Консультация «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»
консультация

Консультация «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras_chto_vazhno_znat_pedagogu_detskogo_sada.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое аутизм?

Аутизм (от греч. auto - сам, также называемый расстройством аутистического спектра, - это тяжелое психическое расстройство, крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. (Психологический словарь). Термин «аутичность», введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА, который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от 3 до 11 лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после 11 лет.

Как выявить аутичного ребенка?

Аутизм — это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.

Лучшим помощником в выявлении аутичного ребенка будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Одинаковых аутистов даже одного возраста нет, но некоторые черты присущи каждому ребенку с РАС:

• Минимум социального взаимодействия. Проявляется в неспособности «особенного ребенка» увидеть и прочувствовать эмоции другого человека и выразить собственные. Ребенок с РАС часто не понимает шуток, поэтому либо не реагирует на юмор, либо смеется невпопад. Некоторым дошкольникам с РАС трудно представлять абстрактные понятия.

• Нарушение коммуникативных навыков проявляется в трудностях речевого воспроизведения. Так, дети с РАС плохо разговаривают, их слова невнятны, а словарный запас минимален: «да», «нет», «спать», «сидеть» и т. д. Говоря о себе, они обычно используют обращения в третьем лице. Если ребенок разговаривает предложениями, то они бессмысленны и похожи на несвязный набор слов.

• Поведенческая стереотипность и узость личных интересов выглядит как:

- повторение одного и того же действия: бесцельное движение ногой, рукой, головой или соблюдение какого-то правила, хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону;

- фиксация внимания на одном объекте: ребенок смотрит только один мультфильм, и больше ничего.

Как помочь аутичному ребенку?

Поскольку «аутизм» - медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно, а помочь им адаптироваться в обществе.

Волшебной таблетки, которая бы вылечила аутизм, не существует. Всё, чем располагает наука, сводится к психологической коррекции и формированию навыков самообслуживания и норм поведения в обществе. Ключевую роль в этом процессе играет детский сад.

Для того, чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты. Например, лепка фигуры животного, рисование цветка, дежурство перед обедом, одевание на прогулку и др.

По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам, которые, умело используя приемы и методы работы с аутичными детьми, помогают им найти свое место в окружающем мире.

В чем заключаются задачи педагога?

1. Создавать в группе эмоциональный комфорт. Для этого важно получать теоретические знания об аутизме, посещать тренинги, перенимать опыт коллег, работающих с этими детьми. Ребенок с РАС ведет себя неадекватно не из-за плохого воспитания и безразличия родителей, а потому, что просто он другой. Также педагогу нужно консультироваться со специалистами, ведь справиться с обычными детьми непросто, что уж говорить об «особенных».

2. Следовать принципу равенства. Педагогу придется взять на себя роль пропагандиста толерантности, не акцентируя внимания других детей на особенностях ребенка с РАС. При этом важно создавать условия для комфорта последнего: например, уголок, где тот отдыхает в одиночестве, когда это потребуется. Это позволит развить сотрудничество между детьми, взаимопонимание и помощь, а в итоге – привить ребенку с РАС нормы поведения. Для этого придумали специальные методики.

Выбор методики зависит от текущего состояния конкретного ребенка и подбирается индивидуально. Это позволяет социализировать ребенка и не причинить вреда, адаптировав среду к потребностям аутиста.

3. Союз с родителями. «Дружба» с семьей позволит педагогу лучше понять ребенка с РАС, узнать его особенности, предпочтения и интересы, ограничения и учитывать сопутствующие болезни. Дети с РАС часто страдают расстройствами ЖКТ, аллергическими реакциями, гиперактивностью, низким мышечным тонусом и пр. Внимательный педагог увидит и порекомендует родителям обратиться к врачу или реабилитологу, например, которого в детском саду нет. А родители узнают больше о склонностях своего ребенка, потенциальных возможностях, успех и неудачах, получат рекомендации о том, над чем работать дома. Сотрудничество педагогов с родителями ускорит адаптацию ребенка в саду, насколько возможно компенсировать аутизм и признаки расстройства.

К. С. Лебединская, советский и российский детский психиатр и дефектолог, считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проделанной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие работы педагогов по профилактике дисграфии у детей с ЗПР в условиях работы компенсирующего детского сада.

Презентация  содержит   некоторые теоретические и практические аспекты  работы специалистов  с детьми с ЗПР....

Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка в детском саду"

В данной консультациии представлены советы родителям по правильной адаптации ребенкак в детском саду....

Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду».

Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение; помочь сформи...

Инструкции по технике безопасности для дошкольников и педагогов детского сада

В материале предложен список правил техники безопасности при проведении режимных моментов в детском саду....

консультация для воспитателей "Как оснастить музыкальный уголок в детском саду"

оформление музыкального уголка по возрастным группам в детском саду...

Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....