Адаптация детей раннего возраст к ДОУ
консультация

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период? Режим посещения детского сада в период адаптации. Советы родителям. Как долго может протекать адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в

жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша : режим

дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению

ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение,

другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую

ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от

еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша

в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного

учреждения.

Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного

учреждения. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в

новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон,

эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже

сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома

просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел

самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,

эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению

физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому

саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение

месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон

налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У

ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное

состояние; он активно ко0нтактирует со взрослыми, детьми, окружающими

предметами, быстро привыкает к новым условиям.

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются

через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым.

Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель

способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при

поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую

активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У

ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на

выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);

активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо

отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных

реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность,

напряженность).

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что

характер адаптации зависит от следующих факторов:

- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в

возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче

могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что

к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают

речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо

развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

- сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно

заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

- индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста поразному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети

плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого

реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение

ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом

следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне

спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в

последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не

принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько

недель.

- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии

с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей

умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,

общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.).

Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его

правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать

к условиям дошкольного учреждения.

- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со

сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по

себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых

форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад

неоднократно попадали в разные условия. Важно, чтобы в семье у ребенка

сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно

относится к требованиям взрослых.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное

течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в

дошкольное учреждение.

- Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала

оставляете ребенка в детском саду на час - два, потом до обеда или до тихого

часа, затем, на целый день.

- Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать

дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2

месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать

детский сад.

- Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его

капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите.

Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться

выполнять домашние дела. Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или

почитать вместе.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с Родителями.

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний

предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов

прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской

площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или

разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает

дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой

рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту

игру. Полезно выполнять движения двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Групповая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Здравствуй, детский сад!"

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации  детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия....