Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

 

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc70.5 КБ
Office presentation icon genetika_pola.ppt632 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект учебного занятия.

Предмет:     Математика и Окружающий мир - интегрированный курс.  

Место занятия в структуре общеобразовательного процесса:  Урок по учебному плану.

Тема занятия:   « Решение задач на движение. Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Обобщающий урок по теме «Растения и животные леса, луга, водоема».  

Форма урока:  Урок – путешествие.    

Цель:  1. Закреплять знания между величинами S, t,  V    с помощью решения задач.

             Обобщить знания о природных сообществах.

           2. Продолжить работу по развитию умения умножать числа, оканчивающиеся нулями, обобщать. Развивать речь учащихся.    

           3.  Пробуждать интерес к предметам через дидактическую игру и логические задания.

Оборудование:    М.И.Моро «Математика» 4 класс, карточки для парной работы, компьютер, мультимедийный проектор ,экран,  авторская работа (Ческидова Татьяна Николаевна) – презентация «Интегрированный урок математика и окружающий мир»

Ожидаемые результаты:  Повышение мотивации к обучению.

                                               Пробуждение интереса к предметам.

 Этапы урока: 1. Организационный момент: -        -    2мин.

                         2. Актуализация опорных  знаний:   -    8мин.

                         3. Путешествие по сообществам      -   30мин.

                         4. Подведение итога урока,

                                       рефлексия                              -    5мин.

Ф.И.О. учителя. Должность. Место работы. Ческидова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов МОУ «Русскотеченская СОШ».

                             

                                           Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Сообщение темы урока и постановка задач.

        - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы./слайд№2/    

          А куда отправимся, мы узнаем чуть позже, когда расшифруем эти слова.

III. Устный  счет.  

             - На этих карточках зашифрованы слова. Шифр для разгадки дан ниже.

              (Дети считают выражения, подставляют буквы  и называют слова./ слайд №3/

              - Какие получились слова? ( сосна, клевер, рогоз)

              - Что они обозначают?  (это растения)

              -  Где они растут? (в лесу, на лугу, на болоте)

              -  Кто как думает, где мы сегодня побываем? (слайд № 4)    

IV. Путешествие по природным сообществам.

 - Давайте выберем вид транспорта (слайд № 5) на котором отправимся в путешествие.

-  Мы выбираем самолет (слайд № 6)

         Задача: «Этот самолет летел 3 часа со скоростью 220 км/ч. Найдите расстояние». (Работают карточки-помощники  для нахождения S)  Проверка.

  - На этом самолете мы произвели посадку на лугу.

  - Какие растения мы там встретили? (слайд №7) – появляются растения.

  - А кто скрывается в густой траве луга? (появляются животные – обитатели луга

    (слайд №7).

 -  А много ли на лугу насекомых? Давайте попробуем посчитать.  ( На экране появляются выражения на нахождение произведения чисел, оканчивающихся нулями). Слайд №8

 / Проверка слайд № 8)

- Удалось ли вам посчитать всех насекомых на лугу? (ответы детей)

- Ребята, так что такое лес? ( Дети делают вывод: - это природное сообщество с травянистыми растениями, мелкими животными и насекомыми.

- Мы продолжаем свое путешествие и прибываем в лес(слайд № 9).

- Кто как считает, на чем мы туда прибыли? (появляется – поезд).

  Решение задачи:      «Мы проехали на поезде 270 км, со скоростью 90 км/ч. Сколько времени были в пути?»

- Как найти время, если известно расстояние и скорость? (Ответы детей)

- Решите задачу. ( с последующей проверкой слайд № 10)

- Какие деревья растут в этом лесу? (слайд № 10 – березы, осины, сосны)

  Решение задачи  

«В лесу растет 3386 деревьев. Осин – 235, их в 6 раз меньше, чем берез, остальные сосны. Сколько сосен в лесу?

(Анализ задачи, решение учеником у доски)

 - Что узнаем сначала? (берез)   1410

 - Что узнаем после этого? ( берез и осин вместе)  1645

- Теперь что узнаем? (сколько сосен)    741

- Как называется лес в котором растут сосны? (сосновый, а еще? – Бор, Тайга)

- А каких животных можем встретить в лесу? (ответы детей – слайд № 11)

- Давайте сделаем вывод.  Что такое лес? Это природное сообщество в которое входят деревья, кустарники, травы, там обитают животные.

- А как вы думаете, почему мы в лес отправились на поезде?

 V.  Физминутка.

         (На болоте две лягушки

         Две зеленые лягушки

         Рано утром умывались

         Полотенцем растирались

         Ручками -  хлопали

         Ножками - топали

         Вправо - влево  наклонялись

         И обратно возвращались).

- На чем мы продолжаем свое путешествие? (на автомобиле)

- Куда мы прибыли? (на водоем, слайд № 12)

       «За 3 часа этот автомобиль проходит расстояние 240 км, до водоема – 160 км. Найдите время путешествия». (Анализ задачи, на экране появляются формулы помощники:

              V = S : t,     t = S : V)  Работа в парах.

- Посмотрите на водоем, какой он – искусственный или естественный?  Почему?

- Какие растения населяют водоем? (камыш, рогоз, кувшинки, кубышки). Слайд №12

- Какие птицы чаще всего встречаются? (гуси, утки, лебеди) Слайд №12  

- Какие это птицы? (водоплавающие)

- Какая их особенность? (широкий клюв, лапки с перепонками, плотное оперение).

- Чем они питаются?   (лягушками, рыбами, насекомыми) Слайд №12

- Так что такое водоем? (Водоем – это природное сообщество с разным растительным и животным миром)

VI. Итог урока, рефлексия. Определите по природным сообществам. Слайд № 13

          Спасибо за урок. Слайд № 14.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I . Терминологическая разминка Продолжите мои мысли… наука о наследственности и…….. основоположник науки генетики… основной метод генетики…….. парные гены………………….. взаимоисключающие признаки….. признак, который подавляется…… преобладающий признак…………. совокупность всех генов организма……… совокупность всех внешних и внутренних ….. скрещивание особей, отличающихся по одной …..

Слайд 2

II . Дополните предложенные формулировки символами: 1. Доминантный ген – 2. Рецессивный ген – 3. Гомозигота – 4. Гетерозигота – 5. Дигетерозигота – 6. Сорта гамет, образующиеся при мейозе диплоидной клетки гетерозиготного родителя (АаВв) – 7. Гамета А + гамета а = зигота ________ 8. По фенотипу формула расщепления: 3 чёрные: 1 белый, формула по генотипу: 9. Родители – 10. Дети – 11. Внуки – 12. Гаметы –

Слайд 3

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Слайд 4

Механизм определения пола у человека ♀ 44 А+ХХ ♂ 44 А+ХУ × Р G 22 А+Х 22 А+Х 22 А+У 22 А+Х F1 44 А+ХХ 44 А+ХХ 44 А+ХУ 44 А+ХУ ? ? Гомогаметный пол Гетерогаметный пол

Слайд 5

Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами: ХХ - ♀; ХУ- ♂ ХХ - ♂; ХУ-♀ Х0 -♀; ХХ -♂ Х0 - ♂; ХХ -♀

Слайд 6

Понятия Аутосомы - хромосомы, одинаковые у женского и мужского организмов Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга Гомогаметный пол – пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме. Гетерогаметный пол – пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме.

Слайд 7

Как вы думаете, какая хромосома – Х или Y – несёт на себе больше генов?

Слайд 8

Х-хромосома содержит больше генов (150) и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие. Мутация Х0 жизнеспособна Y -хромосома определяет развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев. Мутация Y 0 летальна

Слайд 9

Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых Виктория 1819 - 1901 Алиса Людовик IV Гессен – Дармштадский Николай II Алиса (Александра Федоровна) Ольга Алексей ? ? ? ? Татьяна Мария Анастасия здоровая женщина носительница гена гемофилии здоровый мужчина гемофилик Альберт

Слайд 10

Дальтонизм – аномалия, сцепленная с полом ТАК ВИДИТ НОРМАЛЬНЫЙ ГЛАЗ И ГЛАЗ ДАЛЬТОНИКА

Слайд 11

Наследование дальтонизма Х D - нормальное Х D Х D - ? зрение Х d - дальтонизм Х D Х d - ? Y - не несет гена Х D Y - ? Х d Y - ?

Слайд 12

Решите задачу. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением в этой семье? Каким будет их пол? Р ♀ . . х ♂ . . дальт . норм. Г F 1 . . . ♂ . ♀ (Х D – норм, Х d - дальт., Y - нет гена)

Слайд 13

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У- хромосомах. Сцепление генов с полом – локализация генов в половой хромосоме.

Слайд 14

Синквейн 1 слово существительное 2 слова прилагательные 3 слова глагола 1 предложение Слово-резюме

Слайд 15

Семейная тайна Д/З После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания безымянного и среднего пальцев на руках). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка урока по теме At the circus для 2го класса

Методическая разработка урока-экскурсии для учащихся 2-го класса на тему "At the circus"...

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс

Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

методическая разработка урока на тему: "клеточное строение листа" для 6 класса

Цели и задачи:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа. Развивающие: развивать представлени...

Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"

Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...