Выступление на педагогическом совете "Стили педагогического общения"
консультация
Выступление на педагогическом совете "Стили педагогического общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Выступление на педагогическом совете:
«Стили педагогического общения»
Подготовила: Севрюгина Ю.Г.
воспитатель 1 кв. категории
г. Оренбург 2025 год
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать.
Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.
Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т.е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.
Другими словами стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе.
Традиционно выделяют три стиля педагогического общения в ДОУ
- Авторитарный. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы её выполнения, субъективно оценивает результаты.
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится только лишь на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
- Демократический. Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Педагог прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.
Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных», вникает в их личные дела и проблемы. Дети обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует педагог.
- Либеральный. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности. Он стремится минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты.
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
При либеральном (попустительском) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты деятельности детей при данном стиле общения- это наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Таким образом, стиль общения педагога должен характеризоваться гибкостью, вариативностью, зависеть от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности и каков характер деятельности.
Подбирая стиль общения с родителями, нельзя руководствоваться только одной линией поведения, педагог должен находить подход в том числе исходя из особенностей собеседника. Хорошим вариантом является использование разных стилей общения на групповых собраниях и в личном общении. Ни в коем случае нельзя использовать противоположенные стили злой- добрый, важно помнить, что педагог не может позволить себе лицемерие.
Сегодня психологи в педагогической деятельности выделяют множество стилей взаимодействия педагогов с родителями. Рассмотрим их и определим какие стили лучше использовать педагогу в своей деятельности, важно понимать, что даже самый нелицеприятный и находящийся на грани дозволенного стиль в некоторых случаях – именно то что необходимо педагогу :
• Совместное творчество
В основе стиля лежит стержень, совмещающий высокий профессионализм педагога и его этических принципов. Педагог при взаимодействии ставит себя и родителя в равное положение: ставятся общие цели, задачи, достигаются решения. Стиль отражает силу личности педагога и её проекцию на родителя.
Предлагается применять педагогу с квалификацией и опытом, в инициативных группах, низко конфликтных группах.
• Стиль «Авторитарный»
В основе стиля лежит жёсткость взаимодействия с родителями. Все указания педагога не подлежат обсуждению и должны выполняться. Исключительно единоличное принятие решений педагогом. Строгий стиль, требующий постоянного наличия под рукой методической базы, правил, планов и указаний.
Предлагается применять в проблемных группах, низко социальных группах, требует от педагога постоянной выдержки и контроля.
• Стиль «Попустительский»
В основе стиля лежит низкая активность педагога, взаимодействие с родителями проходит «для галочки». Педагог не проявляет инициативы ни в работе с родителями ни в принятии педагогических решений, полностью следуя указаниям администрации, что отражается в безучастной позиции к инновационным проектам и деятельности. Стиль не подразумевает серьезной работы и результатов. Стиль предполагающий необходимость выжидания времени в неблагоприятных условиях работы.
Допускается применять в крайне проблемных и конфликтных группах, низкой поддержке инициативности руководством.
• Стиль «Заигрывание»
В основе стиля лежит стремление получить мнимый авторитет у родителей. Такая деятельность педагога противоречит нормам профессиональной культуры и педагогической этике. Молодые педагоги часто практикуют такой стиль, чтобы моментально установить положительные взаимоотношения с родителями, понравиться им. Использования стиля вызвано отсутствием уровня педагогической и психологической культуры, знаний и навыков по правилам общения педагог-родитель, опыта профессиональной деятельности.
Применение стиля не приветствуется. Ведет к деградации взаимоотношений с родителями и коллективом, отклонению от норм и требований при выполнении стоящих задач в угоду желаниям родителей.
• Стиль «Устрашение»
В основе стиля лежит искусственная постановка противоположенной стороны взаимодействия в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к родителям и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения. Стиль использует групповое взаимодействие между родителями, как рычаг давления на отдельных родителей.
Негативный стиль общения, допускается применять в проблемных группах, группах с низкой инертностью и тонусом, при взаимодействии с низко социальными родителями, является тёмной стороной стиля Дистанция.
• Стиль «Дистанция»
В основе стиля лежит дистанция, выступающая как показатель главенствующей роли педагога. Стиль является нейтральным стилем взаимодействия, без проявления инициатив, но и не пренебрегая основными задачами взаимодействия с родителями. Стиль популярен у молодых педагогов как средство самоутверждения и увеличения авторитета педагога. Низкоэффективный стиль, требующий выдержки и усилий на поддержание дистанции в общении. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой с одной стороны стиль разваливается и скатывается к дружескому отношению, что ведёт к провалу выполнения поставленных задач, т. к. в таких взаимоотношениях требование результатов затруднительно, с другой стороны к самоизоляции педагога, когда родители не понимают поставленных задач либо начинают их игнорировать. Стилю присуща осторожность в постановке задач, чёткая выверенность требований и использование типовых план-графиков.
Рекомендуется применять молодым педагогам без опыта работы как основу для наработки методологической базы. Характеристики группы и отдельных родителей не важны.
• Стиль «Менторский»
В основе стиля используется покровительственный стиль общения педагог – родитель. При использовании данного стиля используется связка наставник-ученик, надзиратель – подчиненный. Стержень стиля – опыт или «легенда» об опыте педагога. Стиль поддерживается рассудительностью, внешним обликом, нередко ярко демонстративными элементами – стенды успехов: грамоты, благодарности, повышения квалификации, достижения. Стиль часто проявляется у педагогов с хорошим опытом возраста и педагогов склонных к нарциссизму, несмотря на это очень мягко и действенно принимается родителями стандартных групп без признаков проблемности.
Предлагается применять педагогу с наличием заслуг и в группах, выработавших уважительное отношение к педагогам.
• Стиль «Адвокат - Прокурор»
В основе стиля используется детализированное информирование родителей об успехах\ неудачах детей. При использовании данной информации педагог, опираясь на поведение, результаты занятий, взаимоотношений может выстраивать стиль общения, направленный на достижение определенных результатов. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой педагог должен чётко выдерживать дозировку положительных и отрицательных моментов, так как всегда остаётся риск «непринятия» информации со стороны родителей, что может выливаться в конфликт. Не стоит путать донесение информации по успехам детей и стиль общения – цель которого достижения задач на основе правильно преподносимой информации родителям. Стиль предполагает хорошее и внимательное отношение ко всему происходящему в группе, фиксирование ключевых моментов жизни детей и родителей.
Предлагается применять педагогу, имеющему успехи в психологии, хорошую память, в неконфликтных группах, с родителями гуманитарной направленности.
Правильный подбор стиля, сочетание стилей не станет панацеей для педагога, не решит проблемы взаимодействия, но будет одним из тех инструментов, с помощью которого педагог сможет решать стоящие перед ним задачи, а именно возведение фундамента будущего поколения, воздействую в том числе через ячейку общества – семью своих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Гармония общения: учитель-ученик-родитель"
Педагогический совет проводится совместно с родителями и детьми...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"
В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»
В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....
Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.
Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...

Состояние проблемы изучения психолого-педагогической коррекции нарушений общения у детей с РАС
В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу с аутичными детьми. В статье рассматриваюся различные отечественные и зарубежные подходы к развитию и коррекции речи...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....