Консультация для родителей "Игры на развитие внимания, мышления и памяти"
консультация
Игры на развитие внимания,памяти и мышления у детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 457.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игры на развитие внимания, памяти и мышления.
Подготовила учитель-логопед Сазонкина Анастасия Владимировна
Ведущей деятельностью детей является игра. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок хорошо учился в школе, был спортивным и музыкальным. Но просто так ничего не получается, чтобы добиться результатов надо приложить усилия и в этом случае в помощники можно взять игру.
Игры на развитие внимания.
Внимание это сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ЛОТО
ДОМИНО
ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу узор, силуэт и т.п.
НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы. При нанизывании бусин развивается и мелкая моторика, что способствует развитию речи.
НАЙДИ ПРЕДМЕТ
ДОРИСУЙ.
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТ. Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
УХО-НОС.
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Не забывайте, что память — это важнейший вид умственной деятельности ребенка, работать над ним необходимо с самого раннего возраста. Стимулирование процессов нервной деятельности позволит малышу хорошо усваивать материал, который будет даваться ему в детском саду и в школе. А если все это проводить в игровой деятельности, то процесс становится еще и интересным, и увлекательным для ребенка.
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Принято считать, что дошкольный возраст- возраст интенсивного развития памяти. В этот период память является ведущей психической функцией. Ребенок повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.
Известно, что у ребенка дошкольного возраста процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.
Что же поможет улучшить память?
1. СКОРОГОВОРКИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ
Скороговорки способствуют развитию слуховой памяти и речи у детей.
Сначала нужно проговорить текст скороговорки медленно. Это заблуждение, что скороговорки нужно сразу говорить быстро! Ведь сначала нужно правильно выучить произношение и порядок слов. Поэтому медленно, и как будто по слогам требуется проговорить всю скороговорку. Главное на этом этапе – правильно ее выучить. Тщательно проговаривая каждую букву. И только когда выработается правильное произношение, можно тренироваться дальше: убыстрять произношение, менять интонацию, декларировать скороговорку шепотом или громко, нараспев и т.д. Главное – тренируйтесь регулярно.
Так, потихоньку тренируясь, можно использовать скороговорки для развития речи.
Пыхтит, как пышка, пухлый мишка.
На рынке Кирилл кружку и крынку купил.
Дарья дарит Дине дыни.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Архип осип, Осип охрип.
2. ИГРА «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» - развитие зрительной памяти
Посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
3. ИГРА «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?)
Поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 (2,3 и т.д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»
4. КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
ИГРА «КТО ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
ИГРА «ЧЕРЕДОВАНИЕ»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ИГРА «ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
ИГРА «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
ИГРА «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
ИГРА «КТО КЕМ БУДЕТ?»
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
ИГРА «РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
В возрасте 6-7 лет дети любят играть в ролевые сюжетные игры. Также им нравятся коллективные и настольные игры. Задача родителей - развивать в своих детях любознательность, выдумку и инициативность.
Развивающие игры для детей 6-7 лет должны помогать развитию умений и навыков ребенка. В этом возрасте отлично подойдут игры на развитие внимания и памяти, мышления. Эти навыки станут незаменимыми помощниками в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике
Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...

Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...
Развитие внимания, мышления учащихся на уроках химии (примеры)
интересные задания, способствующие развитию внимания и мышления учащихся...

«Развитие внимания, мышления и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В данном материале рассказывается, как на примере одной игры можно развивать внимание, память, мышление и речь ребёнка. Даются краткие рекомендации организации занятия от педагога-психолога....

Консультация для педагогов «Упражнения и игры для развития внимания, речи, мышления, памяти»
Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивац...




