.Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?
Пояснение.
А — прямая шерсть,
а — извитая шерсть,
В — нормальная длина шерсти,
в — длинная шерсть.
I. По фенотипу: Р♀ извитая нормальной длины шерсть х ♂ прямая длинная шерсть
По генотипу: Р♀ааВВ х ♂ААвв
♀аВ/ ♂Ав/
По геноотипу F1: АаВв
По фенотипу F1: прямая шерсть нормальной длины.
II. По фенотипу: Р♀ прямая шерсть нормальной длины х ♂ извитая длинная шерсть
По генотипу: Р♀ АаВв х ♂ аавв
G ♀АВ ♀аВ/ ♀Ав/ ♀ав ♂ ав
По генотипу F2: АаВв:ааВв:Аавв:аавв
По фенотипу F2: 10% прямая шерсть нормальной длины:40% извитая шерсть нормальной длины:40% прямая шерсть, длинная шерсть:10% извитая шерсть, длинная шерсть
т.к. расщепление не 25%:25%:25%:25%, то речь идет о сцепленном наследовании с нарушением сцепления в результате кроссинговера.
Ответ: 1) Родители потомства первого поколения имеют генотипы ааВВ; ААвв.
2) Родители потомства второго поколения имеют следующие генотипы: самка АаВв, самец аавв.
3) Генотипы F2 таковы: АаВв, ааВв, Аавв, аавв.
4) Здесь закон сцепленного наследования с кроссинговером и нарушение сцепления в результате кроссинговера.
5) 4 фенотипические группы сформировались из-за того, что генотип АаВв дал 2 гаметы в результате сцепленного наследования (аВ/, Ав/), а 2 гаметы в результате кроссинговера (АВ, ав).
Данные 4 гаметы в сочетании с ав дают 4 фенотипические группы в потомстве.
2. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение.
Дано:
А – высокие
а – карликовые
В – округлые
b — грушевидные
♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное высокое растение с округлыми плодами
♂ ааbb — карликовое растение с грушевидными плодами
В потомстве получаем 39 — высоких растений с грушевидными плодами (А_bb) и 40 — карликовых с округлыми плодами (ааВ_) и 12 растений высоких с округлыми плодами (А_В_); 14 — карликовых с грушевидными плодами (аа bb).
Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки высокие – грушевидные (Аb) и карликовые – округлые (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
Р1: ♀Аb//аВ х аавв
G: ♀Аb ♂ав
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 39 — высоких растений с грушевидными плодами
аа Вb — 40 — карликовых с округлыми плодами
Аа Вb — 12 — высоких с округлыми плодами
аа bb — 14 — карликовых с грушевидными плодами
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — высоких растений с грушевидными плодами
аа Вb — карликовых с округлыми плодами
Аа Вb — высоких с округлыми плодами
аа bb — карликовых с грушевидными плодами
В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.
3. При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение.
Дано:
А – гладкие
а – морщинистые
В – окрашенные
b — неокрашенные
♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное растение с гладкими окрашенными семенами
♂ ааbb – с морщинистыми неокрашенными семенами
В потомстве получаем 1490 — с гладкими неокрашенными (А_bb) и 1500 — с морщинистыми окрашенными (ааВ_) и 100 гладкими окрашенными семенами (А_В_); 110 — с морщинистыми неокрашенными (аа bb).
Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки гладкие – неокрашенные (Аb) и морщинистые – окрашенные (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
Р1: ♀Аb//аВ х ааbb
G: ♀Аb ♂аb
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 1490 — с гладкими неокрашенными
аа Вb — 1500 — с морщинистыми окрашенными
Аа Вb — 100 — гладкими окрашенными семенами
аа bb — 110 — с морщинистыми неокрашенными
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — с гладкими неокрашенными
аа Вb — с морщинистыми окрашенными
Аа Вb — гладкими окрашенными семенами
аа bb — с морщинистыми неокрашенными
В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.
4.При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.
Пояснение.
Дано:
А — с усиками
а — без усиков
В — яркие цветы
в — бледные цветы
Р1 ♀ ААВВ — с усиками на побегах и яркими цветками
♂ аавв — без усиков на побегах с бледными цветками
F1 А?В? — с усиками и яркими цветками.
Р2
Гибрид из первого скрещивания - А?В? — с усиками и яркими цветками
аавв — без усиков на побегах с бледными цветками — т.к. анализирующее скрещивание, это скрещивание с рецессивной дигомозиготой.
F2
323 с усиками и яркими цветками,
311 без усиков и с бледными цветками,
99 с усиками и бледными цветками,
101 без усиков и с яркими цветками
Схема решения задачи включает:
1) Р1 ♀ ААВВ х ♂ аавв (так в первом поколении расщепления не было)
Гаметы ♀ АВ ♂ ав
F1 AaBв
100% дигетерозиготы с усиками и яркими цветами
2) Анализирующее скрещивание. Т.к. в потомстве нарушается расщепление 1:1:1:1, значит, гены АВ/ ав/ сцеплены -
определяем это по числу некроссовертных особей (их должно быть больше 323 и 311).
Р2 ♀ AаBв × ♂ аaвв
Гаметы ♀АВ/, ♀ Ав, ♀аВ, ♀ ав/ и ♂ав/
F2 АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), ааВв (101 без усиков и с яркими цветками)
Таким образом, малочисленное потомство 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками появилось в результате кроссинговера.
Ответ:
Определите генотипы родителей первого скрещивания: ААВВ, аавв
Генотип потомства первого скрещивания: АаВв
Генотипы родителей второго скрещивания: АВ//ав, ав//ав
Генотипы потомства второго скрещивания: АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), ааВв (101 без усиков и с яркими цветками).
Формирование четырёх фенотипических групп в потомстве объясняется тем, что признаки с усиками-яркие цветы и без усиков-бледные цветы сцеплены, но сцепление неполное и у особи АаВв идет процесс кроссинговера.
5. Скрестили двух мух дрозофил: с серым телом и нормальными крыльями и с чёрным телом и редуцированными крыльями. В первом поколении всё потомство имело серое тело и нормальные крылья. Самок из F1 скрестили с самцами, имеющими чёрное тело и редуцированные крылья. В результате было получено 4 фенотипических класса: 44, 12, 15 и 45 мух. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех родительских особей и потомков. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
Так как при скрещивании двух мух дрозофил: с серым телом - нормальными крыльями и с чёрным телом - редуцированными крыльями в F1 получили 100% потомства имело серое тело и нормальные крылья, значит, признаки серое тело и нормальные крылья — доминантные, и по правилу единообразия гибридов первого поколения: ♀ААВВ; ♂ ааbb
Дано:
А — серое тело
а — черное тело
В — нормальные крылья
b — редуцированные крылья
Р1 ♀ААВВ — серое тело и нормальные крылья
♂ ааbb — чёрное тело редуцированные крылья
F1 AaBb — 100% серое тело и нормальные крылья
Р2 ♀F1 AaBb
♂ ааbb — чёрное тело редуцированные крылья
F2 4 фенотипических класса: 44, 12, 15 и 45 мух.
т.к. в F2 нарушено независимое наследование, значит, гены отвечающие за с серое тело и нормальные крылья наследуются сцеплено, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
1) Генотипы родителей ♀АВ//АВ × ♂ ав//ав
G АВ/ ав/
F1 АВ//ав Серое тело, нормальные крылья
G АВ/, ав/
2) Р2 ♀АВ//ав × ♂ ав//ав
G ♀АВ/♀ ав/ ♀Ав ♀аВ ♂ав/
F2
АВ//ав — серое тело, нормальные крылья (44 или 42)
ав//ав — чёрное тело, редуцированные крылья (42 или 44)
Аавв — серое тело, редуцированные крылья (12 или 15)
ааВв — чёрное тело, нормальные крылья (15 или 12)
2) Р1 ♀ААВВ ♂ ааbb (или ♀АВ//АВ ♂ ав//ав)
Р2 ♀АаВв ♂ ааbb (или ♀АВ//ав ♂ ав//ав)
F1 АВ//ав Серое тело, нормальные крылья 100%
F2
АВ//ав — серое тело, нормальные крылья (44 или 42)
ав//ав — чёрное тело, редуцированные крылья (42 или 44)
Аавв — серое тело, редуцированные крылья (12 или 15)
ааВв — чёрное тело, нормальные крылья (15 или 12)
3) Гены А и В (а и в) наследуются сцепленно, т. к. расположены в одной паре гомологичных хромосомно, но не полностью. Появление 4 фенотипических классов объясняется процессом кроссинговера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Презентация "Сцепленное наследование"
Объяснение темы "Сцепленное наследование" наглядно, с помощью анимаций можно провести используя презентацию....
Урок на тему: "Сцепленное наследование генов"
конспект урока с презентаций, представляет собой изучение нового материала...
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана.
Презентация по генетике для 9 класса....
Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности
Разработка урока по теме "Генетика"...