Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Воронова Татьяна Михайловна

Урок по математике в 5классе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_na_protsenty.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач на проценты.

ФИО учителя: Воронова Татьяна Михайловна

Должность: учитель математики

ОУ:  МБОУ СОШ№5

Предмет: математика

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Место в общей структуре курса: Глава 2. Дробные числа. §40.Инструменты для вычислений и измерений. 4 урок согласно календарно-тематическому плану.

Тип урок: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

Планируемые результаты:

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях; обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального стиля познавательной деятельности.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Проценты, пропорция, отношение,  дробь от числа, процент от числа, число по его проценту и дроби, процентное отношение.

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Знать. Понятие  «проценты» ; правило перевода десятичной дроби и обыкновенные в проценты и наоборот; основные виды задач на проценты, использование процентов в различной деятельности человека  

Уметь. Записывать обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и наоборот.

 Находить  несколько процентов от величины и величину по ее проценту.

Приводить примеры использования процентов в жизни. Распознавать и решать три вида задач на проценты

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные: самоопределение; осознавать значимость поставленных учебных задач; давать   самооценку своей деятельности; осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей; проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; аргументировано доказывать свою точку зрения;  вступать в диалог, дополнять  и исправлять  ответы других учащихся; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; правильно выражать свои мысли в речи; слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Регулятивные: Организовывать себя, настраиваться на работу; контролировать        и оценивать процесс  и результаты деятельности; планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат; анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: структурировать собственные знания; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Инструкции и пояснения

-

  • Вводное слово учителя

-

  • Распределение по группам

Учащиеся разделены на три  группы

На этапе «Обобщение и систематизация знаний»

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает  в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися  на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе:

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- подчинение требованиям командира группы;

- не мешать другим группам;

- соблюдение регламента работы.

  1. Мотивационный блок

карточками самооценивания.

В течение урока учащиеся выполняют различные задания. По окончанию решения каждой задачи, они должны оценить свою работу:                                

создать заинтересованность в освоении дисциплины

Задача. Подводим итоги успеваемости за 1 четверть. В 5 классе 5 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 6 -10, но в 5 - 25 учеников, а в 6 -27 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

Учащиеся решают задачу, которая связана с их классом.

По результатам  формулируются тема, цели и задачи урока

Для дальнейшей работы учащимся предлагают пройти собеседование, чтобы устроится на работу в магазин. Все учащиеся делятся на три группы: группа № 1 «Продавцы»

группа № 2 «Бухгалтера»

группа №3 «Зам. Директора».

Группы выполняют задания связанные с их названием.

создать заинтересованность в освоении дисциплины, показать, что проценты нужны во многих профессиях.

Самостоятельная работа.

Все задачи переделаны на продуктивные,  так как будто эти задачи из жизни  самого ученика.

создать заинтересованность в освоении дисциплины, показать, что проценты нужны в повседневной жизни.

  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные вопросы подготовленные учителем

Устный счет с целью актуализации имеющихся знаний нужных в дальнейшем на уроке

Письменные источники         

Письменное выполнение устного счета.

Графический диктант.

Карточки с задачами, подобранные учителем(Все задачи переделаны на продуктивные)

Графические источники (схемы, диаграммы)

-

Электронные источники

Презентация.

Видео источники         

видео «Супер физкультминутка»

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

-

Источники информации для учащихся подбирает учитель

Совместная работа учитель – ученик – родитель

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения

Примеры применения  процентов

Письменные источники

Обсуждение, анализ,  синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка  (заполнение таблицы)

Взаимооценка

  1. Рефлексивный.

Оценочный лист.

Закончить предложение

Выявление отношения обучающихся  к прошедшему уроку

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время

УУД

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу, создать заинтересованность в освоении дисциплины

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Долгожданный дан звонок, Начинается урок! –Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли на месте, все ли в порядке. Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».Объясняет как необходимо заполнять карточки самооценивания.

Ф

Приветствуют учителя. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

2

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организовывать себя, настраиваться на работу

2

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели урока, актуализация опорных знаний и умений

Предлагает решить   задачу.

-В  жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты.

Где мы встречаемся с этим понятием?

-Сегодня вы будете работать в роли продавцов; в роли бухгалтеров, а так же побываем  в роли директора магазина и его помощников.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: Решение задач на проценты.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель и задачи  урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Ф

Учащиеся предлагают свои решения.

На этот вопрос помогут ответить проценты.

Выразим  количество учащихся в процентах, и ответ всем будет ясен.

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

Подводим итоги успеваемости за 1 четверть. В 5 классе 5 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 6 -10, но в 5 - 25 учеников, а в 6 -27 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

4

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, аргументировано доказывать свою точку зрения,

вступать в диалог, дополнять  и исправлять  ответы других учащихся.

Давайте представим, что мы хотим устроиться на работу в магазин, но  чтобы туда устроиться нужно пройти собеседование на общих основаниях.

Для прохождения собеседования необходимо выполнить графический диктант и   решить  основные задачи на проценты.

Организует взаимоконтроль.

И

Ученики меняются тетрадями с соседом по парте и с помощью слайда проверяют ответы гр. диктанта.

Ответ «да» соответствует _ , ответ «нет» - /\

1 = 50 %                 6)0,65 = 65 %

2) = 25 %                  7)13% = 0,13

3) = 10 %               8)9% = 0,9

4)0,07 = 7%                  9)3,4% = 0,34

5)0,4 = 4%                  10)80% = 0,8

Ответ: _  _  _  _ /\ _  _ /\ /\  _

5

Познавательные: структурировать собственные знания.

Коммуникативные: эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Регулятивные: контролировать        и оценивать процесс  и результаты деятельности.

Личностные:  осознавать значимость поставленных учебных задач.

Предлагает решить задачи.

Ф

Предлагают решения задач

а) как найти процент от числа;

Найдите:  30% от 40

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 9% которого равны 18.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 200 от 800?

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Предлагает ученикам объединиться в группы.

Правила работы в группе. Организует самостоятельное выполнение задания в группах:

группа № 1 «Продавцы»

группа № 2 «Бухгалтера»

группа №3 «Зам. Директора».

Учитель: следит за работой в группах, даёт нужную консультацию.

Г

Каждая группа выбирает «руководителя» группы. В группе обсуждают,  как будут выполнять задание, записывают решение на отдельном листе.

Выполняют самопроверку и взаимопроверку.

Все  «руководители» групп выходят к доске с листочками. Все вместе проверяют решения задач.

группа № 1 «Продавцы»

1)Быстро оформляется «витрина магазина»: выставляются игрушки и вывешивается объявление

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

2)В нашем магазине 12 продавцов, что составляет 30% от всех сотрудников. Сколько  человек работает в нашем магазине?

группа № 2 «Бухгалтера»

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей –

 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

группа №3 «Зам. Директора»

1)Выясните, что выгоднее:

-Положить в банк на год 30000 руб. под 8 % годовых,

- Положить в банк на год 40000 руб. под 7% годовых?

2) Мы вложили в открытие магазина 1280000 руб. За все время работы мы получили выручку в размере 256000руб. Какой процент от всей суммы мы вернули.

15

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Личностные: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность Регулятивные: планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат.

Физкультминутка

Смена деятельности

Демонстрируют видео «Супер физкультминутка»

Слушают и выполняют за персонажем видео все упражнения.

2

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Наблюдение за самостоятельностью  выполнения.

 По окончанию самостоятельной работы включает слайд с ответами для самопроверки.

И

Решают задачи.

Самопроверка.

На слайде

1) Представь, что ты уже взрослый и работаешь на крупном предприятии. Каждый месяц ты получаешь заработную плату в размере 10000 р. Согласно российским законам человек с каждого заработка обязан платить подоходный налог, который составляет 13% от заработанной суммы. Какой ты заплатишь налог с зарплаты.

2)Родители решили накопить деньги на твое обучение в университете и внесли 20000р. На счет в банке, по которому в год начисляется 12%. Какая сумма будет на счете через год?

3) Ваша семья решила купить ковер за 9990р. На распродаже цена была снижена на 20%. Сколько примерно рублей можно сэкономить, если купить ковер на распродаже?

10

Личностные: давать   самооценку своей деятельности

Регулятивные: анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Информация о домашнем задании

Обеспечение понима- ния уча- щимися цели, соде- ржания и способов выполне-

ния домаш- него задания

Дает комментарий к домашнему заданию и под * на доп. оценку.

Ф

Слушают учителя и записывают д/з в дневник.

№1606,№1609.

*Составить задачи  по одной каждого типа по теме  «Проценты в моей жизни»

2

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища и учителя.

Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Предлагает заполнить оценочный лист

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

И

Выполняют предложенную работу на отдельных листах.

По окончании работы сдают учителю.

Сдают карточки самооценивания

          Оценочный лист

Ф.И.________________________

Продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю….

     Карточка самооценивания.

Ф.И.________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Графический диктант.

Уст. основные задачи на проценты.

2

 Работа в группах

3

Самостоятельная работа

4

Итого: ваша оценка за урок

Если у вас: 9- 9,5 «+» - ставим оценку «5»;

                     8- 7  «+» - «4»;

                     6- 5 «+» - «3».

5

Регулятивные: оценивать собственную деятельность на уроке и успешность усвоения материала по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему Проценты

Данный архив включает в себя технологическую карту и презентацию к обобщающему уроку по теме Проценты в 5 классе.  Данный урок позволяет закрепить знания и умения решать задачи на проценты. К реш...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Задачи на проценты»

Предлагаю Вам технологическую карту урока математики по теме «Задачи на проценты», 5 класс.Это четвертый урок из шести  при изучении темы «Проценты». Материал будет полезен для учителей, работающ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "

Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....