Главные вкладки

    Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

    Тюрина Елена Вячеславовна

    Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_fgos_5_klass.doc229.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Разработчик: учитель математики МБУ лицея №6 г.о. Тольятти Тюрина Елена Вячеславовна.

    Учебный предмет: математика

    Класс: 5

    Тема урока: Среднее арифметическое.

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

    Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении упражнений по  теме «Действия с десятичными дробями. Среднее арифметическое»

    Задачи урока:

    образовательные: 

    - завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для решения упражнений по теме  «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);

    - определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач  различного вида по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД).

    развивающие: 

    - способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

    - способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

    - способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

    воспитательные:

    - способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

    - способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

    Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная

    Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

    Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия на уроке

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    Промежуточный контроль

    1. Орг. момент урока

    Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

    Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

    Выполняют необходимые действия.

    Демонстрируют готовность к учебной деятельности

    Включаются в деловой ритм урока.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

    понимают его важность.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

    2. Актуализация знаний

    -Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

    Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос:   « С именем, какого ученого связана тема нашего сегодняшнего урока?»  (см. приложение)

    - Итак, тема нашего урока связана с именем выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

    Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с десятичными дробями.

    Фронтальная, индивидуальная

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.

    Регулятивные:

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.

    Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

    Устные и письменные ответы

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    -Ребята, а что такое среднее арифметическое?

    -Где в жизни нам необходимо  использовать  этот математический термин и для чего?

    -Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

    -Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться ?

    Тема нашего урока: Среднее арифметическое

    Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Среднее арифметическое" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач

    -Это частное суммы нескольких чисел на их количество

    - при решении задач

     ( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление  и т.д.)

    - Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим.

    -Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое

    Учащиеся  формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

    Фронтальная

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

    4. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

    1 задача:

    - Ребята, при проведении контрольной работы в 5-х классах получились следующие результаты:  

    -А как узнать какой класс лучше справился с контрольной работой?                              

    В 5М классе за контрольную работу  «5»- 9 человек, «4» - 12 человек, «3» - 3 человека (102:24=4,25)

    В 5Ф классе за контрольную работу  «5»- 8 человек, «4» - 11 человек, «3» - 5человека (99:24=4,125)

    В 5Г классе за контрольную работу  «5»- 5 человек, «4» - 12 человек, «3» - 5 человек.

    (88:22=4)

    Критерии оценивания: верно найден средний балл в каждом классе и сделан правильный вывод – «5»

    -верно найдены средние баллы в 2-х классах «4»

    -верно найден средний балл в одном классе- «3»

    -остальное –«2»

    А как вы находили средний балл?

    -посчитать средний балл по каждому классу.

    Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради

    Отрабатывают алгоритм  и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач

    Алгоритм:  

         «Найти сумму всех чисел»

         «Найти количество слагаемых»

         «Разделить сумму чисел на количество»

    Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

    Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия.

    Анализ объектов и синтез

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    Письменная работа

    5. Физ. минутка

    - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают.

    - А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

     Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх,  в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

    - Сели все ровно, продолжим работу.

    среднее арифметическое:

    -Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

    Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

    -Пианино и баяна. (Аккордеон.)

    -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

    -Носка и чулка. (Гольф.)

    Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

    6. Контроль усвоения знаний

    2 Задача

    Выполнение заданий из учебника:   № 1509

     Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. (24 и 36)

    3 Вычислительный пример

    Находить среднее арифметическое нескольких чисел немыслимо без умения быстро и правильно считать. Найти значение данного выражения:  3,8*1,75:0,95 - 1,02 = 5,98

    1)1,75*3,8=6,65

    2) 6,65:0,95=7

    3)7-1,02=5,98 Выставляем оценку в лист самооценивания

    Дополнительно (при наличии времени)

    Из цифр 0, 5, 9, 3, 2 составляются всевозможные трёхзначные числа без повтора цифр. Сколько чисел составили?

    (4*4*3=48) - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте решить эту задачу.

    -Ребята, поменяйтесь тетрадями с  соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось четыре оценки, а теперь найдите средний балл этих четырех оценок и округлите до целых по правилам округления.

    Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради.

    Критерии оценивания:

    Верно найдены и записаны в ответ оба числа-«5»

    Верно составлено уравнение, решено , но не найдено другое число-«4»

    Только составлено уравнение, но допущены ошибки при его решении-«3»

    Неверно составлено уравнение «2»

    -Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания

    Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

     Работа в парах;

    осуществляют взаимопроверку

    Личностные: формирование позитивной самооценки

    Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция.

    Коммуникативные

    Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

    Письменная работа

    7. Итоги урока.

    Рефлексия

    – Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

    Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.

    Отвечают

    на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания

    Фронтальная

    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

    Коммуникативные

    Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

    Устные ответы

    8. Информация о домашнем задании

    Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке  будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте    п.38  на  стр.226  и решите № 1531.   

    А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

    информацию:

    определить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3 магазинах, а на следующем уроке мы  выясним, где выгоднее покупать молоко.

    Спасибо за работу на уроке!

    Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

    Учащиеся внимательно слушают.

    Всем:  п.38, с 226, выучить определение.

    По желанию: А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

    информацию: вычислить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и подготовитьмини-отчет.

    Подготовить доклад о биографии  И. Кеплере.

    Приложение:

                                        Лист оценивания

    Фамилия и имя учащегося _________________________

    Задания

    1

    2

    3

    4

    Итог

    Оценка

    Вычисления итоговой оценки:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

    Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

    Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

    Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" по ФГОС (УМК Г.В. Дорофеев).

    Технологическая карта урока математики в 5 классепо теме: Умножение обыкновенных дробей» по ФГОС(УМК Г. В. Дорофеев).Автор: Луценко Ирина Владимировна. Тема урока:Умножение обыкновенных дробейТип...

    Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

    Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...

    Технологическая карта урока СБО «Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки» в соответствии с ФГОС.

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Актуальность данной разработки связана с особенностями обучения детей предмету СБО в коррекционной школе 8 вида. В 5 классе начинается изучение данн...