Главные вкладки

    Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

    Воронова Татьяна Михайловна

    Урок по математике в 5классе по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reshenie_zadach_na_protsenty.doc245 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Решение задач на проценты.

    ФИО учителя: Воронова Татьяна Михайловна

    Должность: учитель математики

    ОУ:  МБОУ СОШ№5

    Предмет: математика

    Класс: 5 класс

    Базовый учебник: Учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

    Место в общей структуре курса: Глава 2. Дробные числа. §40.Инструменты для вычислений и измерений. 4 урок согласно календарно-тематическому плану.

    Тип урок: урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

    Планируемые результаты:

    предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

     личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

     метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

    Задачи урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях; обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального стиля познавательной деятельности.

    1. Организационный блок

    Планируемые результаты урока

    • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

    Проценты, пропорция, отношение,  дробь от числа, процент от числа, число по его проценту и дроби, процентное отношение.

    • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

    Знать. Понятие  «проценты» ; правило перевода десятичной дроби и обыкновенные в проценты и наоборот; основные виды задач на проценты, использование процентов в различной деятельности человека  

    Уметь. Записывать обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и наоборот.

     Находить  несколько процентов от величины и величину по ее проценту.

    Приводить примеры использования процентов в жизни. Распознавать и решать три вида задач на проценты

    Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

    Личностные: самоопределение; осознавать значимость поставленных учебных задач; давать   самооценку своей деятельности; осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей; проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

    Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировано доказывать свою точку зрения;  вступать в диалог, дополнять  и исправлять  ответы других учащихся; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; правильно выражать свои мысли в речи; слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

    Регулятивные: Организовывать себя, настраиваться на работу; контролировать        и оценивать процесс  и результаты деятельности; планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат; анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    Познавательные: структурировать собственные знания; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

    Инструкции и пояснения

    -

    • Вводное слово учителя

    -

    • Распределение по группам

    Учащиеся разделены на три  группы

    На этапе «Обобщение и систематизация знаний»

    • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

    Учитель напоминает  в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися  на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе:

    - внимание;

    - собранность;

    - дисциплина и самодисциплина;

    - уважительное отношение друг к другу;

    - подчинение требованиям командира группы;

    - не мешать другим группам;

    - соблюдение регламента работы.

    1. Мотивационный блок

    карточками самооценивания.

    В течение урока учащиеся выполняют различные задания. По окончанию решения каждой задачи, они должны оценить свою работу:                                

    создать заинтересованность в освоении дисциплины

    Задача. Подводим итоги успеваемости за 1 четверть. В 5 классе 5 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 6 -10, но в 5 - 25 учеников, а в 6 -27 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

    Учащиеся решают задачу, которая связана с их классом.

    По результатам  формулируются тема, цели и задачи урока

    Для дальнейшей работы учащимся предлагают пройти собеседование, чтобы устроится на работу в магазин. Все учащиеся делятся на три группы: группа № 1 «Продавцы»

    группа № 2 «Бухгалтера»

    группа №3 «Зам. Директора».

    Группы выполняют задания связанные с их названием.

    создать заинтересованность в освоении дисциплины, показать, что проценты нужны во многих профессиях.

    Самостоятельная работа.

    Все задачи переделаны на продуктивные,  так как будто эти задачи из жизни  самого ученика.

    создать заинтересованность в освоении дисциплины, показать, что проценты нужны в повседневной жизни.

    1. Информационный блок.

    Устные источники

    Устные вопросы подготовленные учителем

    Устный счет с целью актуализации имеющихся знаний нужных в дальнейшем на уроке

    Письменные источники         

    Письменное выполнение устного счета.

    Графический диктант.

    Карточки с задачами, подобранные учителем(Все задачи переделаны на продуктивные)

    Графические источники (схемы, диаграммы)

    -

    Электронные источники

    Презентация.

    Видео источники         

    видео «Супер физкультминутка»

    ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

    -

    Источники информации для учащихся подбирает учитель

    Совместная работа учитель – ученик – родитель

    1. Аналитический (практический) блок.

    Устные упражнения

    Примеры применения  процентов

    Письменные источники

    Обсуждение, анализ,  синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе.

    1. Оценочный блок.

    Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

    Самооценка  (заполнение таблицы)

    Взаимооценка

    1. Рефлексивный.

    Оценочный лист.

    Закончить предложение

    Выявление отношения обучающихся  к прошедшему уроку

    Структура и ход урока

    №/п

    Этап урока

    Дидактические задачи

    Деятельность учителя

    Форма работы

    Деятельность учащихся

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    Время

    УУД

    1

    Организационный момент

    Создать благоприятный психологический настрой на работу, создать заинтересованность в освоении дисциплины

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Долгожданный дан звонок, Начинается урок! –Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли на месте, все ли в порядке. Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».Объясняет как необходимо заполнять карточки самооценивания.

    Ф

    Приветствуют учителя. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

    - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

    "+" - справился с задачей без затруднений,

    "±" - справился с задачей, но возникали сложности,

    "-" - не справился с задачей.

    2

    Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: организовывать себя, настраиваться на работу

    2

    Подготовка к основному этапу занятия

    Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели урока, актуализация опорных знаний и умений

    Предлагает решить   задачу.

    -В  жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты.

    Где мы встречаемся с этим понятием?

    -Сегодня вы будете работать в роли продавцов; в роли бухгалтеров, а так же побываем  в роли директора магазина и его помощников.

    -Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Тема урока: Решение задач на проценты.

    Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель и задачи  урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

    Ф

    Учащиеся предлагают свои решения.

    На этот вопрос помогут ответить проценты.

    Выразим  количество учащихся в процентах, и ответ всем будет ясен.

    Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

    Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

    Подводим итоги успеваемости за 1 четверть. В 5 классе 5 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 6 -10, но в 5 - 25 учеников, а в 6 -27 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

    4

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, аргументировано доказывать свою точку зрения,

    вступать в диалог, дополнять  и исправлять  ответы других учащихся.

    Давайте представим, что мы хотим устроиться на работу в магазин, но  чтобы туда устроиться нужно пройти собеседование на общих основаниях.

    Для прохождения собеседования необходимо выполнить графический диктант и   решить  основные задачи на проценты.

    Организует взаимоконтроль.

    И

    Ученики меняются тетрадями с соседом по парте и с помощью слайда проверяют ответы гр. диктанта.

    Ответ «да» соответствует _ , ответ «нет» - /\

    1 = 50 %                 6)0,65 = 65 %

    2) = 25 %                  7)13% = 0,13

    3) = 10 %               8)9% = 0,9

    4)0,07 = 7%                  9)3,4% = 0,34

    5)0,4 = 4%                  10)80% = 0,8

    Ответ: _  _  _  _ /\ _  _ /\ /\  _

    5

    Познавательные: структурировать собственные знания.

    Коммуникативные: эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Регулятивные: контролировать        и оценивать процесс  и результаты деятельности.

    Личностные:  осознавать значимость поставленных учебных задач.

    Предлагает решить задачи.

    Ф

    Предлагают решения задач

    а) как найти процент от числа;

    Найдите:  30% от 40

    б) как найти по проценту целую величину;

    Найдите: число, 9% которого равны 18.

    в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

    Сколько процентов составляет 200 от 800?

    Обобщение и систематизация знаний

    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

    Предлагает ученикам объединиться в группы.

    Правила работы в группе. Организует самостоятельное выполнение задания в группах:

    группа № 1 «Продавцы»

    группа № 2 «Бухгалтера»

    группа №3 «Зам. Директора».

    Учитель: следит за работой в группах, даёт нужную консультацию.

    Г

    Каждая группа выбирает «руководителя» группы. В группе обсуждают,  как будут выполнять задание, записывают решение на отдельном листе.

    Выполняют самопроверку и взаимопроверку.

    Все  «руководители» групп выходят к доске с листочками. Все вместе проверяют решения задач.

    группа № 1 «Продавцы»

    1)Быстро оформляется «витрина магазина»: выставляются игрушки и вывешивается объявление

    К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

    2)В нашем магазине 12 продавцов, что составляет 30% от всех сотрудников. Сколько  человек работает в нашем магазине?

    группа № 2 «Бухгалтера»

    Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

    Доплата за совмещение обязанностей –

     60 %

    Доплата на транспорт 10%

    Какова заработная плата сотрудника?

    Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

    группа №3 «Зам. Директора»

    1)Выясните, что выгоднее:

    -Положить в банк на год 30000 руб. под 8 % годовых,

    - Положить в банк на год 40000 руб. под 7% годовых?

    2) Мы вложили в открытие магазина 1280000 руб. За все время работы мы получили выручку в размере 256000руб. Какой процент от всей суммы мы вернули.

    15

    Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

    Личностные: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

    Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность Регулятивные: планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат.

    Физкультминутка

    Смена деятельности

    Демонстрируют видео «Супер физкультминутка»

    Слушают и выполняют за персонажем видео все упражнения.

    2

    Контроль и самопроверка знаний

    Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

    Наблюдение за самостоятельностью  выполнения.

     По окончанию самостоятельной работы включает слайд с ответами для самопроверки.

    И

    Решают задачи.

    Самопроверка.

    На слайде

    1) Представь, что ты уже взрослый и работаешь на крупном предприятии. Каждый месяц ты получаешь заработную плату в размере 10000 р. Согласно российским законам человек с каждого заработка обязан платить подоходный налог, который составляет 13% от заработанной суммы. Какой ты заплатишь налог с зарплаты.

    2)Родители решили накопить деньги на твое обучение в университете и внесли 20000р. На счет в банке, по которому в год начисляется 12%. Какая сумма будет на счете через год?

    3) Ваша семья решила купить ковер за 9990р. На распродаже цена была снижена на 20%. Сколько примерно рублей можно сэкономить, если купить ковер на распродаже?

    10

    Личностные: давать   самооценку своей деятельности

    Регулятивные: анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

    Информация о домашнем задании

    Обеспечение понима- ния уча- щимися цели, соде- ржания и способов выполне-

    ния домаш- него задания

    Дает комментарий к домашнему заданию и под * на доп. оценку.

    Ф

    Слушают учителя и записывают д/з в дневник.

    №1606,№1609.

    *Составить задачи  по одной каждого типа по теме  «Проценты в моей жизни»

    2

    Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища и учителя.

    Подведение итогов занятий

    Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

    Предлагает заполнить оценочный лист

    Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

    Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

    И

    Выполняют предложенную работу на отдельных листах.

    По окончании работы сдают учителю.

    Сдают карточки самооценивания

              Оценочный лист

    Ф.И.________________________

    Продолжи одно из предложений:

    “Мне понятно…

    “Я запомнил…

    “Мне на уроке…

    “Я думаю….

         Карточка самооценивания.

    Ф.И.________________________

    № задания

    Задание

    Оценка

    1

    Графический диктант.

    Уст. основные задачи на проценты.

    2

     Работа в группах

    3

    Самостоятельная работа

    4

    Итого: ваша оценка за урок

    Если у вас: 9- 9,5 «+» - ставим оценку «5»;

                         8- 7  «+» - «4»;

                         6- 5 «+» - «3».

    5

    Регулятивные: оценивать собственную деятельность на уроке и успешность усвоения материала по данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему Проценты

    Данный архив включает в себя технологическую карту и презентацию к обобщающему уроку по теме Проценты в 5 классе.  Данный урок позволяет закрепить знания и умения решать задачи на проценты. К реш...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Задачи на проценты»

    Предлагаю Вам технологическую карту урока математики по теме «Задачи на проценты», 5 класс.Это четвертый урок из шести  при изучении темы «Проценты». Материал будет полезен для учителей, работающ...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

    Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

    Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "

    Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....