Я - педагог-наставник
статья

Лебедева Оксана Викторовна

Данная статья раскрывает основные этапы в работе педагога-наставника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_pedagog-nastavnik.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Я – педагог-наставник

В современной школе значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции. 

Слова Антона Семеновича Макаренко отражают сущность нашей профессии: «Как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, но, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом…».

В начале своей педагогической деятельности молодые учителя обычно совершают одни и те же ошибки, из-за чего некоторые из них уходят из школы. Этого можно избежать, если вовремя протянуть им руку помощи, научить их всем «тонкостям» профессии «учитель». Ведь у всех есть теоретические знания, но этого недостаточно, нужна   практика. Именно для этого и нужны мы – педагоги-наставники, чтобы помочь молодому специалисту реализовать себя.

Как нельзя лучше роль наставника отражают слова Марка Фабия Квинтилиана: «Что может быть честнее и благороднее, чем научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь»

Главная цель наставника – оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении, в самореализации.

Основными задачами наставника являются:

  • Прививать начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности.
  • Помочь в процессе адаптации, в усвоении лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении.
  • Ускорить профессиональное становление начинающего педагога, развивать самостоятельность в качественном выполнении обязанностей по занимаемой должности.
  • Развивать у начинающего педагога потребность в проектировании своего профессионального роста, в совершенствовании профессиональной компетентности.

В работе педагога –наставника несколько этапов:

I этап - адаптации/диагностики.  

Социально-психологическая адаптация – принятие молодым педагогом новых норм взаимоотношений и поведения, приспособление к новому социуму.

Профессиональная адаптация – формирование профессиональных навыков, необходимых для исполнения молодым сотрудником своих функциональных обязанностей.

Ценностная адаптация – способность принимать и разделять ценности учреждения, его корпоративную культуру.

 На этом этапе выявляются сложности в работе молодых педагогов.

Типичные сложности в работе молодого специалиста:

  • методическая неподготовленность (недостаточное владение приемами и методами обучения, неумение выделять цели и задачи урока);
  • адаптация в новом коллективе и, самое главное, трудности в общении с учащимися (вопросы дисциплины и порядка на уроке);
  • организация взаимодействия с родителями школьников;
  • осуществление классного руководства.

На этапе планирования/этапе поддержки рекомендуется проводить разные формы работы:

  • консультации,
  • беседы,
  • разработка памяток и инструкций,
  • взаимопосещение уроков и взаимопроверка тетрадей,
  • проведение мастер-классов,
  • проведение открытых уроков (как наставником, так и наставляемым),
  • семинары-практикумы,
  • самообразование,
  • психологические тренинги,
  • творческие лаборатории.

Следующий этап работы «наставник-молодой педагог» - основной – самый сложный и продолжительный:

  • работа над темой самообразования;
  • методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста (накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми);
  • формирование индивидуального стиля деятельности;
  • формирование авторитета среди детей, родителей, коллег.

На последнем этапе - контрольно- оценочном наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. К этому моменту у молодого педагога складывается система работы, имеются собственные разработки. Учитель внедряет в свою работу новые технологии.

Также необходимо помнить основные принципы формирования системы наставничества:

  • добровольность,
  • системность,
  • личный пример наставника,
  • доброжелательность и взаимное уважение,
  • уважительное отношение к мнению молодого педагога,
  • соблюдение прав молодого специалиста.

Хотелось бы остановиться ещё на одном важном аспекте, когда мы говорим о наставничестве.

«Уча других, мы учимся сами», - сказал великий философ Сенека.

Так как наставничество носит характер субъект-субъект, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, стили профессиональной деятельности и т.д.

Наставничество для опытного учителя – это форма самоанализа своей педагогической деятельности, которая помогает стремиться к самосовершенствованию. Наставничество помогает не только увидеть и наметить перспективы в сфере своей педагогической деятельности, но и ощутить свой вклад в профессиональную адаптацию и становление молодых педагогов.

Несомненно, преемственность – это залог качественного образования.

Сегодня актуальными остаются слова Юлия Кима:

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.


Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.

Идут года. Вращается Земля.

Растят учеников учителя.


Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.


И примут на оставленном посту

Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога - наставника с молодым специалистом

План работы с молодым специалистом  Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...

План работы педагога-наставника с молодым специалистом

План работы педагога-наставника с молодым специалистом...

Педагог наставник и воспитатель нравственных качеств

Статья , посвященная моему взгляду на преподавание....

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...