Презентация " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"
презентация к уроку на тему

Петухова Алла Павловна

Презентация экспериментальной работы " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная работа « Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка» КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» для детей с органическими поражениями ЦНС с нарушениями психики МЗСР ЧР

Слайд 2

Актуальность Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно – волевой сфер ребенка. Овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка Дети – сироты с самого рождения находятся в условиях эмоциональной, сенсорной, социальной депривации . С младенческого возраста потребности непосредственного эмоционального общения с матерью не удовлетворяются, что влечет резкое отставание и замедление всех сторон развития, а особенно речи Глубина задержки нервно – психического развития ребенка обусловлена отставанием речи, особенно экспрессивной Экспрессивная речь тормозит всё психомоторное развитие ребенка . Таким образом, учитывая условия депривации, в которых дети вынуждены находиться, остается актуальным исследование компонентов речи детей раннего возраста и разработка коррекционного воздействия.

Слайд 4

Задачи исследования Провести систематизацию и анализ имеющихся данных по проблеме исследования Провести диагностику нервно – психического развития детей Провести диагностику речевого развития детей Разработать методику коррекционного воздействия при отклонениях речевого развития

Слайд 5

Глава 2. Организация и методика экспериментального исследования речевого развития детей 3-го года жизни в условиях Дома ребенка . В данной главе представлен констатирующий эксперимент

Слайд 6

Экспериментальная работа проводилась на базе Чебоксарского специализированного Дома ребенка «Малютка» для детей с органическими поражениями ЦНС.

Слайд 7

Исследование представляет 3 этапа

Слайд 8

Цель констатирующего эксперимента – определить уровень речевого развития детей. Задачи: определить уровень нервно – психического развития детей. сравнить результаты НПР детей ЭГ-1 с ЭГ-2. определить уровень развития импрессивной и экспрессивной речи. Определить состояние импрессивной и экспрессивной речи по группам НПР. Сравнить результаты, полученные в процессе обследования импрессивной и экспрессивной речи детей ЭГ-1 с ЭГ-2. Установить причины речевого недоразвития.

Слайд 9

Первый этап . Изучение медицинской документации . Данные медицинского заключения детей Группа ЭГ - 1 1 Савкин Никита 2 года ММД, ЗРР Гр. Разв IV 2 Кузнецов Антон 2г 1мес РЭП, ЗРР III 3 Харламов Коля 2г 3мес ММД, ЗРР II 4 Иванов Артем 2г 3мес РЭП, ЗРР III 5 Шаланова Яна 2г 6мес Здорова II Группа ЭГ - 2 6 Григорьев Саша 2года РЭП, ЗРР Гр. Разв IV 7 Игнатьев Алеша 2 года Последствия ЧМТ, ЗНПР IV 8 Алмазов Клим 2 года РЭП, ЗРР III 9 Воробьев Илья 1г 10мес ММД, ЗРР V 10 Резник Максим 3 года РЭП, ЗРР V

Слайд 10

Второй этап. Обследование нервно – психического развития детей . Дети группы ЭГ -1 значительно опережают в своём развитии детей группы ЭГ –2. Дети ЭГ-1 имеют высокую II и III группы НПР. Дети ЭГ-2 ( поступившие после 1г 4мес.) – низкую IV и V группы развития. Вывод: коррекционная работа, начатая в младенческом возрасте, позволяет нормализовать ход нервно – психического развития ребенка.

Слайд 11

Третий этап. Обследование речевого развития детей.

Слайд 12

Диагностические задания Импрессивная речь Экспрессивная речь

Слайд 13

В связи с учетом нормативных показателей , выделила 3 уровня развития речи :

Слайд 14

Результаты обследования импрессивной речи Группа ЭГ - 1 Уровень речи 1 Савкин Никита 2 года Высокий 2 Кузнецов Антон 2г 1мес Средний 3 Харламов Коля 2г 3мес Высокий 4 Иванов Артем 2г 3мес Средний 5 Шаланова Яна 2г 6мес Высокий Группа ЭГ - 2 Уровень речи 6 Григорьев Саша 2года Средний 7 Игнатьев Алеша 2 года Низкий 8 Алмазов Клим 2 года Низкий 9 Воробьев Илья 1г 10мес Средний 10 Резник Максим 3 года Низкий

Слайд 15

На основании данных обследования строим диаграмму развития импрессивной речи. 60 % детей имеют средний уровень развития импрессивной речи, 20% - высокий. Пограничный со средним, но всё же низкий – 20%.

Слайд 16

Результаты обследования экспрессивной речи группы ЭГ-1 № Фамилия, имя № задания II - 1 Номер задания II - 2 Номер задания II -3 Номер задания II - 4 Номер задания II - 5 Кол-во бал-в Уровень разв-я экспрессречи 1 Савкин Никита 2 2 2 2 1 9 Низкий 2 Кузнецов Антон 3 3 2 2 2 12 Средний 3 Харламов Коля 3 3 4 4 3 17 Высокий 4 Иванов Артем 3 3 2 2 2 12 Средний 5 Шаланова Яна 4 4 4 4 3 19 Высокий Кол-во баллов за задание 15 15 14 14 11 69

Слайд 17

Результаты обследования экспрессивной речи группы ЭГ-2 № Фамилия, имя Номер задания II - 1 Номер задания II - 2 Номер задания II -3 Номер задания II - 4 Номер задания II - 5 Кол-во баллов Уровень развития экспресс.речи 1 Григорьев Саша 2 2 2 1 1 8 Низкий 2 Игнатьев Алеша 2 1 1 2 1 7 Низкий 3 Алмазов Клим 3 3 3 3 1 13 Средний 4 Воробьев Илья 1 2 1 2 1 7 Низкий 5 Резник Максим 3 3 2 3 1 12 Средний Кол-во баллов за задание 11 11 9 11 5 47

Слайд 18

На графике прослеживается развитие импрессивной речи групп ЭГ-1 и ЭГ-2. Наименьшее количество баллов набрала ЭГ-2. Дети ЭГ-2 понимают простые одноступенчатые инструкции, показывают части тела, знают много названий предметов( I -1, I -2), понимают некоторые действия ( I -3), но не понимают грамматические категории ( I -4, I -5). Уровень развития импрессивной речи выше значительно в ЭГ-1. Дети знают много названий действий, понимают вопросы косвенных падежей, неплохо ориентируются в простейших грамматических категориях, но ещё недостаточно сформирован процесс развития пространственных представлений, суффиксальных отношений ( I -5). График выполнения заданий .

Слайд 19

Идёт выраженное отставание Ра в группе ЭГ-2. Дети ЭГ-2 набрали меньше баллов за задание II -3, II -5,больше за II -2 и II -4. У некоторых появилась 2-х словная лепетная фраза, но качество, объём словаря отстаёт. Дети группы ЭГ-1 легко вступают в контакт, охотно называют слова –предметы, слова – действия. Многие пользуются 3-4-х словной фразой, доступно словоизменение, некоторые используют в речи обобщения . График выполнения заданий.

Слайд 20

Констатирующий эксперимент показал Практически все дети дома ребенка отстают в речевом развитии от нормативных показателей развития детей раннего возраста. Импрессивная и экспрессивная речь детей развиваются неравномерно. Отстаёт значительно экспрессивная речь. Глубина задержки НПР ребенка , в подавляющем большинстве, обусловлена отставанием развития речи активной . Ч ем раньше диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно – развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания в последующем. Следовательно , мы можем утверждать, что дети дома ребенка уже с самого раннего возраста нуждаются в направленном коррекционном воздействии.

Слайд 21

Глава 4. Проведение и анализ контрольного эксперимента

Слайд 22

Контрольная диагностика проводилась в два этапа.

Слайд 23

1 этап. Определение динамики нервно – психического развития детей На 1 этапе обследование проводилось, как обычно, по методикам, разработанным К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной , Э.Л. Фрухт , Л.Г. Голубевой . По результатам обследования строим график и диаграмму, где прослеживается динамика НПР всех детей экспериментальной группы.

Слайд 24

График и диаграмма отражают положительную динамику нервно – психического развития детей. Увеличилось количество детей, НПР развитие которых приблизилось к норме – это 2 ребенка с I и II группами развития (всего 20 %). Не стало детей с низкой V группой НПР, и соответственно выросла IV группа развития. III группа НПР осталась без изменений и показывает удовлетворительное состояние уровня нервно – психического развития детей. III и IV - самые распространенные группы в доме ребенка.

Слайд 25

2 этап. Определение динамики речевой деятельности .

Слайд 26

Разница в развитии импрессивной речи ( I-1 - I -5) контрольного и констатирующего эксперимента незначительная, так как она была достаточно высокой в обеих группах. В развитии экспрессивной речи ( II-1 - II-5) за время эксперимента произошел скачок, особенно в группе ЭГ-2 (дети , поступившие после 1г 4мес – 3 лет), что свидетельствует о начале коррекционной работы с ними.

Слайд 28

График показывает динамику в понимании грамматических категорий детей группы ЭГ-1, это задания I - 4, I - 5.

Слайд 29

В группе ЭГ-2 произошел резкий скачок в развитии пассивного номинативного словаря (задание I -2). Дети лучше стали понимать вопросы косвенных падежей ( I -4), упорядочился глагольный словарь ( I -3).

Слайд 30

По всем заданиям в группе ЭГ-1 идёт положительная динамика. Обогатился активный словарь, дети больше используют грамматические формы, стала интенсивно развиваться коммуникативная функция речи .

Слайд 31

График отображает значительный рост в группе ЭГ-2 активного предметного и глагольного словаря (задания II -2, II -3), появилась2-х словная фразовая речь ( II -4). Речь детей группы ЭГ-2 ещё наполнена лепетными словами, звукоподражаниями, но дети уже с желанием вступают в контакт, пытаются пользоваться речью для общения, появляются зачатки словоизменения.

Слайд 32

Заключение Сравнительные показатели на констатирующем и контрольном этапах эксперимента отражают положительную динамику в нервно – психическом и речевом развитии детей. Несомненно, речь детей в Доме ребенка отстает от речи детей, воспитывающихся в домашних условиях. Но все же коррекционная работа дала положительные результаты. Объективно это подтверждается сравнительными показателями контрольного и констатирующего экспериментов.

Слайд 33

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Основные направления развития речи детей раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста требует особого внимания со стороны родителей и специалистов.Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.В матер...

Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .

Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....

Развитие речи детей раннего возраста. Советы родителям

Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста...

Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.

Обследование уровня нервно-психического развития детей. Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического дете...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...