Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Кирилова Вера Ивановна

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_pola.rar661.75 КБ

Предварительный просмотр:

   ГБОУ СОШ № 2п.г.т. Суходол.      Урок биологии в 9   классе Кирилова В.И.

           

Технологическая карта  урока

Тема урока:   "Генетика пола. Наследование признаков, связанных с полом"

Школа: ГБОУ СОШ №2п.г.т. Суходол Сергиевского района Самарской области

Преподаватель:  Кирилова В.И.

Предмет:  биология

Раздел:  Генетика

Класс:  9 класс

Урок 40 минут.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Технология обучения: ИКТ  

Формы работы:  индивидуальная, групповая.

Цели урока:

Обучающие сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах ; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению  проблем,cвязанных с генетикой пола.

Развивающие:  развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в группе.

ТСО, оборудование: ПК,  медиапроектор, экран,  презентация, подготовленная учителем в программе Power Point,  электронный учебник «Открытая биология 2,6», разработанные учителем тесты.

Оформление доски: На доске записана тема урока.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают; получают навык работы с энциклопедиями на бумажных и электронных носителях, в сети Интернет.

Структура урока и ход урока

  1. Вводная часть. Приветствие, сообщение темы и цели урока

   (2 минуты).

II.    Проверка домашнего задания: тест по вариантам.

       (проверка тестов лаборантами)

III, Постановка проблемы:

Изучение нового материала: (20 минут)

  1. Вступительное слово учителя: Большинство доказательств в пользу хромосомной теории наследственности, обоснованной Морганом, получено на основе опытов с дрозофилой. Внимательное цитологическое изучение клеток этой мушки помогло обнаружить различия между хромосомами самцов и самок. Это открытие дало основание для решения важного вопроса: какие механизмы определяют пол особей, т.е. их наиболее глубокие различия, влияющие на развитие многих признаков и органов, непосредственно связанных с половым размножением?
  2. Самостоятельная работа в парах. Работа с учебником и раздаточным материалом по инструктивным карточкам.

Оказалось, что в клетках дрозофилы четыре пары хромосом. Из них три пары у обоих полов одинаковы, а четвертую пару составляют хромосомы, различающиеся между собой по внешнему виду. У самок в четвертой паре находятся две прямые хромосомы, а у самцов – одна прямая и одна изогнутая. Прямые хромосомы получили название Х–хромосомы, а изогнутые – Y–хромосомы. Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки, называют половыми хромосомами (Х и Y). Все одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов, кроме половых хромосом, называют аутосомами (от греч. autos – "сам" и soma – "тело") или неполовыми хромосомами (А). Внешний вид хромосом самца и самки дрозофилы (слайд2).

Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида организмов, называют кариотипом (от греч. karyon – "ядро" и typos – "форма", "образец").

Определение пола у человека. Беседа с использованием рисунков слайдов.

Учащиеся рассматривают, делают выводы, что из 23 пар хромосом наблюдается отличие по одной паре хромосом.

В наборе хромосом зиготы содержатся парные гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе в 23 паре хромосом всегда есть одна крупная и одна маленькая палочковидная хромосома. Таким образом, кариотип человека содержит 22 пары, одинаковые и у мужчин и у женщин, и одну пару, по которой различаются оба пола.

Записывается о схема пределения пола у человека.

Вопросы учителя по схеме: 

  1. Какова вероятность появления в семье мальчиков и девочек? (ответ учащихся -50%)
  2. Какова вероятность появления каждого из вас в ваших семьях? (ответ учащихся-50%)
  3. От кого зависит пол будущего ребенка? (ответ учащихся - от мужчины)
  4. Что вы можете сказать о генотипе родителей? (ответ учащихся - гомозиготный женский и гетерозиготный мужской)

Вводятся понятия: гетерогаметный и гомогаметный пол.

Пол называют гомогаметным, если все половые клетки несут только Х- хромосому.

Пол называют гетерогаметным, если образуются половые клетки сХ-хромосомой и с Y- хромосомой. У человека женский пол гомогаметный, мужской пол гетерогаметный. Но такое соотношение полов бывает не у всех.

Распределение родительских признаков в потомстве зависит от распределения родительских хромосом в мейозе и их последующего парного сочетания в зиготе при оплодотворении. Половые хромосомы содержат гены, определяющие не только половые, но и другие признаки организма, которые называют сцепленными с полом.

Другие случаи определения пола (слайды   )

Передачу генов, локализованных в половых хромосомах, и наследование признаков, контролируемых этими генами, называют наследованием, сцепленным с полом.

В половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к половым признакам. Особенно много таких генов в Х–хромосоме. По сравнению с ней Y–хромосома генетически инертна. Большинство генов Х–хромосомы не представлены в Y–хромосоме. Поэтому наследование признаков, сцепленных с полом особи, может быть по–разному представлено у мужчин и женщин, у особей женского и мужского пола в животном мире.

Обозначим Х–хромосому, несущую доминантный ген В, – ХВ, а Х–хромосому с рецессивным геном b – Хb. По законам наследования возможны такие комбинации пар генов в хромосомах и их фенотипы: ХВ ХВ – черная кошка; Хb Хb – рыжая кошка; ХB Хb – черепаховая кошка; ХB Y – черный кот; Хb Y – рыжий кот.

Различают три типа наследования, сцепленного с полом: наследование с помощью генов, локализованных в Х–хромосоме; наследование, обусловленное присутствием аллелей одинаковых генов в Х– и Y–хромосомах; наследование, наблюдаемое при наличии определенных генов только в Y–хромосоме.

Изучение наследования, сцепленного с полом, и механизма передачи признаков очень важно для повышения жизнеспособности живых организмов, для работы селекционеров, а также для выяснения причин наследственных заболеваний, обусловленных изменением наследственного материала организма.

V. Решение задач. 

VI. Проверка  задач.

VII. Закрепление знаний.

VIII. Подведение итогов (5 минут)

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание:  стр.80-84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс

Данный  урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...

урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данная презентация  является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.Задачи:1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметн...

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....

Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....

Разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

План урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"...