Главные вкладки

    Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
    план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

    Тюрина Елена Вячеславовна

    Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_protsenty.docx25.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТа УРОКа математики в 5 классе

    Урок:  Решение задач на проценты

    Цели
    деятельности
    учителя

    -Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

    - Способствовать развитию творческой активности учащихся;

    - Повысить познавательный интерес к предмету.

    Тип урока

    Урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты, применять проценты в нестандартных ситуациях.

    Метапредметные:  уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

    Методы и формы
    обучения

     Фронтальная, парная, индивидуальная

    Образовательные
    ресурсы

     Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

    Оборудование

    Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.

    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы
    урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы органи-зации
    взаимодействия на уроке

    Формируемые умения (универсальные
    учебные действия)

    Промежуточный контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организационный момент

    Эмоциональная, психологическая
    и мотивационная подготовка учащихся на работу

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

    «+» - справился с задачей без затруднений,

    «+» - справился с задачей, но возникали сложности,

    «-« не справился с задачей.

    Включаются в деловой ритм урока, демонстрируют готовность к уроку.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

    понимают его важность.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    II. Актуализация знаний

    Актуализация опорных знаний и способов действий

    Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты

    Учитесь думать, объяснять,

    Учитесь мыслить, рассуждать.

    Ведь в математике, друзья,

    Без логики никак нельзя.

    Устный счет: 0,13        1,09          0,8           0,45           0,006

                             43%        18%        40%          77%            112%

    Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

    Давайте вспомним основные задачи на проценты.

    а) как найти процент от числа;

    Найдите:  48% от 250

    Решение: 48% = 0,48

                    250 ⋅ 0,48 =120

    б) как найти по проценту целую величину;

    Найдите: число, 8% которого равны 12.

    Решение: 8% = 0,08

                    12 : 0,08 =150.

    в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

    Сколько процентов составляет 150 от 600?

    Решение: 150 : 600 ⋅ 100% = 25%.

    Повторим эти правила в общем виде:

    А % от Б             А % это С                    Б от С в %

    Б ∙ 0,01А          С : 0,01А                 (Б : С) ∙ 100%

    Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

    Фронтальная.

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структуирование собственных знаний.

    Регулятивные:

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Устные ответы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

    - Ребята к нам с Вами обратился завуч школы с просьбой помочь ему выяснить какой класс лучше учится?                                

    Нам предоставили следующие данные:

    В 5а - 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников.

    - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

    - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

    Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

    Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

    Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

    Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

    Учащиеся  предлагают свои решения, формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

    Фронтальная

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

    .

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    IV.Применение знаний и умений в новой ситуации

    Показать разнообразие задач на проценты, решаемые в реальной жизни

    Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

    1. Классный руководитель – завуч школы. 1 ряд

    1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

    Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

    2) 12 учеников посещают спортивные секции,

    16 учеников посещают различные кружки.

    Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

    2. Продавец - покупатель. 2 ряд

    Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

    Товар:                                       скидка на данный товар:

    Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

    Сапоги – 7 800 рублей                                      10%

    Шапка - 2 200 рублей                                      8 %

    Спортивный костюм - 3 200 рублей        11 %

    Кроссовки – 1 850 рублей.                              5 %

    3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. 3 ряд

    Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

    Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

    Доплата на транспорт 10%

    Какова заработная плата сотрудника?

    Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

    Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, защищают решение и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания

    Парная

     

    Познавательные: формирование интереса к данной теме

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    Письменная работа

    V. Контроль усвоения знаний

    Организует самостоятельную работу

    Сейчас Вам предстоит решить предложенную задачу самостоятельно.

    Вариант 1: В июне завод выпустил 800 приборов. В августе производительность снизилась на 15%, а в сентябре – ещё на 10%. Сколько приборов завод выпустил в сентябре?

    Вариант 2: В июне 1 килограмм абрикосов стоил 160 рублей. В июле цена снизилась на 30%, а в августе ещё на 15%. Сколько рублей стоил 1 килограмм абрикосов после снижения цены в августе?

    Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, сверяют решения с доской и оценивают свою работу

    Индивидуальная

    Личностные: формирование позитивной самооценки

    Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

    Письменная работа

    VI. Итоги урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная беседа

    – Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

    Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.

    Отвечают

    на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания

    Фронтальная

    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

    Устные ответы

    VII. Информация о домашнем задании

    Обеспечение понимания домашнего задания

    Решите следующую задачу:

    В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

    Статья расхода

    Процент

    от заработанной суммы

    Оплата расходов на содержание квартиры

    8

    Плата за детский сад за 1 ребенка

    6

    Покупка продуктов

    23                                                                      23

    Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

    23

    В копилку

    40        

    Задания: 

    1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

    2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу  - 60 000 рублей.

    Учащиеся получают карточки с заданием

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему Проценты

    Данный архив включает в себя технологическую карту и презентацию к обобщающему уроку по теме Проценты в 5 классе.  Данный урок позволяет закрепить знания и умения решать задачи на проценты. К реш...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Задачи на проценты»

    Предлагаю Вам технологическую карту урока математики по теме «Задачи на проценты», 5 класс.Это четвертый урок из шести  при изучении темы «Проценты». Материал будет полезен для учителей, работающ...

    Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

    Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

    Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...