Доклад на заседании педагогического совета на тему: «Эффективный стиль педагогического общения»
консультация
Материал по теме: "Эффективный стиль педагогического общения" актуален всегда и будет полезен всем педагогам, работающим в любой сфере с детьми разных возрастных категорий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61 КБ |
Предварительный просмотр:
30.08.2024 г
Доклад на заседании педагогического совета педагогов МОУ ДО «ДДТ» на тему: «Эффективный стиль педагогического общения»
педагога МОУ ДО «ДДТ» Когтевой Е.В.
Цель:
познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
предложить определить свой стиль общения на основе практикума
Одно из условий успеха в педагогической деятельности - умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с классом (полилога). Часто поглощённый тем, чтобы правильно сформулировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение или отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь, вы не были открыты к диалогу.
Т.о., в стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае
выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3.Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
- Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
- Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
- Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
- Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
- Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
- Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
3. Общение-дистанция;
4. Общение-устрашение;
5. Общение-заигрывание.
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.
Поговорим о показателях эффективного стиля педагогического общения педагога
Стиль общения учителя должны отличать:
пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
наличие эмпатии - умения поставить себя на место ученика, понять цели, мотивы его деятельности, а значит, и его самого, что позволяет в определенной степени прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее, не «post factum»;
доброжелательность, позиция заинтересованности старшего коллеги (друга) в успехе ученика; рефлексия - непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью учеников, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс.
Именно эти показатели стиля педагогического общения соответствуют прогрессивным тенденциям обучения.
Хотелось бы озвучить следующие рекомендации педагогам по организации позитивного взаимодействия с учащимися (по Р. Берну)
1. Уделяйте внимание всем учащимся. Учитель должен придерживаться в своём поведении определённой системы, ибо случайный характер взаимодействия с учащимися легко приводит к тому, что с некоторыми детьми он общается чаще всего и больше, чем с остальными, поскольку хочет слышать правильные ответы на свои вопросы. Он призван обеспечить каждому ученику равную возможность принять участие в уроке. Он должен быть уверен, что его внимание распределяется равномерно, что он никого не забыл и что его контакт со всеми учащимися занимает более или менее одинаковое время.
2. Найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся. Учитель должен стараться уделить какое-то время для личного общения с каждым учащимся, т.к. важность индивидуальных контактов нельзя недооценивать. Контакт может длиться недолго, всего несколько секунд, но его роль для формирования Я-концепции учащегося очень велика. Особое внимание надо обращать на тихих, пассивных учеников, которые своим поведением провоцируют учителя на то, чтобы он о них забыл.
3. Хвалите учащихся справедливо. Похвалы учителя являются важным средством стимулирования учебной деятельности, но если адресуются школьнику часто и незаслуженно, то быстро девальвируются, так как он становится к ним невосприимчивым. Похвала с целью стимулирования школьника к учёбе может выполнить эту функцию только в том случае, если она основана на реальной и честной оценке его учебной работы. Когда ученик знает, что учитель принимает его таким, какой он есть, нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты. Позитивное отношение учителя поможет ребёнку воспринимать истинную информацию о своих достижениях и рассматривать свои неудачи конструктивно с точки зрения того, как их можно преодолеть. «Столкновение с реальностью в атмосфере, создаваемой тёплым отношением взрослых и их готовностью принять ребёнка, является необходимым условием формирования у него трезвого и позитивного представления о себе».
4. Учитывайте индивидуальные особенности учащихся. Важно, чтобы в дополнении к общим требованиям усвоения основного материала перед каждым учащимся ставились индивидуальные цели с учётом уровня его способностей и общего развития. Индивидуальным должен быть и характер поощрений за учебные достижения. Категорически неприемлема тактика сравнительной оценки каждого из учащихся со всем классом. Индивидуальный подход, который предполагает предъявление к учащимся требований, выполняемых без страха потерпеть неудачу, является надёжным средством создания положительных подкреплений в процессе развития позитивного взаимодействия.
Практикум
Анкета «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ученик должен:
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого ребенка без спроса какую-нибудь вещь, то вы:
а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение;
б) дети сами разберутся в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на роке был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему «всегда бы так занимался».
Ученик при входе в класс не поздоровался. Как вы поступите:
а) заставите его поздороваться;
б) не обратите на него внимания;
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
Учащиеся спокойно выполняют задание. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают;
б) помочь, подсказать, сделать замечание;
в) заниматься своими делами (записи, подготовка).
Какая точка зрения кажется вам правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания;
б) эмоции ребенка его переживания - это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка;
в) ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи.
Как вы отнесетесь к активности ребенка:
а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
а) сказали бы «ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы выполнить другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Бланк ответов:
Ф.И.О. педагога __________________________
Педагогический стаж ____________________________________________
Квалификационная категория _____________________________________
Ответ | Число баллов по номеру вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 8 | 9 | 10 | |
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
Ключ к обработке ответов:
Ответ | Число баллов по номеру вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
25—30 очков - тяготеет к демократическому стилю;
20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;
10-19 очков - характерен либеральный стиль.
Демократический стиль педагогического общения
Педагоги, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывают их индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких педагогов в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль педагогического общения наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.
Авторитарный стиль педагогического общения
Авторитарные педагоги добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе педагогического общения строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком стиле - заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Либеральный тип педагогического общения
Либеральные педагоги почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип педагогического отношения формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание педагогического совета по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе»
Заседание педагогического советапо теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовкик внедрению новых стандартов в основной школе»...
Материал к заседанию педагогического совета на тему "Критерии успешности учителя".
Цель данного педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности....
Материал к заседанию педагогического совета на тему "Виды активности профессиональных сообществ обучения"
Поиски путей решения проблем увеличения эффективности школы и повышения качества образования ведутся во всем мире. Один из таких путей - видение школы как профессионального сообщества обучения. В рабо...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».
Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...
Материал к заседанию педагогического совета на тему "Как конструировать современный урок по ФГОС".
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Выступление на заседании педагогического совета на тему "Ритмопластика как эффективная инновационная здоровьесберегающая технология"
В статье дано кратное описание:- что такое ритмопластика;- что дают ребенку занятия ритмопластикой;- задачи, которые ставит педагог на занятиях ритмопластикой;- этапы освоения ролей....
