Групповая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Здравствуй, детский сад!"
методическая разработка

Смирнова Светлана Анатольевна

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации  детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное учреждение

«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 

г.Боровичи Новгородской области                                                                                                                                                                        

Программа адаптации детей раннего возраста

к условиям ДОУ

"Здравствуй, детский сад!"

(для детей от 1,5 до 3 лет)


                                                                                                                           

Пояснительная записка

         Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, в течение которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний культуры, в которой живет.

           В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное учреждение- это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

          Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

          В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду нами разработана программа групповых игровых сеансов, направленная на социализацию дошкольников. Психологическое сопровождение осуществляется в три этапа:

1. Анкетирование родителей. Установление с детьми личностного и эмоционального контакта.

2. Психолого-логопедическая  диагностика ребенка. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста.

3. Анализ результатов диагностики и развивающей работы. Консультирование родителей. Выдача рекомендаций.

              В ходе психологического сопровождения детей раннего малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу - это совместная радость, доброжелательность, проявляют заинтересованность, активизируются.

             К 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу.

                  Особенное внимание следует уделить воздействию социальных факторов. Один из них - коммуникативная депривация, то есть недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. Давно известно, что с малышом необходимо общаться, начиная с самого его рождения. Однако многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало разговаривают, имеют отставание в речевом развитии. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребенка.

                  Три года — это критический период в речевом развитии ребенка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций) организуется речевое воздействие на ребенка, зависит его речевая и познавательная деятельность.

            Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

             Проектирование в нашей работе позволило нам еще более подчеркнуть и выделить весомость раннего дошкольного возраста – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, и еще более выделить задачу взрослого, которая состоит в том, чтобы дать правильное направление социальному и эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству со старшими.

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия.

Задачи:

-вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;

-сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

-обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;

-стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;

-вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

-обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;

-стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Режим работы. Программа рассчитана на 12 часов, на 24 занятия.

Ожидаемый результат: социализация детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия педагога-психолога,  учителя-логопеда с детьми.

В результате освоения программы дети должны уметь:

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);

-уметь подражать действию и слову в музыкально-ритмических играх и упражнениях.

-использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Условия реализации программы

       Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, комплексные занятия с детьми раннего возраста имеют ряд специфических особенностей.

       Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность.
      Внимание ребенка раннего возраста непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация деятельности детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
        Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом.

        Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
      Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым исследованиям.

       Необходимо многократное повторение словесного материала.
      Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова, игровые приёмы. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

         Программа включает адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры.

          Для освоения содержания программы в работе с детьми используются показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

Используемые технологии:

• коммуникативные игры;

• телесно-ориентированные игры и упражнения;

• логоритмические игры и упражнения;

• упражнения с дидактическим материалом.

Содержание программы

Занятие

Цели и задачи

Виды игр и упражнений

«Зверята. Мишка»

Цель: Устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Учить внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь педагога; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки и сенсорному воспитанию.

Задачи: - развитие дыхания, улучшение координации движений;

- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мимической и мелкой моторики.

Игра «Мишка»

Песенки «Мишка ложечкой звенит», «Мишка с шариком идёт»

Пальчиковая гимнастика: «Шишки»

«Мишка умывается».

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Учить части тела человека, вслушиваться в речь педагога; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Задачи:

- развитие дыхания, улучшение координации движений;

- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мимической и мелкой моторики.

Игра «Вот такие мы», «Ладошки», «Делаем зарядку», «Большие ноги идут по дороге». Песенки «Наши ручки», «Ножки», «Понарошки».

«День рожденья Мишки»

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Закрепить части тела человека, вслушиваться в речь педагога; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Задачи: - развитие дыхания, улучшение координации движений;

- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мимической и мелкой моторики.

Песенки «Мишка ложечкой звенит», «Мишка косолапый»

Пальчиковая гимнастика: «Шишки»

«Ёлочка – колкая иголочка»

«У тебя, у меня»

Торт для Мишки. Чаепитие.

«Зверята. Киса Сима»

Цель: Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношения к животным. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Познакомить с домашними животными и их детенышами.

Песенки «К нам пришёл котёнок»

«Киска пьёт молочко»

«Киса Сима и мышка Шуша играют в прятки»

«Киса Сима и клубочки»

Цель: Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношения к животным. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Познакомить с домашними животными и их детенышами.

Задачи: - развитие дыхания, улучшение координации движений;

- развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мимической и мелкой моторики.

Песенки «К нам пришёл котёнок»

«Киска пьёт молочко»

«Киса Сима и мышка Шуша играют в прятки»

Киса Сима играет в клубочки

Рисование округлых линий

«К Бегемоту Бонди»

Цель: Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Учить вслушиваться в рифмованную речь педагога; координировать речь с движениями. Способствовать сенсорному воспитанию и развитию.

«У жирафа», «Музыкальный коврик – Африка». «Львёнок и черепаха» - инсценировка.

Игра «Изобрази животное»

«Зверята. Ёжик Уф»

Цель: Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Учить вслушиваться в рифмованную речь педагога; координировать речь с движениями. Способствовать сенсорному воспитанию и развитию.

«Ёжик Уф»

«Что любит Ёжик»

Маленькие Ёжики – переносим на спине яблоки или листочки.

Рисование пальчиками: Ёжик

«Зверята. Ёжик Уф в гостях у белочки».

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Учить внимательно слушать рифмованную речь. Сопровождать игру речью. Формировать фонетико-фонематическую базу. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам.

Игры и песенки: «Сидит белка на тележке», «Мишка с кубиком», «Мишка с чашкой», «Зайка», «Лягушка – ква», «Дятел – тук», «Мошка», «Птички», «Гости», «Ёжик».

«Транспорт. Звуки города»

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Знакомить с различными видами транспорта. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие.

Игры и песенки: «Самолётики», «Машинки», «В автобусе», «Паровозики»,    

«Машина – БИ», «Паровоз».

«Шумные игры. Музыкальные инструменты»

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Знакомить с различными видами муз. инструментов (барабан, металлофон, погремушка, деревянные ложки, колокольчик, бубен, треугольник, дудочка). Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие. Формировать фонетико-фонематическую базу.

Игры и песенки: «Поиграем на дудочке», « Поиграем на балалайке», «Позвеним в колокольчик», «Барабан», «Тик-так» (деревянные палочки), «Лошадка» (деревянные ложки).

«Муха Жужа и комарик Зак»

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Знакомить с различными видами насекомых. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие.

«Деревце», «Жук, жук, не жужжи!», «Мошка», «Кузнечики».

«У деда Корнея на огороде »

Цели. Учить вслушиваться в речь педагога и правильно выполнять его инструкции. Формировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую активность детей.

Игра «Огород».

Речевая игра «Помидор».

Игра «Спрячем овощи».

Слушание песни: «Во саду ли в огороде»

Аппликация: «Грядка»

Рисование пальчиками через файл: «Помидор»

Физ.мин: «Мы капусту рубим».

Рисование по трафарету и закрашивание (Тыква).

«У бабушки Арины в саду»

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Знакомить с различными видами фруктами. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие.

Игра «Фрукты»

Речевая игра «Мы идем в сад»

Речевая подвижная игра «Яблоко»

Игра «Подарим фрукты»

Рисование пальчиками через файл: «Яблоко»

Игра: «Во саду ли в огороде» (компот- выбери продукты для компота).

Игра: «Магазин», «Что купили на базаре?»

«Кукольный сервиз»

Цели. Стимулирование речевой активности посредством общего и речевого подражания. Знакомить с различными видами посуды. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие. Формировать фонетико-фонематическую базу.

Игра «Мы посуду называем»

Игра «Сколько ложек?»

Речевая игра «Я пеку», «Мишка с чашкой».

Слушание: «Тарелочки и ложечки»

Лепка: «Баранки к чаю».

Аппликация: «Тарелочки для Мишек» (большой –маленький по сказке «Три медведя»

Рисование по трафарету и закрашивание (чашечка и тарелочки).

Развивающий мультфильм «Федорино горе». Презентация «Виды посуды»

«Кукольный домик»

Цели.

-Формировать обобщающее понятие «мебель». Учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету.

-Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

-Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (обсуждение).

-Воспитывать навык совместной работы

-Развивать пространственное мышление, память.  аналитико-синтетическую деятельность.

Игра: «Уложим куклу спать» (положим куклу на кровать, одежду вешаем на стул или убираем в шкаф, обувь ставим под стул или под кровать).

Инсценирование сказки «Теремок» (имитация движения и звукоподражания).

«Магазин игрушек»

Познакомить с названиями игрушек групповой комнаты; побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность

Слушание: «Пупсик». Песенка «Ванька-встанька», «Мыльные пузыри».

Чтение стихотворений А. Барто

Аппликация «Неваляшка»

Презентация. Видео-загадки «Веселая школа» - «Игрушки»

Игра: «Поймай воздушный шарик».

Чтение потешек с инсценированием: «Мыльный пузырь»

Игра: «Ку-ку».

Игра: «Сварим кашку

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г. Развиваем речь малыша (Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет) -  СПб.: Литера, 2011.
  2. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 1986.
  3. Гришвина А.В. Игры. Занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития – Москва: «Просвещение», 1988
  4. Еду-еду к бабе, к деду (стихи с движениями) / Составитель Е. Шарикова – Москва: «Стрекоза», 2015.
  5. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь - СПб.: Литера, 2009.
  6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду (Музыкальные игры, упражнения, песенки) - СПб.: «Детство-пресс», 2014.
  8. Новиковская О. Альбом по развитию речи – Москва: Астрель, 2010.
  9. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. — М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.— 4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  11. Смирнова В.И. Развитие речи у детей 2-3 лет - СПб.: «Детство-пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Презентация " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"

Презентация экспериментальной работы " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"...

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в групповой двигательной активности»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....