Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
    методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

     

    Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc70.5 КБ
    Office presentation icon genetika_pola.ppt632 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 Конспект учебного занятия.

    Предмет:     Математика и Окружающий мир - интегрированный курс.  

    Место занятия в структуре общеобразовательного процесса:  Урок по учебному плану.

    Тема занятия:   « Решение задач на движение. Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Обобщающий урок по теме «Растения и животные леса, луга, водоема».  

    Форма урока:  Урок – путешествие.    

    Цель:  1. Закреплять знания между величинами S, t,  V    с помощью решения задач.

                 Обобщить знания о природных сообществах.

               2. Продолжить работу по развитию умения умножать числа, оканчивающиеся нулями, обобщать. Развивать речь учащихся.    

               3.  Пробуждать интерес к предметам через дидактическую игру и логические задания.

    Оборудование:    М.И.Моро «Математика» 4 класс, карточки для парной работы, компьютер, мультимедийный проектор ,экран,  авторская работа (Ческидова Татьяна Николаевна) – презентация «Интегрированный урок математика и окружающий мир»

    Ожидаемые результаты:  Повышение мотивации к обучению.

                                                   Пробуждение интереса к предметам.

     Этапы урока: 1. Организационный момент: -        -    2мин.

                             2. Актуализация опорных  знаний:   -    8мин.

                             3. Путешествие по сообществам      -   30мин.

                             4. Подведение итога урока,

                                           рефлексия                              -    5мин.

    Ф.И.О. учителя. Должность. Место работы. Ческидова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов МОУ «Русскотеченская СОШ».

                                 

                                               Ход урока.

    I.  Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока и постановка задач.

            - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы./слайд№2/    

              А куда отправимся, мы узнаем чуть позже, когда расшифруем эти слова.

    III. Устный  счет.  

                 - На этих карточках зашифрованы слова. Шифр для разгадки дан ниже.

                  (Дети считают выражения, подставляют буквы  и называют слова./ слайд №3/

                  - Какие получились слова? ( сосна, клевер, рогоз)

                  - Что они обозначают?  (это растения)

                  -  Где они растут? (в лесу, на лугу, на болоте)

                  -  Кто как думает, где мы сегодня побываем? (слайд № 4)    

    IV. Путешествие по природным сообществам.

     - Давайте выберем вид транспорта (слайд № 5) на котором отправимся в путешествие.

    -  Мы выбираем самолет (слайд № 6)

             Задача: «Этот самолет летел 3 часа со скоростью 220 км/ч. Найдите расстояние». (Работают карточки-помощники  для нахождения S)  Проверка.

      - На этом самолете мы произвели посадку на лугу.

      - Какие растения мы там встретили? (слайд №7) – появляются растения.

      - А кто скрывается в густой траве луга? (появляются животные – обитатели луга

        (слайд №7).

     -  А много ли на лугу насекомых? Давайте попробуем посчитать.  ( На экране появляются выражения на нахождение произведения чисел, оканчивающихся нулями). Слайд №8

     / Проверка слайд № 8)

    - Удалось ли вам посчитать всех насекомых на лугу? (ответы детей)

    - Ребята, так что такое лес? ( Дети делают вывод: - это природное сообщество с травянистыми растениями, мелкими животными и насекомыми.

    - Мы продолжаем свое путешествие и прибываем в лес(слайд № 9).

    - Кто как считает, на чем мы туда прибыли? (появляется – поезд).

      Решение задачи:      «Мы проехали на поезде 270 км, со скоростью 90 км/ч. Сколько времени были в пути?»

    - Как найти время, если известно расстояние и скорость? (Ответы детей)

    - Решите задачу. ( с последующей проверкой слайд № 10)

    - Какие деревья растут в этом лесу? (слайд № 10 – березы, осины, сосны)

      Решение задачи  

    «В лесу растет 3386 деревьев. Осин – 235, их в 6 раз меньше, чем берез, остальные сосны. Сколько сосен в лесу?

    (Анализ задачи, решение учеником у доски)

     - Что узнаем сначала? (берез)   1410

     - Что узнаем после этого? ( берез и осин вместе)  1645

    - Теперь что узнаем? (сколько сосен)    741

    - Как называется лес в котором растут сосны? (сосновый, а еще? – Бор, Тайга)

    - А каких животных можем встретить в лесу? (ответы детей – слайд № 11)

    - Давайте сделаем вывод.  Что такое лес? Это природное сообщество в которое входят деревья, кустарники, травы, там обитают животные.

    - А как вы думаете, почему мы в лес отправились на поезде?

     V.  Физминутка.

             (На болоте две лягушки

             Две зеленые лягушки

             Рано утром умывались

             Полотенцем растирались

             Ручками -  хлопали

             Ножками - топали

             Вправо - влево  наклонялись

             И обратно возвращались).

    - На чем мы продолжаем свое путешествие? (на автомобиле)

    - Куда мы прибыли? (на водоем, слайд № 12)

           «За 3 часа этот автомобиль проходит расстояние 240 км, до водоема – 160 км. Найдите время путешествия». (Анализ задачи, на экране появляются формулы помощники:

                  V = S : t,     t = S : V)  Работа в парах.

    - Посмотрите на водоем, какой он – искусственный или естественный?  Почему?

    - Какие растения населяют водоем? (камыш, рогоз, кувшинки, кубышки). Слайд №12

    - Какие птицы чаще всего встречаются? (гуси, утки, лебеди) Слайд №12  

    - Какие это птицы? (водоплавающие)

    - Какая их особенность? (широкий клюв, лапки с перепонками, плотное оперение).

    - Чем они питаются?   (лягушками, рыбами, насекомыми) Слайд №12

    - Так что такое водоем? (Водоем – это природное сообщество с разным растительным и животным миром)

    VI. Итог урока, рефлексия. Определите по природным сообществам. Слайд № 13

              Спасибо за урок. Слайд № 14.

       


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    I . Терминологическая разминка Продолжите мои мысли… наука о наследственности и…….. основоположник науки генетики… основной метод генетики…….. парные гены………………….. взаимоисключающие признаки….. признак, который подавляется…… преобладающий признак…………. совокупность всех генов организма……… совокупность всех внешних и внутренних ….. скрещивание особей, отличающихся по одной …..

    Слайд 2

    II . Дополните предложенные формулировки символами: 1. Доминантный ген – 2. Рецессивный ген – 3. Гомозигота – 4. Гетерозигота – 5. Дигетерозигота – 6. Сорта гамет, образующиеся при мейозе диплоидной клетки гетерозиготного родителя (АаВв) – 7. Гамета А + гамета а = зигота ________ 8. По фенотипу формула расщепления: 3 чёрные: 1 белый, формула по генотипу: 9. Родители – 10. Дети – 11. Внуки – 12. Гаметы –

    Слайд 3

    Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

    Слайд 4

    Механизм определения пола у человека ♀ 44 А+ХХ ♂ 44 А+ХУ × Р G 22 А+Х 22 А+Х 22 А+У 22 А+Х F1 44 А+ХХ 44 А+ХХ 44 А+ХУ 44 А+ХУ ? ? Гомогаметный пол Гетерогаметный пол

    Слайд 5

    Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами: ХХ - ♀; ХУ- ♂ ХХ - ♂; ХУ-♀ Х0 -♀; ХХ -♂ Х0 - ♂; ХХ -♀

    Слайд 6

    Понятия Аутосомы - хромосомы, одинаковые у женского и мужского организмов Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга Гомогаметный пол – пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме. Гетерогаметный пол – пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме.

    Слайд 7

    Как вы думаете, какая хромосома – Х или Y – несёт на себе больше генов?

    Слайд 8

    Х-хромосома содержит больше генов (150) и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие. Мутация Х0 жизнеспособна Y -хромосома определяет развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев. Мутация Y 0 летальна

    Слайд 9

    Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых Виктория 1819 - 1901 Алиса Людовик IV Гессен – Дармштадский Николай II Алиса (Александра Федоровна) Ольга Алексей ? ? ? ? Татьяна Мария Анастасия здоровая женщина носительница гена гемофилии здоровый мужчина гемофилик Альберт

    Слайд 10

    Дальтонизм – аномалия, сцепленная с полом ТАК ВИДИТ НОРМАЛЬНЫЙ ГЛАЗ И ГЛАЗ ДАЛЬТОНИКА

    Слайд 11

    Наследование дальтонизма Х D - нормальное Х D Х D - ? зрение Х d - дальтонизм Х D Х d - ? Y - не несет гена Х D Y - ? Х d Y - ?

    Слайд 12

    Решите задачу. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением в этой семье? Каким будет их пол? Р ♀ . . х ♂ . . дальт . норм. Г F 1 . . . ♂ . ♀ (Х D – норм, Х d - дальт., Y - нет гена)

    Слайд 13

    Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У- хромосомах. Сцепление генов с полом – локализация генов в половой хромосоме.

    Слайд 14

    Синквейн 1 слово существительное 2 слова прилагательные 3 слова глагола 1 предложение Слово-резюме

    Слайд 15

    Семейная тайна Д/З После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания безымянного и среднего пальцев на руках). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

    Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

    Методическая разработка урока по теме At the circus для 2го класса

    Методическая разработка урока-экскурсии для учащихся 2-го класса на тему "At the circus"...

    Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

    Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

    методическая разработка урока по теме "животные" с применением РНС 3 класс

    разработка урока по рейтинго-накопительной системе...

    методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

    Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

    методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

    Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

    Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"

    Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...