Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.
В приложении будет размещена презентация к уроку, индивидуальная карта ученика для рефлесии и, по-возможности, фильм о механизмах определения пола.
В разработке в доступной для усвоения учениками материала форме изложены основные вопросы для исследования данной темы. Предлагается экскурс в историю, интересные сообщения учеников, решение задач с интересными формулировками.
Презентация рассчитана на привлечения внимания и возбуждения активности учащихся.
Желаю удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "генетика пола " | 72.5 КБ |
презентация к уроку "генетика пола" | 2.64 МБ |
для рефлексии учеников | 13.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Саркисян Сильвана Рафиковна
Урок биологии в 10 классе
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Вступительное слово.
Приветствие. Организационный момент. Ученикам предлагается заполнение индивидуальных карт с тем, чтобы к концу урока самостоятельно оценить степень своего участия в обсуждении и изучении материала.
Объявляется тема, дети самостоятельно определяются с целями урока и примерным порядком работы (слайды №1,2)
Цели урока:
- Проконтролировать степень усвоения учебного материала о геномике
- Сделать выводы о механизмах определения пола
- Понять природу некоторых генетических болезней
Актуализация знаний
Продолжаем знакомство с генетикой. «Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось».
Станислав Ежи Лец.
Цитата польского писателя – юмориста содержит серьезную мысль: генетика – наука о наследственности.
Это наука сравнительно молодая, в этом году ей исполняется всего 114 лет, но можно смело утверждать, что она произвела революцию в биологии и стала основой всех биологических наук.
От Менделевской и Моргановской генетики человечество пришло к геномике.
Тест по теме "Геномика". 10 класс. 1 вариант
1. Ген ---- это
А — вся молекула ДНК
Б — участок молекулы ДНК, кодирующий информацию о синтезе 1 белка
В — кольцевая хромосома
Г — молекула РНК
2. Термин «геном» был впервые введен
А — в 1920 г.
Б — в 2000г.
В — в 1989 г.
Г — в 1988 г.
3. Геном человека содержит хромосомы в количестве
А — 22
Б — 23
В — 46
Г — 44
4. Общее число генов в геноме около —
А — 30-40 тыс.
Б — 60-80 тыс.
В — 100 тыс.
Г — 50 тыс.
5. Плейотропия – это пример ----
А — множественного действия одного гена
Б — генетического заболевания
В — отклонения в геноме
Г — выпадения участка ДНК
Тест по теме "Геномика". 10 класс. 2 вариант
1. Генотип - это
А — вся совокупность генов организма
Б — хромосомный набор клетки
В — хромосомный набор гаметы
Г — другое
2. Геном человека равен
А — 46
Б — 23
В — 22
Г — 44
3. «Список» генов для нормального функционирования организма - это
А — геном
Б — ДНК
В — хромосома
Г — генотип
4. Как правило, регуляторные участки располагаются
А — в начале и конце гена
Б — в середине гена
В — по всей длине гена
Г — другое
5. Структурная часть гена содержит
А — информацию о первичной структуре соответствующего белка
Б — информацию о структуре гена
В — информацию о структуре ДНК
Г — другое
Вспомним термины (слайд №3)
Мы вспомнили термины, необходимые для изучения нового раздела генетики – генетики пола. Одним из вечных вопросов, который интересует человечество, является загадка пола. Почему в одном случае рождаются мальчики, а в другом девочки? Можно ли вмешаться и получить по желанию особей определенного пола? Сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся ответить на эти вопросы.
Дети сами озвучивают тему урока (слайд №4)
Первооткрывателем половых хромосом был Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая хромосомы дрозофил (слайд №5)
Половые хромосомы и аутосомы дрозофилы.( Работа со слайдами №6, №7)
- Как были названы три пары хромосом, одинаковые у самца и самки?
- Как называется пара хромосом, по которой женский пол отличался от мужского?
- Как обозначаются хромосомы, одинаковые в мужской и женской паре половых хромосом?
- Как были названы половые хромосомы, которые есть только у самцов?
- Как называется пол, формирующий по половым хромосомам гаметы одного типа?
- Как называется пол, формирующий по половым хромосомам гаметы двух типов?
- Сколько аутосом в клетках человека?
- Сколько половых хромосом в клетках человека?
- Как обозначаются генотип женщины и генотип мужчины?
Хромосомный механизм определения пола (слайд №8)
Соотношение полов (слайд №9)
Раскройте плутовство (Слайд №10)
За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки.
( Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы).
«Кто виноват?» (слайд №11)
Хромосомный механизм определения пола (слайд №12)
Гомогаметность и гетерогаметность (слайд № 12)
Рассмотрим рис. 78 на стр 162 в учебнике. Какой пол гетерогаметен у человека, птиц, кузнечиков?
ЗАПОМНИТЕ
Гетерогаметность – ХY или Х0,
гомогаметность - ХХ
Мужская гетерогаметность – большинство видов, в т.ч. человек
Женская гетерогаметность – птицы, пресмыкающиеся, бабочки
Механизмы определения пола (слайд №13)
- Фенотипический (на пол влияют условия среды)
- Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов)
- Геномный (пол определяет диплоидность или гаплоидность)
- Хромосомный (пол определяют половые хромосомы)
Просмотр фильма
Наследование, сцепленное с полом (слайд №14 )
«Какая хромосома важнее?» (слайд №15,16)
- Х-хромосома содержит больше генов и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие.
Мутация Х0 жизнеспособна
- Y-хромосома определяет
развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев.
Мутация Y0 летальна
( Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)
Гемофилия (слайд № 17)
Решение задачи на гемофилию – слайд №18, 19. Ученик решает задачу на доске, сверяем ответы.
Слайды №21,22 – дальтонизм
Это интересно
Сообщение ученика:
Цветовая слепота может ограничить возможности человека при исполнении тех или иных профессиональных навыков. Зрение врачей, водителей, моряков и лётчиков тщательно исследуется, так как от его правильности зависит жизнь многих людей. Кроме того, людей, страдающих дальтонизмом не берут на обучение по радиотехническим и компьютерным специальностям, а также не принимают на работу в данной сфере.
В настоящее время дальтонизм неизлечим. Однако разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009г. в Nature появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета.
Слайд №23 – самостоятельное решение задачи
Слайд №24 – Домашнее задание § 3.15, раздать задачи
Слайд №25 – самостоятельное решение задачи про кошек
Слайд №26 – сверьтесь с ответом
Это интересно
У цыплят определение пола в раннем возрасте весьма затруднительно, поэтому для облегчения определения пола скрещивают кур с такими генотипами, при которых можно четко узнать пол потомка. У кур ген окраски сцеплен с полом. Рассмотрим два аллеля: аллель золотистости (s, рецессивный) и серебристости (S, доминантный). Курицы гетерогаметны, а петухи гомогаметны. Если скрестить петуха золотистой окраски (ZsZs) и серебристую курицу (ZSW), то в потомстве будут либо золотистые курочки (ZsY), либо серебристые петушки (ZSZs), что позволит с абсолютной точностью определить пол по окраске оперения.
Слайд №27,28 – задача про цыплят
Слайд №29,30 биологический диктант
Верны ли следующие утверждения:
- Пол любого организма определяется в момент оплодотворения -
- Неполовые хромосомы называются аутосомами +
- У человека и млекопитающих мужской пол гетерогаметен +
- Y-хромосома содержит те же аллельные гены, что и Х-хромосома -
- Все сперматозоиды петуха несут Х-хромосомы +
- Ген дальтонизма находится в Y-хромосоме -
- Мужчина может быть внешне здоров, но иметь скрытый ген гемофилии -
- Девочки не могут болеть гемофилией -
- Если у человека в геноме трисомия ХХY, то это мужчина с некоторыми признаками женщины +
- Человек не может повлиять на пол будущего ребенка без вмешательства цитогенетиков. +
Слайд №30 – проверьте себя
Подведение итогов урока
Сдают заполненные индивидуальные карты
Задачи для домашнего решения
Задача 1 (1-й уровень сложности)
Кошки:
ХВ - рыжий цвет шерсти,
Хв - черный,
Y – не содержит гена окраски,
ХВ Хв - черепаховая окраска.
Гетерогаметны самцы (ХY)
У черной кошки родился трехцветный котенок. Каков его пол? Какую окраску имел отец этого котенка? Какие еще котята могли родиться у этой пары? Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства.
Задача2 (2-й уровень сложности)
У человека ген цветовой слепоты - дальтонизма - рецессивен и находится в Х-хромосоме (Хd), доминантный аллель этого гена обусловливает нормальное цветовосприятие (ХD), Y-хромосома этого гена не имеет.
Какова вероятность рождения детей с нормальным цветовым зрением в семье, где мать дальтоник, а отец нормально различает цвета? Если будут дети дальтониками, то кто – сыновья или дочери? Приведите решение задачи.
Задача 3 (3-й уровень сложности)
У кур ген полсатости оперения находится в Х-хромосоме и доминантен (ХВ), рецессивный аллель обусловливает черную окраску (Хв), Y-хромосома такого гена не имеет. Какого петуха и какую курицу надо скрестить, чтобы все курочки в потомстве были черными, а петушки – полосатыми? У кур самки гетерогаметны (ХY)
Задача 4 (4-й уровень сложности)
У человека ген пигментации кожи находится в аутосоме и не сцеплен с полом, а ген свертываемости крови находится в Х-хромосоме и сцеплен с полом :
А – нормальная пигментация кожи
а – отсутствие пигмента (альбинос)
ХН – нормальная свертываемость крови
Хh – гемофилия
Y – не содержит гена
У нормальных по обоим признакам супругов родился сын – альбинос, страдающий гемофилией. Какова вероятность рождения в этой семье детей-альбиносов со скрытым геном гемофилии? Каков их пол?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта ученика
1) Сегодня на уроке я_____
2) Больше всего мне понравилось_________
3) Самым интересным сегодня на уроке было___________
4) Самым сложным для меня сегодня было______________
5) Сегодня на уроке я почувствовал(а)________________
6) Сегодня я понял(а)____________
7) Сегодня я научился(лась)_________
8) Сегодня я задумался(лась)_________
9) Сегодняшний урок показал мне_______________
10) На будущее мне надо иметь в виду________________
Индивидуальная карта ученика
1) Сегодня на уроке я_____
2) Больше всего мне понравилось_________
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал(а)
6) Сегодня я понял(а)____________
7) Сегодня я научился(лась)_________
8) Сегодня я задумался(лась)_________
9) Сегодняшний урок показал мне_______________
10) На будущее мне надо иметь в виду________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»
Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....
Конспект урока по биологии для учащихся 9 класса на тему: "Генетика пола. Наследование,сцепленное с полом".
Конспект урока по биологии 9 класс на тему "Генетика пола"....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине Биология " Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".
Модернизация Российского образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность студента, а умение разрешать проблемы, возникшие в р...