Главные вкладки

    Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
    статья на тему

    Деева Ирина Викторовна

    В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedchteniya1.docx44.91 КБ
    Office presentation icon pedchteniya.ppt1.99 МБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический такт. Стили педагогического общения.

    Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

    А. Адлер «Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей». 

                “Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”  Леонтьев А.

    Педагогическое общение — это продуктивное общение между двумя мирами. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

    - уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
              - интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
             - восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

    Понятие и основные составляющие педагогического такта
                 Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
               Такт в буквальном смысле — «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Вот одна из них.

               Педагогический такт — это: «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

     Признаки и элементы педагогического такта

    Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
     Основными элементами педагогического такта являются:
    - требовательность и уважительность к воспитаннику;
    - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
    - деловой тон общения;
    - внимательность, чуткость педагога. 
               Профессиональный такт проявляется:
    - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
    - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
    - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
    - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 
    - в самокритичной оценке своего труда.
               Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
    Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

                  Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

     10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

    1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.

    2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.

    3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".

    4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).

    5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.

    6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.

    7. Неумение выразить веру в ученика.

    8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.

    9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

    10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.


     Стиль общения педагога как выражение педагогического такта

    Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный.


    1. Авторитарный

              При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать и т. д. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.


    2. Либеральный

                 Главной особенностью стиля общения по сути дела является самоустранение учителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.  При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет авторитарный или демократический  стили общения.

    3.Демократический

               Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

    В наши дни кроме основных выделяют много других стилей педагогического общения:

    4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

                  В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

    Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

    5. Общение-дистанция

                 Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений.

    6. Общение – устрашение

                Этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, необходимое для совместной творческой деятельности.

    7. Заигрывание

                  По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта

    профессиональной коммуникативной деятельности

    Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.


                 Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения.

    Диалог и монолог в педагогическом общении

    Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми. Условно их можно обозначить следующим образом:

     

    ●Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

    Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность учащихся.

     

    ● Модель неконтактная ("Китайская стена") - между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

    Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

     

    • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание.

    Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе «преподаватель – коллектив»

    • Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята

    Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

    • Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

    Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории.

    • Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя с учениками и строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учеников, их возрастные и этнические особенности

    Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

    • Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

    Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

    • Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

    Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

    Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

    Наличие негативной установки преподавателя на того или другого ученика можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" ученику меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому ученику или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие учащегося  и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

    При  наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к ученику  взглядом в ходе занятия и т. п.  Специальные исследования показывают, что "плохие" ученики в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

     

                От того, какую установку выбирает преподаватель по отношению к тому или иному ученику, а также от выбранного стиля поведения педагога в целом зависит успешность его профессиональной деятельности, его педагогическое мастерство. Отсутствие конфликтов в общении с учащимися, их родителями, коллегами также является показателем правильности выбранной модели поведения преподавателя. Сейчас, я предлагаю вам поучаствовать в небольшом тестировании, по результатам которого каждый из вас может определить уровень сформированности вашей личной педагогической этики.

    Методика "Педагогические ситуации"

                   Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

    Ситуация 1

    Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

    1. «Не хочешь — заставим!»

    2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

    3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

    4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

    5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

    6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

    Ситуация 2

    Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

    1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

    2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

    3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

    4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

    5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

    6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

    Ситуация 3

    Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

    «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

    1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

    2. «Да, я плохо себя чувствую».

    3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

    4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

    5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

    6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

    Ситуация 4

    Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

    1-. «Ну вот, опять!»

    2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

    3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

    4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

    5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

    6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

    Ситуация 5

    Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

    1. «Ну и что?»

    2. «Никуда не денешься, все равно придется».

    3. «Это глупо с твоей стороны».

    4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

    5. «Почему?»

    6. «Я думаю, что ты не прав».

     

    Оценка результатов и выводы

                         Каждый ответ — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

     

     Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

    Порядковый номер педагогической ситуации

    Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    2

    3

    4

    4

    5

    5

    2

    2

    3

    3

    4

    5

    5

    3

    2

    3

    2

    4

    5

    5

    4

    2

    3

    4

    4

    5

    5

    5

    2

    2

    3

    4

    4

    5

    Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла,

    Вы  умеете быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не  теряете самообладания в сложной ситуации, легко схватываете изменения в психологическом климате,  хорошо знаете возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 

     Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла

    Вы самокритично оцениваете свой  труд, но  не всегда сочетаете разумную  требовательность с чутким отношением к учащимся;  сомневаетесь в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагируете на изменения в  психологической атмосфере обучаемых, принимая их на свой счет.
     

    Если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла,

     У вас практически отсутствует контакт с обучаемыми, существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Учащиеся безынициативны  и пассивны на вашем уроке.

    Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

    МБОУ «Гимназия №20»

    МБОУ

     «Гимназия №20»

    Педагогический такт. Стили педагогического общения.

    Выступление на педагогических чтениях

    Подготовила: учитель математики Деева И.В.

    2014 -2015 уч.г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Педагогический такт. Стили педагогического общения 900igr.net

    Слайд 2

    « Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер 900igr.net

    Слайд 3

    «Это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.” Леонтьев А. Педагогическое общение

    Слайд 4

    Педагогический такт — это: способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

    Слайд 5

    10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке. 1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии. 2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. 3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста". 4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа). 5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке. 6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. 7. Неумение выразить веру в ученика. 8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. 9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение. 10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

    Слайд 6

    Стили педагогического общения (по Р. Липпиту и К. Уайту) Авторитарный Демократический Либеральный (попустительский, конформный)

    Слайд 7

    Авторитарный В отношениях с детьми преобладают : строгость; жесткие методы руководства; дети выступают в роли исполнителей, не участвуют в принятии решений; исключена возможность детского коллектива участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни; решение, в конечном счете, принимает педагог в соответствии со своими установками.

    Слайд 8

    Либеральный (попустительский, конформный) отсутствие авторитета педагога среди учащихся; формальное выполнение своих функциональных обязанностей; отсутствие объективного контроля за деятельностью школьников; основная тактика – невмешательство; занимаемая профессиональная позиция – «позади»

    Слайд 9

    Демократический Дети участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними; решения принимаются совместно; ведение диалогического общения на равных.

    Слайд 10

    Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

    Слайд 11

    Модели общения педагога

    Слайд 12

    Модель 1 «Монблан» Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Негативные последствия - отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда – пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.

    Слайд 13

    Между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить: подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися; преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить; отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников; снисходительно - покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать “взрослое” взаимодействие. . Модель 2 «Китайская стена»

    Слайд 14

    Модель 3 «Локатор» Учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными: учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным; учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся; Негативные последствия - на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения, она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием.

    Слайд 15

    Модель 4 «Тетерев» Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению. Негативные последствия – теряется обратная связь, вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум, учебно- воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.

    Слайд 16

    Модель 5 « Гамлет» Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п. Негативные последствия - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.

    Слайд 17

    Модель 6 « Робот» Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения. В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.

    Слайд 18

    Модель 7 «Я сам» Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п. Негативные последствия - педагог превращается в единственную движущую силу учебно-воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.

    Слайд 19

    Модель 8 «Союз» В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

    Слайд 20

    Педагогические ситуации

    Слайд 21

    Ситуация 1 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя? 1. «Не хочешь — заставим!» 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?» 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» 6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

    Слайд 22

    Ситуация 2 Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель? 1. «Если честно сказать — сомневаюсь». 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться». 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» 5. «Давай поговорим и выясним проблемы». 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

    Слайд 23

    Ситуация 3 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель? 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания». 2. «Да, я плохо себя чувствую». 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри». 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы». 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям». 6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

    Слайд 24

    Ситуация 4 Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю? 1-. «Ну вот, опять!» 2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?» 3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему?» 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?» 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

    Слайд 25

    Ситуация 5 Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель? 1. «Ну и что?» 2. «Никуда не денешься, все равно придется». 3. «Это глупо с твоей стороны». 4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой». 5. «Почему?» 6. «Я думаю, что ты не прав».

    Слайд 26

    Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации Порядковый номер педа­гогической ситуации Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 4 5 5 2 2 3 3 4 5 5 3 2 3 2 4 5 5 4 2 3 4 4 5 5 5 2 2 3 4 4 5

    Слайд 27

    Оценка результатов и выводы выше 4,5 балла Вы умеете быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не теряете самообладания в сложной ситуации, легко схватываете изменения в психологическом климате, хорошо знаете возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

    Слайд 28

    Оценка результатов и выводы от 3,5 до 4,4 балла Вы самокритично оцениваете свой труд, но не всегда сочетаете разумную требовательность с чутким отношением к учащимся; сомневаетесь в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагируете на изменения в психологической атмосфере обучаемых, принимая их на свой счет.

    Слайд 29

    Оценка результатов и выводы меньше, чем 3,4 балла, У вас практически отсутствует контакт с обучаемыми, существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Учащиеся безынициативны и пассивны на ваших уроках

    Слайд 30

    Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику . Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

    Слайд 31

    Храни Вас Бог От всех печалей Лукавых глаз От лживых уст От бесполезных обещаний Пустых в неискренности чувств


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стили педагогического общения

    Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений  и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников обра...

    Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

    В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

    Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

    Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...

    Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

    Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

    Педагогический такт родителей в общении с ребенком

    Собрание на тему:«Педагогический такт родителей в общении с ребенком»Цель и задачи:•      Актуализировать проблему воспитания в семье. •      Расширит...

    Психология общения. Стили педагогического общения.

    стили педагогического общения. психология. психология общения...