Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Панарина Елена Анатольевна

Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение целей и задач урока. Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы: Каким родится наш ребенок? Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос? Кто родится – мальчик или девочка? Ребята , как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 2

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом Урок биологии в 9 классе

Слайд 3

РЕФЛЕКСИЯ 1. Я знаю, почему иногда рождаются мальчики, а иногда девочки 2. Я могу назвать доминантные и рецессивные признаки человека 3. Я могу рассказать о характере наследования болезней человека 4. Я знаю, какие заболевания у человека передаются через половые хромосомы, т.е. сцеплено с полом. 5. Я могу рассказать о характере наследования болезней человека 6. Я умею решать задачи на наследование признаков сцепленных с полом

Слайд 4

Какими способами будем достигать перечисленные вами цели? Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины. Находить и анализировать информацию в учебнике. Изучать новые понятия. Задавать вопросы учителю. Размышлять, высказывать предположения, делать выводы. Решать генетические задачи

Слайд 5

Диктант по генетической терминологии : 1. совокупность внешних и внутренних признаков 2. совокупность генов, которую организм получает от родителей 3. способность передавать признаки от родителей потомству 4. преобладающий признак 5. временно исчезающий признак 6. особи, которые не обнаруживают в потомстве расщепления 7. особи, дающие в потомстве расщепление 8. Хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковый набор аллельных генов

Слайд 6

Ответы на диктант 1 . фенотип 2. генотип 3. наследственность 4.доминантный 5. Рецессивный 6. гомозиготы 7. гетерозиготы 8. гомологичные

Слайд 7

составьте задачи по схемам, пользуясь таблицей « Наследование признаков человека» 1 группа: Р Аавв х ааВв 2 группа: Р аавв х АаВв 3 группа: Р АаВв х ААвв 4 группа: Р ААВВ х АаВВ

Слайд 8

Проанализируйте информацию и сделайте вывод: в каком соотношении идет расщепление признаков? Мужской пол Женский пол Человек 51 49 Лошадь 52 48 Овца 49 51 Мышь 50 50 Курица 49 51 Голубь 50 50

Слайд 9

Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы Гомогаметный пол Гетерогаметный пол

Слайд 11

Схема формирования пола у человека Р: ♀44А+ХХ ♂ 44А+ХУ 22А+Х 22А+Х 22А+Х 22А+ Y ♀44А+ХХ ♂44А+Х Y

Слайд 12

Млекопитающие, многие паукообразные, насекомые

Слайд 13

Птицы, бабочки, некоторые рыбы

Слайд 14

Кузнечики, тараканы

Слайд 15

Моль

Слайд 16

ПОЛ – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет . Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют аутосомами . Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

Слайд 17

Найдите соответствия: 1 . Кариотип. 2. Половые хромосомы 3. Аутосомы . 4 . Гетерогаметный пол 5. Гомогаметный пол . А. Пара различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки . Б . Общее число, размер и форма хромосом В . Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов. Г . XХ Д . XУ

Слайд 18

Наследование признаков, сцепленных с полом. Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом. В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны . Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом, например, цветовой слепоты, раннего облысения и гемофилии у человека.

Слайд 19

Гомологичные и негомологичные участки в X и Y хромосомах В половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к половым признакам. Особенно много таких генов в Х – хромосоме. По сравнению с ней Y – хромосома генетически инертна. Большинство генов Х – хромосомы не представлены в Y – хромосоме. Поэтому наследование признаков, сцепленных с полом особи, может быть по – разному представлено у мужчин и женщин, у особей женского и мужского пола в животном мире.

Слайд 20

Молекулярные (генные болезни) Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. Один из примеров наследования гемофилии - родословная потомков английской королевы Виктории . Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей

Слайд 21

Генеалогическое древо королевской семьи

Слайд 22

Варианты наследования гена гемофилии: Генотип Фенотип X H X H Здоровая женщина X H X h Здоровая женщина (носитель) X H Y Здоровый мужчина X h Y Мужчина – гемофилик X h X h Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.

Слайд 24

Семья Николая II

Слайд 25

Цесаревич Алексей и царица Александра Федоровна

Слайд 26

Вы подумайте немножко Кто я- Кот?! А может кошка? Решим задачу.

Слайд 27

Х В Х В- черная кошка Х в Х в – рыжая кошка Х В У- черный кот Х в У - рыжий кот

Слайд 28

Р Х В Х В Х в У Черная кошка Х Рыжий кот Гаметы Х В Х В Х в У F 1 Х В Х в Х В У Черепаховая кошка Черный Кот

Слайд 29

Решение задач

Слайд 30

Какова вероятность рождения больных сыновей, если отец здоров, а мать носительница гемофилии (рецессивный ген h , вызывающий гемофилию, локализован в Х хромосоме).

Слайд 31

Кто из детей будет дальтоником, если мать – носительница гена цветовой слепоты, а отец не страдает цветовой слепотой (рецессивный ген d , вызывающий дальтонизм, локализован в Х хромосоме).

Слайд 32

Кто из детей будет иметь гипертрихоз (повышенная волосатость ушной раковины), если у отца – гипертрихоз (рецессивный ген, вызывающий гипертрихоз , локализован в Y хромосоме).

Слайд 33

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной ( b ), у гетерозигот (В b ) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Ген окраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

Слайд 34

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз ( W ) и рецессивный ген белой окраски ( w ) находятся в Х хромосоме . Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Презентация к уроку биологии 8 класс тема "Витамины"

Презентация используется при изучении темы "Витамины" в курсе биологии 8 класса...

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"

Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и о...