Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Тюрина Елена Вячеславовна

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_5_klass.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель математики МБУ лицея №6 г.о. Тольятти Тюрина Елена Вячеславовна.

Учебный предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Среднее арифметическое.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении упражнений по  теме «Действия с десятичными дробями. Среднее арифметическое»

Задачи урока:

образовательные: 

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для решения упражнений по теме  «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);

- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач  различного вида по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД).

развивающие: 

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Орг. момент урока

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

2. Актуализация знаний

-Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос:   « С именем, какого ученого связана тема нашего сегодняшнего урока?»  (см. приложение)

- Итак, тема нашего урока связана с именем выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с десятичными дробями.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Устные и письменные ответы

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, а что такое среднее арифметическое?

-Где в жизни нам необходимо  использовать  этот математический термин и для чего?

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

-Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться ?

Тема нашего урока: Среднее арифметическое

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Среднее арифметическое" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач

-Это частное суммы нескольких чисел на их количество

- при решении задач

 ( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление  и т.д.)

- Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим.

-Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое

Учащиеся  формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1 задача:

- Ребята, при проведении контрольной работы в 5-х классах получились следующие результаты:  

-А как узнать какой класс лучше справился с контрольной работой?                              

В 5М классе за контрольную работу  «5»- 9 человек, «4» - 12 человек, «3» - 3 человека (102:24=4,25)

В 5Ф классе за контрольную работу  «5»- 8 человек, «4» - 11 человек, «3» - 5человека (99:24=4,125)

В 5Г классе за контрольную работу  «5»- 5 человек, «4» - 12 человек, «3» - 5 человек.

(88:22=4)

Критерии оценивания: верно найден средний балл в каждом классе и сделан правильный вывод – «5»

-верно найдены средние баллы в 2-х классах «4»

-верно найден средний балл в одном классе- «3»

-остальное –«2»

А как вы находили средний балл?

-посчитать средний балл по каждому классу.

Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради

Отрабатывают алгоритм  и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач

Алгоритм:  

     «Найти сумму всех чисел»

     «Найти количество слагаемых»

     «Разделить сумму чисел на количество»

Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Письменная работа

5. Физ. минутка

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают.

- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

 Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх,  в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

- Сели все ровно, продолжим работу.

среднее арифметическое:

-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

-Пианино и баяна. (Аккордеон.)

-Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

-Носка и чулка. (Гольф.)

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6. Контроль усвоения знаний

2 Задача

Выполнение заданий из учебника:   № 1509

 Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. (24 и 36)

3 Вычислительный пример

Находить среднее арифметическое нескольких чисел немыслимо без умения быстро и правильно считать. Найти значение данного выражения:  3,8*1,75:0,95 - 1,02 = 5,98

1)1,75*3,8=6,65

2) 6,65:0,95=7

3)7-1,02=5,98 Выставляем оценку в лист самооценивания

Дополнительно (при наличии времени)

Из цифр 0, 5, 9, 3, 2 составляются всевозможные трёхзначные числа без повтора цифр. Сколько чисел составили?

(4*4*3=48) - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте решить эту задачу.

-Ребята, поменяйтесь тетрадями с  соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось четыре оценки, а теперь найдите средний балл этих четырех оценок и округлите до целых по правилам округления.

Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради.

Критерии оценивания:

Верно найдены и записаны в ответ оба числа-«5»

Верно составлено уравнение, решено , но не найдено другое число-«4»

Только составлено уравнение, но допущены ошибки при его решении-«3»

Неверно составлено уравнение «2»

-Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания

Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

 Работа в парах;

осуществляют взаимопроверку

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция.

Коммуникативные

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

Письменная работа

7. Итоги урока.

Рефлексия

– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания

Фронтальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Устные ответы

8. Информация о домашнем задании

Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке  будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте    п.38  на  стр.226  и решите № 1531.   

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

информацию:

определить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3 магазинах, а на следующем уроке мы  выясним, где выгоднее покупать молоко.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Учащиеся внимательно слушают.

Всем:  п.38, с 226, выучить определение.

По желанию: А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

информацию: вычислить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и подготовитьмини-отчет.

Подготовить доклад о биографии  И. Кеплере.

Приложение:

                                    Лист оценивания

Фамилия и имя учащегося _________________________

Задания

1

2

3

4

Итог

Оценка

Вычисления итоговой оценки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" по ФГОС (УМК Г.В. Дорофеев).

Технологическая карта урока математики в 5 классепо теме: Умножение обыкновенных дробей» по ФГОС(УМК Г. В. Дорофеев).Автор: Луценко Ирина Владимировна. Тема урока:Умножение обыкновенных дробейТип...

Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...

Технологическая карта урока СБО «Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки» в соответствии с ФГОС.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Актуальность данной разработки связана с особенностями обучения детей предмету СБО в коррекционной школе 8 вида. В 5 классе начинается изучение данн...