Адаптация детей раннего возраст к ДОУ
консультация
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период? Режим посещения детского сада в период адаптации. Советы родителям. Как долго может протекать адаптационный период.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в
жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша : режим
дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению
ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение,
другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую
ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от
еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша
в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного
учреждения.
Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного
учреждения. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в
новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон,
эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже
сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома
просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению
физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому
саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение
месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон
налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У
ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное
состояние; он активно ко0нтактирует со взрослыми, детьми, окружающими
предметами, быстро привыкает к новым условиям.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются
через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель
способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при
поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую
активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У
ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на
выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);
активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо
отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных
реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность,
напряженность).
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что
характер адаптации зависит от следующих факторов:
- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в
возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче
могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что
к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают
речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо
развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно
заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста поразному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети
плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого
реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение
ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом
следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в
последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не
принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько
недель.
- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии
с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей
умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,
общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.).
Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать
к условиям дошкольного учреждения.
- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со
сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по
себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых
форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад
неоднократно попадали в разные условия. Важно, чтобы в семье у ребенка
сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно
относится к требованиям взрослых.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное
течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в
дошкольное учреждение.
- Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала
оставляете ребенка в детском саду на час - два, потом до обеда или до тихого
часа, затем, на целый день.
- Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать
дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2
месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать
детский сад.
- Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его
капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите.
Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться
выполнять домашние дела. Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или
почитать вместе.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с Родителями.
1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний
предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов
прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской
площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или
разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает
дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой
рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту
игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Групповая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Здравствуй, детский сад!"
Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия....

